Теплоход Виктори. Ремонт в Китае

Михаил Бортников
Начало - http://proza.ru/2021/04/06/1839

Дней через пять после злополучной остановки в море мы уже были в Китае, где выгружали оставшуюся в трюмах аргентинскую пшеницу. После выгрузки нам предстоял небольшой балластный  переход в другой китайский порт для ремонта и докования.

Труднопроизносимые названия обоих портов я даже не пытался запомнить, зато хорошо помню то чувство уверенности, которое пришло ко мне после десятичасовой  авральной работы вместе с Геннадием, Элмаром, Карлосом и Тейлором. Бывает, что ночь напряжённой работы плечом к плечу сближает больше, чем месяц размеренного морского перехода. А три недели предстоящего заводского ремонта давали нам шанс привести, наконец, в порядок главный двигатель, устранить многочисленные утечки охлаждающей воды, снять ночную вахту и спать спокойно.

Ремонтную ведомость составил и послал в компанию еще Олег Селезнёв, мой предшественник, но как много изменила в ней компания, я не знал. Место, время и объём любого ремонта определяет не экипаж судна, а судовладелец и его представители,  суперинтенданты, которые судоремонтному заводу платят деньги. А кто платит, тот и «музыку заказывает».
 
Нового  суперинтенданта я не знал совершенно, даже по телефону с ним не говорил,  познакомился с ним уже в Китае, и он на меня сразу хорошее впечатление произвёл.  Крупный, добродушный, обстоятельный, лет шестидесяти, он был не из кабинетных суперинтендантов, сам много лет проработал старшим механиком. Рэй Блекбёрн был шотландцем, но последние годы жил почему-то в Аргентине и, став суперинтендантом, специализировался на ремонте судов нашей компании. Блекбёрн прекрасно понимал наши нужды, легко отличал главное, необходимое, от второстепенного, и мы с ним сразу нашли общий язык.

Рей согласился с тем, что главный двигатель нужно ремонтировать в полном объёме, все шесть цилиндров, и уплотнения втулок нужно на всех шести цилиндрах поменять одновременно. Турбокомпрессор главного тоже шёл в ремонт, а вот вспомогательные двигатели из ремонтной ведомости исключили. Компания предлагала ремонтировать их судовыми силами, но штат наш  был и так сокращён до предела, с ремонтом даже одного двигателя справиться нам было невозможно. Я настаивал на заводском ремонте дизель-генераторов, и Рей принял соломоново решение. Заводу он ремонт вспомогачей не отдал, но нашёл какую-то левую артель и нанял её за бесценок.

Так появилась у нас в машине отдельная бригада каких-то беспризорников, одетая кто во что, но только не в спецодежду. Трое из них дизеля и видели,казалось, впервые, и только «старший» отличал поршни от втулок. Сам он тоже был ремонтником самой низкой квалификации, и мне пришлось не только Элмара на помощь им отрядить, но и Гену просить за бригадой «Ух» приглядывать. Английского они не знали, всё нужно было показывать своими руками и своим примером.

Заводские же бригады, и дизелисты, и турбинисты, и трубопроводчики, дело своё знали, а бригадиры их даже английским владели, работали все усердно и старательно. Гене приходилось на два фронта работать, потому что я половину рабочего времени на планёрках сидел, и за ремонтом главного двигателя следить не поспевал.

В плавдок нас ставили буксиры, так как и дизеля и трубопроводы были разобраны, сборку их закончили уже в доке во время ремонта донно-забортной арматуры. Но качеством ремонта я был приятно удивлён, с помощью судовых механиков благополучно и своевременно собрали даже дизель-генераторы. Тем не менее, к концу ремонта мы всё же выдохлись, и выхода в море уже ждали все. Двадцать седьмого октября мы сошли с дока, на переходе к бункеровочному причалу проверили главный, до пяти утра принимали топливо. Справились.

Из записи в рабочем блокноте: « 28.10. 07. Уже в море. Господи, какой кайф! В каюте бардак, на носу месячный отчёт, а на душе... соловьи поют. Много ли человеку надо? Покоя! Бессонная ночь и отход. После завтрака, наконец, упал на диван и проспал до одиннадцати.  Даже во сне улыбался. Кажется, мы выжили и выходим из пике».

• Продолжение следует - http://proza.ru/2021/05/04/784