Диагноз Льва Толстого о творчестве Шекспира

Жузумкан
    http://proza.ru/2021/04/22/115


   Для меня Лев Толстой - великий человек и мыслитель, ученый и философ, учитель и исследователь. "Войну и мир" я начала читать с десятилетнего возраста. Моя мама была общественным корреспондентом в местной районной газете, писала много заметок и различных статей о жизни села и ее людях. За это ее часто награждали книгами известных писателей и поэтов. Однажды она привезла домой большую картонную коробку книг среди которых оказались 2 тома "Войны и мира". Так состоялось первое знакомство с этим произведением.

   Сегодня я хочу рассказать о мировоззренческой позиции Льва Николаевича по отношению к Шекспиру. Мысленно я всегда спорила с писателем, который вообще не воспринимал Шекспира, как великого драматурга.

   Отношение Льва Толстого к творчеству Шекспира - это еще и оценка европейской культуры тех лет. 

   Лев Толстой, написав очерк "О Шекспире и драме", передавая его для прочтения своим друзьям, произнес историческую фразу Геделя "Если не я, то кто же? Если не сейчас, то когда?". И в 1906 году очерк был опубликован. Он заложил мину замедленного действия в сокрушении культа Шекспира и развенчании творчества английского драматурга. Он это сделал потому, что обладая удивительным нравственным чутьем и эстетическим вкусом ко всему прекрасному,  увидел у Шекспира не высокий стиль драмы, а "низкопотребную продукцию".

ВОТ ЕГО ОТКРОВЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ШЕКСПИРУ:

    "Помню то удивленье, которое я испытал при первом чтении Шекспира. Я ожидал получить большое эстетическое наслаждение. Но, прочтя одно за другим считающиеся лучшими его произведения: "Короля Лира", "Ромео и Джульетту", "Гамлета", "Макбета", я не только не испытал наслаждения, но почувствовал неотразимое отвращение..."
"...Шекспир не может быть признаваем не только великим, гениальным, но даже самым посредственным сочинителем...
Всякому человеку нашего времени, если бы он не находился под внушением того, что драма эта есть верх совершенства, достаточно бы было прочесть ее до конца, если бы только у него достало на это терпения, чтобы убедиться в том, что это не только не верх совершенства, но ОЧЕНЬ ПЛОХОЕ, НЕРЯШЛИВО составленное произведение, которое ... среди нас не может вызывать ничего, кроме отвращения...

Но таких свежих людей, не настроенных на поклонение Шекспиру, уже нет в наше время в пашем христианском обществе. Всякому человеку нашего общества и времени с первых времен его сознательной жизни внушено, что Шекспир гениальнейший поэт и драматург...

Произведения Шекспира глупы по причины отсутствия в них мудрости, и отвратительны по причине безумства всех его героев, не объяснимой логически трагичности судеб и нелепой ужасности, происходящей с ними..."


    Лев Толстой полностью отрицал творчество Шекспира. Вот несколько его умозаключений:
"Кратко основные косяки Шекспира:

1. Все несчастны, многие мрут или неожиданно сходят с ума.
2. Нет ни одного мудреца, который бы просветлял остальных персонажей глубиной своих познаний и высотой своих устремлений.
3. Нет счастливых людей, нет счастливой любви.

"Дополнительные технические характеристики:

1. Ни у одного героя нет своего характера. Речь и поступки каждого непоследовательны и противоречивы, не логичны и неестественны настолько, что реально не могли бы принадлежать ни одному живому человеку.

2. Поскольку ни у одного персонажа нет своего характера, определённого стиля поведения, определённых качеств, логики поведения соответствующей его положению в обществе и возрасту, своего языка  - то ВСЕ герои Шекспира - фактически имеют один характер.

3. Этот единый Шекспировский характер - человека не уравновешенного, не логичного, не последовательного, крайне эмоционального, обидчивого, мстительного, не имеющего чувства меры ни в чём, творящего не пойми что, и, трагически заканчивающего жизнь.


Выводы по Шекспиру:

1. Поскольку у героев и произведений Шекспира нет разума - в них нет пользы для человека.

2. Произведения Шекспира не просто глупая, пустая, развлекательная литература, не содержащая разумного смысла, а литература и драматургия нравственно не здоровая, трагично-ужасная, психологически угнетающая.

3. Распространение и широкую поддержку творчество Шекспира получило по политическим мотивам. Когда Англия стремилась быть Империей, требовался антураж империи, имперские символы и атрибуты. Шекспир был выбран на роль драматурга №1, поскольку его творчество, будучи распространённым массово, будет оглуплять людей, прививая им низкие вкусы и дарить разрушительные эмоции вместо созидательных смыслов.

Поскольку всё тайное, в определённый момент становится явным и известным, то и причины культа Шекспира теперь известны нам с вами."

   Продолжение: http://proza.ru/2021/04/20/1923