(предыдущее http://proza.ru/2021/04/21/1749)
Предостережения
Пришло тепло, и птицы потянулись из города в леса и поля – на свежий корм.
Их стая тоже собралась, как обычно рассевшись на ветвях своего дерева. Кау предупредил всех: летим вместе, прежде чем расстанемся в зелёных краях, ведь молодые не знают что такое ястреб или филин, которые поражают молниеносно, будто неведомо откуда появившись, особенно, если окажемся на их территории.
- Они атакуют на лету, - предупредил Кау, - а филин ухает, чтобы вспугнуть добычу и тогда, заметив, атаковать. Но он нападает к ночи, а днём спит. Ястреб же опасен днём и способен поймать ворона, мгновенно выхватив даже из стаи. Поэтому не расслабляемся и когда вместе! Сигнализируйте, едва заметив противника. На ястреба налетаем одновременно – это единственный способ с ним справиться или отбиться. Поэтому сначала объединимся с соседней стаей и примкнём к тем, что повстречаем. Много ворон справятся с ястребом.
Урчир заметил расширившиеся глаза любимой. «Боится, - подумал он, - Это не удивительно. Вряд ли она бывала в лесу».
Он повернулся к ней. Бэрчи смотрела на него, испытывая то же чувство, как во сне, где они плыли на алой лодке навстречу неведомой опасности. Ей было страшно и весело.
- Нам нельзя в лес, - неожиданно услышала она.
Её глаза спросили: Почему?
- Белые – мы там не спрячемся, будучи постоянно заметной целью.
- Но Урчир был в лесу…
- Зимой, когда там было белым-бело, и цвет помогал, а не выдавал.
Бэрчи никогда не была в лесу за те два лета, что предшествовали этому. В первое она была слишком мала, во второе была первогодок, куда такой в лес? А прошлым летом осталась одна и не решилась туда податься. Что, вероятно, её и спасло. Она тогда до самой зимы кормилась в парках и окрестностях города, прилетая на сборное дерево, но никого, конечно, не заставая. В холода стая вернулась, и жизнь белой вороны потекла знакомо. Пока не появился Урчир.
Тем временем заговорила Рира:
- То, что скажу, уже имеет отношение ко времени, когда разделимся в лесах и у рек. Мы предупреждаем других, завидев бескрылого с громкой палкой: «Вот он идёт! Спасайтесь, кто может!» Это очень не нравится бескрылым, и они охотятся на нас чисто с целью убийства, даже зарабатывая на наших смертях, для чего предъявляя лапки убитых ворон. Но это не везде им выгодно, вспугивая другую дичь. Поэтому они не гнушаются разорением наших гнёзд, подкарауливая нас там. Они ставят ловушки с приманкой из птичьих яиц на столбах и одиноких деревьях, где это более заметно. Помните, о клее, которым они намазывают картон с прикреплённой приманкой? Их располагают вблизи помоек, свалок… В городе птицы нередко гибнут, завязнув в клее и ожидая расправы. Но это происходит из-за голодухи и с неопытными, юными воронами и сороками. Летом пищи полно – не поддавайтесь на это подлое коварство!
Вороны разгневанно зашумели. Одни потому, что для них слова Риры были новостью, другие – вспомнив о своих погибших.
Рира снова заговорила:
- Если б это было всё… Нет, коварству бескрылых нет предела. Они изготавливают из филина чучело или привязывают его ещё живого, сами прячась в засаде с огненной палкой. К чучелу привязывают длинную верёвку, дёргая за неё, чтоб шевелить труп и привлечь внимание птиц. Расчёт на то, что дневные птицы постараются напасть на филина, прогоняя опасность, тогда как сам он днём не охотится. Не поддавайтесь!
Вороний шум возник снова.
Переждав пока гомон стихнет, опытная ворона продолжила:
- Я напомню, как использовать их стрельбу по нам для нашей пользы. Нужно следовать за палящими в небо, примечая чужие гнёзда. Насиживающие в них яйца в панике улетают и яйца остаются беззащитными.
Вороны засмеялись.
- А уж они-то точно не отравлены! – возвысила голос Рира, - Ибо бескрылые негодяи используют в качестве приманок рыбу и яйца, начинённые отравой. Рыбу, к примеру, довольно крупную, крепят проволокой. Одна такая рыбина, попробуй её, способна убить больше четырёх ворон!
- Ууу… - раздалось на ветвях.
- Имейте в виду, что четвероногие лесные чуют отраву и не возьмут её в пасть. Мы хуже различаем запахи, но использовать их опыт можем, наведя на «добычу».
Послышалось лёгкое «угу».
- Отравленные яйца обычно не кладут по одному, чтобы они были заметнее и кладут на видном месте, чего никогда не сделают те, кто эти яйца снесли. И места выкладки этой приманки меняют, понимая, что запомним. Эта отрава убивает и ястребов.
Рира закончила свою речь, и своё слово последним сказал Кау:
- Главное, помните, что они могут придумать что-то новое, не менее подлое. Будьте внимательны и осторожны!
- Но напомню и о приятном. В первом же муравейнике сможете избавиться от паразитов под перьями. Ох, и пощекочут же нас мураши, исцеляя! – сказал он под весёлый шум с ветвей, и добавил:
- А теперь летим!
(далее http://proza.ru/2021/04/22/1271)