133-х дневный дрейф Михаила Сомова

Владлен Дорофеев
30-я САЭ и дрейф НЭС «Михаил Сомов»

Об этой истории в наше время снимут фильм «Ледокол», триллер, интригующий своим драматизмом.

8 июля 1975 года над дизель-электроходом «Михаил Сомов» был официально поднят Государственный флаг СССР. Корабль, принадлежавший НИИ Арктики и Антарктики, был предназначен для ледового плавания при толщине сплошного льда до 70 сантиметров. Был построен на Херсонском судостроительном заводе. Длина 133 м, ширина 18,8 м, осадка 9,05 м, водоизмещение более 14 тыс. т, мощность главного двигателя – 7 000 л. с., скорость – 15 узлов, водоизмещение – 14 150 т, грузоподъемность – 7 800 т.

Десятилетие спустя, весной 1985 года, с большим отставанием от графика, научно-исследовательское судно «Михаил Сомов» с новым составом зимовщиков, топливом и продуктами шло в район советской антарктической станции «Русская». Но внезапно, 15 марта, скорость ветра достигала 50 метров в секунду и начался шторм. Корабль быстро оказался зажат в море Росса тяжёлыми льдами, толщиной до четырёх метров, винт и руль заклинило, а корпус оказался на подушке из застывшей ледяной каши. Пришлось вынуждено ложиться в дрейф в восьмистах километров до чистой воды.

С помощью спутников и ледовой авиаразведки в Москве проанализировали ситуацию и поняли, что в сложившихся условиях самостоятельно дизель-электроход в ближайшие полгода из ледового дрейфа не освободиться. Над судном реально нависла угроза быль раздавленным льдами и утонуть, как в своё время произошло с пароходом «Челюскин». А людям придётся сходить на лёд и ждать спасения.
В подобной ситуации «Михаил Сомов» впервые оказался 6 февраля 1977 года во льдах Балленского ледяного массива, работая в составе флота 22-й САЭ. Но тогда 29 марта 1977 года ледовая обстановка позволила вырваться судну из плена. За время 53-дневного дрейфа корабль преодолело 250 миль.
В апреле 1985 году в сотнях километров от «Сомова» к кромке льда подошёл ещё один советский корабль - «Павел Корчагин». И это позволило достаточно быстро снять вертолётами эвакуировали 77 членов экипажа и исследователей и переправили на другие суда.
На «Михаиле Сомове» оставались 53 человека во главе с капитаном Валентином Родченко.

В мае в массиве льдов вокруг дрейфующего дизель-электрохода появились трещины, а с ними родилась надежда, что удастся вырваться. Но ветер поменялся и ещё больше замкнул ледяное поле вокруг корабля.
В стране вспыхнула «перестройка»! И несмотря на очевидное бедственное положение «Михаила Сомова», Совет Министров СССР после долгих обсуждений лишь 5 июня 1985 года принял решение об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток». Министерство морского флота выделило ледокол «Владивосток» Дальневосточного морского пароходства, а Министерство гражданской авиации – вертолёты палубного базирования под командованием Б. В. Лялина.
Потерянное начальством в судорогах «демократизации» время, как всегда, нагоняли героически простые работяга. На подготовку к плаванию и погрузку оборудования, вертолетов, топлива, комплектов теплой одежды - на случай длительной зимовки, тройного запаса буксировочных тросов, запасных частей для буксировочных лебедок, потратили всего пять дней.
Страна замерла у радиоприёмников и экранов телевизоров, переживая за ходом спасательной операции.
10 июня ледокол «Владивосток» вышел в море. Но дорога к морю Росса дальняя и трудная! Особенно для ледокола, который конструктивно не приспособлен пройти через «ревущие» сороковые и «неистовые» пятидесятые штормовые широты. Тем не менее, «Владивосток» во главе с капитаном Геннадием Анохиным дошел до Новой Зеландии, принял на борт груз топлива, и двинулся к берегам Антарктиды.

А в это время «Михаил Сомов» дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов и окончательно лишился подвижности, в условиях ограниченной видимость южнополярной ночи при температуре воздуха минус 25 градусов. Капитан В. Ф. Родченко мобилизовал все ресурсы для жизнеобеспечения судна, вёл наблюдение за массивными подвижками льдов и торосов. Три раза в сутки выходил на связь со станцией «Молодежная», так как из-за магнитных бурь экипаж утратил связь с Москвой и Ленинградом.

К концу июня «Михаил Сомов» пережил сотый день дрейфа. Вблизи корабля поднялись торосы верхушками достигавших верхней палубы, стали попадаться айсберги. На ходовом мостике усилили вахту. Пришлось сократить расход электроэнергии, пара, пресной воды. Отказались от обогрева служебных помещений, балластных танков. С и баню устраивали только два раза в месяц. Принятые меры позволили экономить ежедневно до двух с половиной тонн горючего.
Из рассказа газоэлектросварщика Алексея Кузнецова: «В курилке народ недоумевал: почему мы не пытаемся вырваться из плена? Не рискнём?! Почему осторожничаем? Какая у капитана тактика вообще?..». Однажды на собрании страсти разгорелись так, что нервы у капитана не выдержали. Он поднялся на мостик и приказал врубить двигатели на полную мощность. Мол, вы настаиваете, пожалуйста! Капитан-наставник (Борис Алексеевич) Михайлов остановил Родченко: «Филиппыч, что ты делаешь, у нас ведь танки пустые, забыл! Что зря горючее транжиришь!» Двигатели выключили. Страсти улеглись. Но каждый из нас понял, в такой ситуации надо щадить друг друга, быть предельно выдержанным, тогда только выдержим».
Капитан Валентин Филиппович Родченко рассказывал в радиорепортаже: «Вокруг огромные айсберги и мы как пушинка среди них пытались лавировать. Но поскольку мы идти не могли, у нас хода не было, то получалось так, что айсберги, которые проходили мимо нас, а уклониться от них мы не могли, они же у нас были помощники... Когда мимо проходит огромный айсберг за ним тянется "тень", так называемая, чистая вода. Он ведь крушит перед собой весь лёд, а за ним образуется водичка чистая. И мы использовали эти "тени" чтобы продвигаться. Наша задача была, первое, выйти из зоны айсбергов, потому что это смертельная опасность для судна, а там уже просто лёд, это уже лучше, мы можем выдержать сжатие льда... Люди прекрасно понимали, что дело очень серьёзное... Могла быть, конечно, и паника, но я ни у одного человека не видел какого-либо страха... Я не улыбался, все знают - я редко улыбаюсь, но был спокоен, потому что понимал, что с такой командой бояться нечего».
В конце мая ледокол «Владивосток» установил радиотелефонную связь с «Михаилом Сомовым» и страхующим его у кромки льда «Павлом Корчагиным». Обменявшись данными обстановки, пожелали друг другу скорой встречи.

18 июля 1985 года встретились «Владивосток» с «Павлом Корчагиным». Взяли у него вертолёт и пожелали счастливого возвращения в Архангельск. На всех парах «Владивосток» пошёл таранить молодые льды. До «Михаила Сомова» оставалось 600 миль.
Но «Владивосток» примерно за 200 километров до «Сомова» и сам застрял во льдах. А на утро случилось чудо! Ледяное поле, словно проявив уважение к мужеству людей, отступило от «Владивостока».

23 июля 1985 года специально оборудованный вертолет Ми-8 под управлением пилота Бориса Лялина совершил посадку рядом с «Михаилом Сомовым». У него уже был большой опыт работы в таких условиях - он участвовал в 19 и 23 Советских Антарктических экспедициях. Вертолёт доставил медиков и грузы первой необходимости.

Борис Васильевич Лялин (28 февраля 1943 г. – н.в.), командир звена вертолётов Ми-8 авиационного предприятия Министерства гражданской авиации. Живёт в Москве. В 1966 году окончил Кременчугское лётное училище гражданской авиации. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» изо льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм командиру звена вертолётов Ми-8 Борису Васильевичу Лялину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10756).

26 июля 1985 года произошло то, чего с замиранием сердца ждал весь Советский Союз. Москва получила сообщение: «26 июля в 9.00 ледокол «Владивосток» подошел к последней ледовой кромке.
13 августа суда пересекли кромку дрейфующего льда и вышли в открытый океан». Спустя шесть дней экипажи кораблей, как героев, встречали жители новозеландского Веллингтона.

После четырехдневного отдыха суда отправились каждый своим маршрутом — «Владивосток» во Владивосток, «Михаил Сомов» — в Ленинград.

Начальник спасательной экспедиции Артур Чилингаров, капитан «Михаила Сомова» Валентин Родченко и пилот Борис Лялин стали Героями Советского Союза, орденами и медалями были отмечены и другие участники экспедиции. Наградили не только людей, но и корабли. Ледокол «Владивосток» был отмечен орденом Ленина, а дизель-электроход «Михаил Сомов» — орденом Трудового Красного Знамени.

Валентин Филиппович Родченко (род. 12.05.1939 – н. в.?), капитан ледокольно-транспортного научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», Герой Советского Союза. Окончил Ждановскую мореходную школу в городе Жданов (ныне Мариуполь), работал на танкере «Казбек» Черноморского пароходства, а в 1961 году окончил ещё и Херсонское мореходное училище Министерства морского флота. Работал на судах Дальневосточного морского пароходства, в частности, помощником капитана и старшим помощником капитана на судах «Каменец-Подольск», «Владивосток», «Москва», в том числе, доставлял грузы в Арктику и в воюющий Северный Вьетнам. Ходил на научно-исследовательских судах. С 1973 года — старший помощник капитана, дублёр капитана, капитан ледокольно-транспортного научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). После триумфального возвращения из легендарного дрейфа 1985 года В. Ф. Родченко продолжил работать на судах Арктического и антарктического научно-исследовательского института. В 1986 году заочно окончил факультет Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С. О. Макарова по специальности «Судовождение на морских путях». Работал капитаном-наставником плавсредств Канонерского судоремонтного завода, позднее главным государственным инспектором и капитан-наставником отдела флота концерна «Морское подводное оружие». С 1995 года — на пенсии. Проживал в Санкт-Петербурге. Помимо звания Героя Советского Союза, ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за полярный подвиг, награждён медалями. В 2016 году на основе событий его биографии был снят художественный фильм «Ледокол».
Родченко никогда не отдыхал в санаториях. И в этот раз, как всегда, спустившись на берег, он обнял жену и дочку, и, как всегда, поехал к отцу в дом, помочь и отдохнуть в лесу и на речке с томиком Валентина Пикуля.

Дрейф «Михаила Сомова» продлился 133 дня. В память об этой героической эпопее была отчеканена памятная медаль.

В 1991 году «Михаил Сомов» снова оказался в ледовом плену. В июле, во время операции по экстренной эвакуации экспедиции с антарктической станции «Молодежная» корабль был зажат льдами. 19 и 20 августа, когда вся страна была увлечена ГКЧП, летчики вывозили полярников и экипаж «Сомова» обратно на станцию «Молодежная». На сей раз никто ледокола на помощь кораблю не прислал, но ему повезло — в отличие от Советского Союза, «Михаил Сомов» уцелел, и 28 декабря 1991 года благополучно вышел из ледового дрейфа.

«Михаил Сомов» по-прежнему в строю. В настоящее время «Михаил Сомов» осуществляет снабжение российских научных станций в Арктике. Он используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов.
Ледокол «Владивосток» был списан в 1997 году... С развалом Советского Союза наши с таким трудом завоёванные позиции были утрачены, некоторые станции законсервированы или потеряны. Но в последние годы российские исследования Антарктиды вновь активизировались.

Продолжение следует...

Владлен Дорофеев