«Следствие закончено - забудьте», от этого, просмотренного в студенчестве фильма осталось только название. Броуновское движение явлений жизни, ума холодных наблюдений, «сердца горестных замет» начисто стерло из МОЕЙ памяти подробности сюжета.
Незаконченная история Личковаха тоже состоит пока только из заголовка.
Одна строчка из Книги скорби Украины: «Курсант училища . Загинув 06.09.41.»
Всего одна строчка из архивного списка погибших: фамилия без инициалов и дата 6.08.41г.
Разнобой с датам – неприятно, но факт. Инициалы удалось уточнить. Поиск по базе данных Память народа я провел исходя из того, что погибший учился в 24 классном отделении, там был Личковаха И.П.
Так же я поступал с другими фамилиями без инициалов из архивного списка /ЦАМО_ фонд 60122, опись 35353, дело 3, лист 257/, озаглавленного «Список убитых и раненных нач.состава и курсантов сводного полка Полтавского тракторного училища».
Барабась, Лисица, Биба, Красовский были найдены в учебных списках 2-й и 3-ей учебных рот (1-го учебного батальона).
В архивной истории Полтавского тракторного училища упоминается, что «в полк входили курсанты 1 и 2 батальонов, личный состав 8 отдельного запасного тракторного батальона, курсанты-выпускники 2-х рот, политбойцы и часть преподавательско-командного состава батальонов».
С Личковахой, к сожалению, не получилось, не удалось решить его задачу нахрапом, с ходу; не осталось в "Памяти народа" подробностей о таком курсанте.
Тогда на смену мозгового штурма пришло время мозговой осады. Вот что я упустил из вида, не учитывая раньше.
Списков 2-го учебного батальона в архиве училища нет.
А вдруг в училище был еще один курсант Личковаха, не только в 24 классном отделении 2-й роты 1-го учебного батальона!
И еще один ставший существенным момент: как показала история учтённого погибшим лейтенанта Стамбуляна
http://proza.ru/2021/02/14/675, есть мизерный шанс, что убитым сочли человека не погибшего, а пропавшего из поля зрения в фонтанах минных разрывов. Не вернувшегося с поля боя, переходящего по несколько раз в сутки из рук в руки противоборствующих сторон.
Довольно аргументации. Пора переходить к фактам.
В базе данных «Память народа» оказался представитель клана Личковаха с судьбой, роднящей его с воскресшим Стамбуляном.
ЛЫЧКОВОХА ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, уроженец села Буромка, Семеновского района Полтавской области 1921 года рождения. Призван в 1940 году Нижне-Днепровским РВК, Полтавской области.
Воинское звание: рядовой
Дата выбытия: __.__.1941
Причина выбытия: попал в плен (освобожден).
<Источник информации: ЦАМО_фонд 58, опись 18003, дело 1391>.
В списке освобожденных из плена в марте 1945 года в строке с его фамилией подробности: мать Екатерина Елисеевна живет в Буромке, где половина семей отмечена фамилией Личковаха.
В плену находился 3 года и 2 месяца. Попал в неволю под Синельниково, в полусотне километров от Днепропетровска.
Награжден в 45-ом орденом Красной звезды и в 1985-ом юбилейным орденом Отечественной войны.
Наградной лист, даже единственный, помогает подробностями.
«В отечественной войне с 1.1.1945; после освобождения призван в 218 стрелковый полк; в Красной Армии с 27.3.1945 года».
Всего через месяц, 27 апреля командир полка подписывается под текстом: «Достоин награждения. За преодоление трудно проходимой болотной местности к берегам реки Одер, за мужественную выдержку при форсировании, за меткую стрельбу из немецкого фауста, на захваченном плацдарме уничтожил более 10 гитлеровских бандитов».
Фрагмент письма из опубликованных архивов ФСБ (http://www.fsb.ru/fsb/smi/interview/single.htm.html) доносит до нас ускользающее настроение той великой войны.
«До вчерашнего письма мне хочется добавить, что я сейчас рад и счастлив, наконец, моя неугомонная душа дождалась своего раздолья. Сегодня началось на нашем участке наступление», - так мог бы написать домой и рядовой боец Личковаха, попавший в плен под Днепропетровском через месяц после расформирования сводного полка.
Неугомонный, который при освобождении в 45-ом вспомнил о Нижне-Днепровском райвоенкомате Полтавской области (- да, такого в природе никогда не существовало, но плен, как радиация изматывает тело и отравляет психику!).
Как самоотверженно он наверстывал на Одере пропущенные из-за плена бои на Дону, Волге, Тереке и Днестре. Как шотландский Горец Дункан Мак-Лауд из клана Маклаудов!
Клан уже стал архаизмом, родовая община с внутренним патриархальным устройством, имеющая общего предка.
Это определение подходит и к роду Личковаха из Буромки, население которой в 2001 году составляло всего 411 человека.
Чужаки называли её Борымкой, Будошкой, Буришкой, Буренкой, Буровкой, Буримкой, Буремкой, Гуровкой, Бурамни, Дуромкой и Бурашкой. Эти названия не вырубишь топором из базы данных Министерства обороны «Память народа». Как и фамилии полусотни бойцов, ветеранов Великой Отечественной войны из клана Личковаха.
И еще один из Личковах был удостоен звания Героя Социалистического Труда «за выдающиеся успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, проявленную трудовую доблесть в выполнении плана и социалистических обязательств по увеличению производства и продажи государству сельскохозяйственных продуктов в 1976 году».
Википедия подсказывает:
«Родился Василий Александрович Личковаха 11 сентября 1924 года в крестьянской семье в селе Буромка. После окончания в 1946 году Хорольской школы трактористов работал трактористом в колхозе имени XXI съезда КПСС Семёновского района. Был назначен бригадиром трактористов».
Клан воинов и трактористов в 20 веке еще существовал на Полтавщине, на левом берегу Днепра.
У них была нестандартная внешность пассионариев, см.фото на
http://proza.ru/2021/02/03/737.