Таран на лесной дороге

Анатолий Ефимов
Таран на лесной дороге (из серии "Под крылом ангела)
    В конце семидесятых годов я в должности  начальника строительно-монтажного участка руководил обустройством ракетного комплекса  ПВО для отдельного зенитно - ракетного полка на севере Вологодской области. Личный состав полка параллельно с нами занимался оборудованием боевых позиций, лесопорубочными работами для расчистки зон станций РЛС и приемкой, разгрузкой, транспортировкой и охраной поступающего непрерывным потоком  оборудования, техники и другого воинского имущества. Одновременно  полк постоянно проводил учебно - тренировочные занятия на новой технике по плану постановки на боевое дежурство в полевом варианте.
     На военные строительно-монтажные участки независимо от объема работ и удаленности от базы УНР, легковые машины не предусматривались по штату.  Все необходимые переезды в пределах зоны строительства или территориальной принадлежности, линейный инженерно технический персонал и офицеры и младшие командиры ротного звена, при необходимости совершали на рабочих транспортных машинах или же автомобилях предназначенных для перевозки личного состава.  При этом всегда совмещая попутно, свои поездки с другими задачами по перевозке грузов и выполнению транспортных услуг
     Маршруты движения нашего технологического автомобильного транспорта в основном ограничивались и определялись железнодорожной станцией, временным жилым городком военных строителей, производственной базой с растворобетонным узлом (РБУ), жилой, казарменной и технической зонами полка, объектами строительства, а также карьерами, жилым поселком и местными  предприятиями.
    Вся местность в районе была лесистой, густо заросшей в основном хвойными деревьями, местами заболоченная и малопересеченная и  перерезанная мелкими речками и ручьями. Зимой  сильные снегопады и метели  были постоянным явлением в этой местности, как и   низкие  температуры, доходящие до минус сорока градусов.  Расчистку дорог осуществляли в таком случае два бульдозера на базе челябинских тракторов С-80 и вездеходного автомобиля ЗиС -157 с навесным отвалом. Один бульдозер был наш, военных строителей Дороги были прорезаны в лесу в начале дислокации подразделений и были проселочного типа с грунтовым покрытием.
     В этот морозный январский день диспетчер участка сержант Волков Андрей сообщил, что ему позвонили со станции о прибытии  вагонов с железобетонными конструкциями.
-  Андрей! Что за железобетон пришел?
- Здравия желаю товарищ старший лейтенант! Пришли какие-то блоки, перемычки и ригеля.
-  Здравствуй! Значит конструкции легкие.  Где у нас сейчас 3х тонный автокран  ЛАЗ-690?
-  На четвертой площадке. На монтаже фундаментов казармы - ответил диспетчер.
- Жалко снимать. У них отрыты траншеи. Может промерзнуть грунтовое основание. А где сейчас другие два крана?
- Другой-7 и тонный автокран К-51 Коржавина Валентина  на МаЗе отдали воякам. У них пришло какое-то специальное оборудование в огромном ящике. Говорят, весит около семи тонн. У них такого крана нет. Он даже долго не соглашался такой, предельный по грузоподъемности для его крана груз, разгружать. Но Вы же сами пообещали командиру полка помочь в разгрузке.
-  Да было такое дело. Соседям надо помогать. Где они здесь в тайге найдут такую технику кроме нас.  Значит, этот кран отпадает. Напомни мне, чем сейчас занят десяти тонный  кран Володина Николая К-162 на базе КРаЗа.
- Этот кран, товарищ старший лейтенант, вчера на оперативке вывели в техобслуживание. Ему удлиняют стрелу до 12 метров с гуськом для монтажа плит перекрытия второго пролета на хранилище  ракетных изделий.
- Выходит, Андрей выход у нас один.  Быстро попуткой поезжай на  четвертую площадку. Снимай кран  ЛаЗ-690 и на нем приезжай на станцию разгружать вагоны.  Возьми с собой стропальщика.  Вторым стропальщиком будешь сам. У тебя есть удостоверение. Смотри, чтобы не налететь на штраф за простой вагонов. Передай мастеру, что кран  снимаешь на разгрузку прибывших вагонов, и скажи ему,  чтобы утеплил основание траншей от промораживания.
-  Слушаюсь! Выеду на машине из нашего военно-строительного отряда . Она везет туда обед.
- Я сейчас на самосвале заеду в карьер за песком и тоже приеду на станцию. Во первых – мне нужно  посмотреть, что за  железобетон пришел в вагонах, а во – вторых встречусь с начальником станции. Попытаюсь снять штрафы по простоям вагонов за прошлый месяц. Затем поеду  на  восьмую  площадку.
    Самосвал, на котором я выехал в карьер за песком, был старой послевоенной модели ЗиС – 585.  Он в своей жизни видимо, давно уже отработал все возможные нормативы.  Водителем на нем был солдат первогодок из Узбекистана. В  тесной, практически не  обогреваемой кабине, лобовое стекло, разделенное перегородкой, было заморожено до основания и боец периодически останавливался, чтобы очистить от льда и снега стекло, или же открыв стекло дверцы, делал это во время движения.  Я тоже старался сделать на своей половине стекла дыханием или теплой рукой прозрачные дырки во льду, чтобы видеть через них хоть немного дорогу.
    Сделав на  станции свои запланированные дела,  встретили на платформе наш кран с крановщиком Коржавиным В.
-  Валентин! Здравствуй! Ты долго еще будешь занят у  вояк?
-  Все, Анатолий  Петрович!  Разгрузили этот Ваш загадочный ящик. Тяжеленный оказался!  Даже на минимальном вылете мой старичок заскрипел. Что хоть в нем было?
-Современный  компьютерный  вычислительный комплекс.
-  А сколько он интересно  стоит?
- Чтобы тебе было понятней, примерно десять 60-ти квартирных домов.
Валентин остолбенел:
-  Если посчитать по современным ценам, это больше  пяти миллионов рублей получается.  Если бы я знал, то никогда не стал бы его поднимать. Кто бы не приказывал.  А  вдруг!  Мне что потом в тюрягу садится. Я его, при моей рабочей зарплате за всю жизнь не отработаю. Мой кран служит в военно-строительных условиях! Железобетонный блок всегда уцелеет. Пусть даже я его уроню. У вояк же есть свой такой же кран! Только береженный и регулярно гостируемый.  И работает и обслуживается не в таких условия  как мой.
-  Успокойся! Ничего же не случилось! Командир полка побоялся доверить разгрузку столь дорогой и сложной техники предельного для крана веса, солдату первогодку.  У тебя, говорит настоящие мужики.  Огонь и воду прошли!  Помоги! Не мог же я ему отказать.
-  Умеешь ты Петрович,  рисковать и зубы заговаривать!  Хоть учти при закрытии нарядов этот  мой  риск.
- А вот это я тебе обещаю. Валентин!
- Трудно Петрович, даже представить, во что нам обходиться оборона страны. Один  ящик железа по стоимости равен 600 квартирам. Люди у нас в городе на заводах стоят в очередях на квартиру по 20-25 лет. До сих пор не можем из клоповных бараков вылезти. Живем от зарплаты до зарплаты и то, жена  в конце месяца вынуждена перехватывать у соседей. Чтобы купить жене какую-то несчастную кофту нужно полгода работать. А сколько таких ящиков по стране. А если посчитать все танки, самолеты, ракеты, корабли и другое оружие.  Армию же тоже нужно содержать и кормить. И другим надо помогать, чтобы, против не пошли. При таких затратах долго мы будем строить коммунизм для народа – не мог успокоиться, озадаченный моим коротким ответом о стоимости разгруженного им изделия, Валентин.
-  Да, Валентин, к сожалению, ты в своих рассуждениях прав. Статистика  суровая. Но объективная. Есть, между прочим, и другая. За первые полгода прошлой войны мы потеряли более половина наиболее индустриальной и заселенной европейской части страны со всем хозяйством и населением. Погибло и попало в плен около четырех миллионов солдат. Потрясающий по жестокости и последствиям урок нашему обществу и государству на всю оставшуюся жизнь дала прошлая война. Сегодня нас снова обложили сплошным кольцом  военных баз, чтобы повторить то, что не получилось в той войне и придут не с дубинками и копьями, а с современным оружием, вплоть до ядерного. Ищут момент и ждут нашей слабости. Значит, нам постоянно нужно держать порох сухим.  И наше оружие защиты, должно соответствовать оружию нападения противника. А это стоит дорого!
       Эту суровую статистку, Валя,  тоже надо знать и никогда не забывать. Поколение наших родителей жили  несравненно  труднее нас.  Миллионы их просто погибли в расцвете лет. Молодых еще, наших матерей оставили вдовами в разрушенной войной и обнищавшей стране, а нас сиротской безотцовщиной. Хлеб у нашего поколения,  похоже, будет черствый  и черный, чтобы следующее, то есть наши дети, жило получше.  Пока так все складывается. Терпение и труд, вот что выпало на нашу  долю
-  Это все верно, Петрович! Поэтому мы с тобой и осваиваем эту тайгу. Просто грустно, что так все в жизни получается. Так  хочется самому и семье пожить получше и без напряга.
- Валентин! Вернемся к нашим баранам. Если ты уже свободен, то поезжай на четвертую площадку и займись монтажом  фундаментов на казарме. Я у них забрал кран на разгрузку вагонов.
- Хорошо. Сейчас поеду. Только ты Петрович, уж пожалуйста, не забудь сказать нормировщику, чтобы учел при закрытии моего наряда, этот твой дорогостоящий ящик с десятью домами.  Пусть посчитает за десять вагонов железобетона!  Жене, ко  дню рождения, на кофточку.
     Мы с Валентином оба рассмеялись его удачной, под В.Высоцкого. шутке.
    Закончив дела на станции, мы выехали на восьмую площадку. Проехали треть пути по живописнейшему в снежном зимнем убранстве хвойному лесу по дороге похожей от снежных завалов на тоннель. На подъезде к развилке, я  увидел сквозь наблюдательные отверстия в лобовом стекле, прогретые теплом моих рук,  что очень близко навстречу  нам едет автомобиль.  Как оказалось, это  был наш  автокран во главе с сержантом  Волковым А, который ехал на станцию для разгрузки вагонов с  железобетоном. Их машина была той же марки и такого же убогого состояния, как и наша.  И у нее лобовые стекла кабины были также заморожены, Только на их базовой модели была смонтирована крановая установка. Стрела крана  была с гуськом загнутым вниз и  выдвинута впереди автомобиля на два-три метра.
     Кричу водителю узбеку, что впереди идет встречная машина. Пока он осознавал и понимал, что я говорю, пытаясь через замороженное стекло разглядеть ситуацию на дороге, встречный кран оказался уже на линии столкновения. Успеваю упасть на дно кабины, и в туже секунду стрела крана разбивает, как таран, наше лобовое стекло, проходит сквозь кабину надо мной и пустым сиденьем, где я только, что сидел, ударяется и пробивает заднюю стенку кабины, прижимая меня окончательно к полу, и останавливается. 
     Видимо, автомобили уперлись друг в друга передними  бамперами. Обе машины остановились. Я не чувствовал никакой боли или ранения, но был  зажат между полом кабины, сиденьем, рычагами управления и рулевой колонкой.  Сверху  был засыпан замороженными осколками лобового стекла и льда и плотно прижат нижними уголками фермы подъемной стрелы  крана. В момент оказался как тигр в металлической клетке. Ни шевелиться, ни самостоятельно выбраться из кабины я не мог. Но, думать,  разговаривать и общаться  у меня была возможность
    Сержант Волков Андрей и оба водителя  бросились к нашей машине и попытались открыть дверцу кабины со стороны, где сидел я, чтобы вытащить меня и оказать необходимую помощь.  Дверь не открывалась.  Видимо ее заклинило.
-  Мужики! Кончайте ломать дверь.  Её  похоже, заклинило. Волков! Подойдите с бойцами к другой стороны кабины, к моей голове, чтобы я мог с вами общаться – остановил я солдат.
-  Товарищ старший лейтенант!  Как Вы себя чувствуете?  Вас не раздавило стрелой. Мы сейчас разведем автокран и самосвал и вытащим Вас! - испуганно ответил  сержант Волков А.
-  Со мной все в порядке!  Только зажало со всех сторон.  Сам вылезти не смогу. Куда вы Волков, так неслись, что забыли, что кран это не стенобитное орудие!  Сделали его тараном по своему начальнику. Что я вам плохого сделал!
-  Товарищ старший лейтенант!  Мы ехали тихо, иначе бы разбились  сильнее. Сегодня же очень холодно, а печка не работает в кране. Стекла замерзли и ничего не видно.
-  Волков! Так нужно было остановиться и очистить стекла. Ладно. Объясняться будете потом перед военным прокурором, если не вытащите меня живым из этой клетки. А сейчас слушайте!
-  Слушаюсь!
-  Первое, ни в коем случае не пытайтесь сразу разъехаться! Вначале визуально проверьте, не застрял ли гусек стрелы крана в конструкциях задней стенки кабины. Если застрял, то нужно  его освободить. Иначе, когда будем разъезжаться, он сомнет или разорвет кабину вместе со мной. По этой же причине не открывайте дверцу кабины. Она создает пространственную жесткость. Вылезти из под стрелы до разъединения машин я все равно не смогу. Быстро посмотри обстановку и доложи!
-  Да, Вы правы!  Ось тросового блока стрелы, завязла в раме и обшивке кабины вместе с головкой гуська – через несколько минут ответил сержант.
-  Андрей! Поставь ребята с ручным инструментом освободить гусек стрелы. Расширьте отверстие и отожмите монтировкой или молотком блок.
  Сержант быстро отошел, дал необходимые указания бойцам и снова подошел ко мне
-  Скажи, кто из водителей более опытный?
-  Водитель автокрана. Он из Белоруссии и уже заканчивает служить.
-  Андрей!  Разъезжаться будем одной машиной. Пусть твой  белорус поставит свой автокран  на тормоза, а сам будет управлять самосвалом.  Ему отсюда  видней, как выходит стрела из кабины. И мы будем рядом.  Подставьте под колеса крана подкладки  из под выдвижных опор. Чтобы заторможенный кран не скользил по снегу  Проверь, если  ребята закончили освобождать гусек, то начнем. Иначе я на этом железе замерзну раньше, чем вы меня вытащите. Только, очень медленно.  Буквально по сантиметрам. Периодически останавливайся и осматривайся. Внимательно наблюдай за выходом стрелы из нашей кабины. Смотри, чтобы стрела,  за шинель не втянула меня в разбитое в стекле отверстие. Может раздавить.  Держим постоянный контакт.
- Понял!
-  Ну Андрей, с Богом!  Будь очень внимательный. Главное, не спеши. Я пока еще могу терпеть свое положение.
   Через несколько минут, чувствую и вижу боковым зрением, как рядом с моей головой, уверенно и привычно легли на педали тормоза и сцепления,  истертые подошвы  бывалых солдатских сапог.
-  Как тебя зовут – спрашиваю бойца.
- Егор!  Товарищ старший лейтенант!  Вы не беспокойтесь! Торопился я на станцию разгружать вагоны, чтоб не было простоя, и немного недосмотрел. Рассчитывал на реакцию вашего водителя, а он оказывается, тоже ничего не видел. А дорого узкая и засыпана снегом. Все будет нормально! Еще пару минут и мы освободим Вас.  Главное, что Вас не ранило.
-  Ты откуда призвался? У нас сколько служишь?
-  Из Могилевской области. Всю службу.  Уже два года Буду в этом году демобилизовываться.
-  Женат?
-  Нет еще. Но  девушка есть. Ждет меня.
- У меня в Белоруссии старший брат Юрий живет в Минске. Все три года службы провел там. Теперь вот женился на вашей белорусской девушке Ларисе и остался здесь. Хорошая оказалась жена. Уже сына народили.  Всю службу был тоже водителем, а в конце генерала возил. Ну, что Егор, поехали.
  Чувствую головой, как Егор плавно отжал сцепление и отпустил педаль тормоза. Затем включил скорость, и машина чуть дрогнула со скрипом назад и  остановилась.
-  Андрей! Что там у нас?
- Все в порядке. Гусек с блоком стрелы прошел через стенку кабины. Вас стрела за одежду не тянет?
-  Нет. Поехали дальше.
   Так с остановками мы вытащили стрелу крана из кабины самосвала и затем осторожно развели обе машины.  Наконец-то я,  с помощью бойцов, замерзший помятый, но живой мог встать с пола кабины и сесть на сиденье. Егор достал  из под педалей мою армейскую шапку, почистил  и подал мне. После освобождения от стрелы, дверь кабины достаточно свободно открылась. Солдаты стояли рядом с самосвалом  и видимо ждали с моей стороны разноса.
-  Бойцы! Благодарю всех от лица службы за умелые действия при ликвидации последствий аварии!  Природные условия оказались выше наших способностей! Завтра со всем водительским составом будет проведен инструктаж об особенностях вождения  и обслуживания техники в зимних условиях у нас на участке. Технику в течении суток восстановить! Много работы, транспорта не хватает. Подумайте над тем, чтобы стекла в кабине не замерзали.  Не в Африке служим. Надеюсь, что этот случай будет всем вам хорошим уроком в службе и будущей жизни
   Напуганные и обеспокоенные из-за случившегося со мной,  бойцы, после моих слов,  и от того, что все хорошо закончилось, повеселели. Заулыбались.
-  Сержант Волков !
-   Я!
 -  Забирайте кран и обеспечьте своевременную выгрузку вагонов. Будьте, аккуратны в дороге.  Не протараньте еще кого-нибудь. Спасибо, Андрей и вам ребята! – и я, с удовольствием глядя в   просветлевшие лица, пожал ему  и остальным бойцам их крепкие рабочие руки.
 
- Заботливый и надежный  Толя,  у тебя Ангел –хранитель.  Уже в который раз тебя выручает и даже спасает в дороге – сказала мне  мама, смахивая,  вечно беспокойную материнскую слезу, когда я, добравшись вечером до дома, рассказал ей этот случай - Помолюсь ему и поблагодарю его на вечерней молитве.