VIII. Гл-3. Агротехнология. Поездка в Киев

Геннадий Чергизов
*** VIII. МАЛАЯ АВИАЦИЯ  часть -1 *** 

     До сих пор мы занимались авиахимработами на клубовском Ан-2. Все договора оформляли на Клуб (АТСК) и это становилось всё проблемнее.  АТСК общественная организация, некоммерческая, всё «заметнее» становилась налоговая служба, всё меньше хозяйства, с которыми мы работали, хотели платить наличкой. Потом стали брать Ан-2 в аренду в запорожском «Универсал Авиа», договора на АХР оформляли на фирму Володи К. Много стало появляться разных «подводных камней», приходится выкручиваться. Володина фирма, конечно не имеет лицензии на АХР, а по последним временам это стало уже нужным, - появляются разные «контролируюшие» органы. Придумали выход, - оформляем договора на «обеспечение» АХР. То есть мы не выполняли АХР, их выполнял самолёт «Универсал Авиа», а мы только его арендуем и обеспечиваем его всем необходимым для проведения этих самых АХР.
 
     Позже мы брали в аренду Ан-2 и в других местах, - в Черкассах, в Днепропетровске, Хмельницком.    
     Потом Володя К. предложил организовать фирму для выполнения авиахимработ и готов был купить Ан-2. Всё больше входила в нашу жизнь коммерция и вообще –капитализм. Оформлением этой фирмы Володя и занялся, как уже опытный коммерсант. Ведь у него уже была фирма и в том же офисе можно было и расположиться нашей новоиспечённой фирме.

     Встал вопрос о названии фирмы. Как-то само собой «нарисовалось» имя «Агротехнология». Вроде, в самом названии проглядывался вид её деятельности и звучало, по нашему мнению, солидно. Придумали логотип Фирмы, регистрация, печать – всё «по-взрослому».
 
     Стали искать для покупки Ан-2, в Запорожье в «Универсал Авиа» хоть и были самолёты, но приличного, да ещё с хорошей для нас ценой, не было. Нашёлся такой в Черкассах. Продавала какая-то фирма, которой этот Ан-2 достался то ли за долги, то ли ещё каким-то мутным путём, и в той фирме не знали, что с ним делать. Потому и была цена приемлемая, а состояние самолёта, его ресурс и ресурс двигателя были приличными. Пару раз ездили в Черкассы, пока оформили эту покупку. Вот этот черкасский Ан-2 в дальнейшем будет рассекать воздушные просторы с бортовым номером UR-56512.

     Быть владельцем Ан-2 не было проблемой, а проблемой была законность его эксплуатации. Для этого нужно было организовывать авиакомпанию, что было хлопотно, долго, дорого и просто неразумно. А потому, ставили свой самолёт «под сертификат» какой-нибудь авиакомпании. Сначала это была запорожская «Универсал Авиа» с её мудрым директором Кашниковым, потом такая же контора в Днепропетровске с не менее мудрым господином Паникаревичем. Потом была даже частная авиакомпания «з під Київу», - с Бородянки.

     Экипаж у нас уже был, летал на клубовском Ан-2. Командиром был знаменитый и неизменный «Ботинок», - Володя Матюшенко. Смешное прозвище его было настолько давним и широко известным, и так к нему прилило, что он с ним свыкся. Второго пилота он подбирал себе сам, а зачастую летал один. Постоянным был техник Володя Блохин, малоразговорчивый и толковый. 
     Теперь мы могли работать на АХР вроде бы как – законно, не оглядываясь «пугливо» по сторонам. А я числился в нашей фирме «ООО Агротехнология» вполне солидно, - коммерческим директором.

     Едем с Володей К. на его «девятке» в Киев в авиационный Департамент, надо подать документы на оформление Ан-2. Погода мерзковатая – небольшой мороз, но сыро, туман, гололёд. Обычно стараемся в Киев выбираться из Запорожья с утра, чтобы за светлое время доехать. Но сейчас выехали после обеда, возились с бумагами.

    Монотонная дорога, как-то сыро, видимость не очень, машин мало. После Днепропетровска замечаем, что высокая температура охлаждающей жидкости. Останавливаемся, открываем капот, смотрим, – вроде всё нормально. Проверили уровень жидкости, - нормально. Заодно проверили уровень масла, - тоже в норме. Закрыли капот, едем дальше, вроде всё нормально, пока стояли движок остыл. Через время снова растёт температура и уже давление масла на нуле. Останавливаемся, проверяем масло, уровень в норме. Едем дальше. Всё повторяется один в один. И снова останавливаемся, всё проверяем, убеждаемся, что масло есть, значит врёт датчик масла. Едем дальше, но недолго, - резкий стук, визг мотора и …тишина. Мы стоим, мотор не заводится и даже стартер не прокручиваемся. Открываем капот и понимаем, что двигатель «стуканул».
 
     Уже темно, мы не проехали и половины пути, догадываемся, что надо добираться до ближайшего населённого пункта и пристраивать машину, а самим двигать дальше. Голосуем, проезжают редкие легковые машины. Наконец, появляется военный Урал, тормозит. Солдат-водитель соглашается дотянуть нас до Черкасс. Но у него нет троса, находим у себя в багажнике какое-то подобие буксира, но короткое. Выбор нет. Цепляемся и медленно тащимся. Володя за рулём, перед носом задний борт Урала. Пока не сел аккумулятор, было ещё терпимо. Но, потом, без света, да ещё водитель Урала потихоньку стал набирать скорость, стало совсем тоскливо. Перед носом только задние красные фонари Урала мотаются. Того и гляди, въедем в них. Так и случилось. Что-то притормозил Урал, Володя пытался тормозить и даже увернуться, но не получилось, - въехали левой фарой в бампер Урала.
 
    Дальше ехали совсем медленно. Наконец, показалась окраина Черкасс, попалась у трассы какая-то стоянка. Оставили там «девятку» и на такси отправились на черкасский ЖД вокзал. И о, чудо, - через 15 минут отходит поезд Черкассы – Киев, который ходит раз в сутки, а других поездов тут и не бывает. Это ж как так может повезти! Наверное, компенсация нам за «стуканутость» движка. Ехать до Киева всего ничего. Попутчиком нашим в купе оказался депутат Верховной Рады, едет в Киев на «работу», разговорились, пожаловались ему на то, что в Департаменте авиационном кровь пьют с таких как мы. Жалостливый депутат взялся помочь нашему «горю», написал тут же на своём депутатском бланке что-то вроде ходатайства за нас, как «пекущихся за урожай», вручил его нам. Думаем, - чем чёрт не шутит!? Может и поможет эта «бумага», хотя не особо и верилось в это.

     Добрались до Киева совсем поздно ночью, ещё позже добрались до одной, какого-то ведомства гостинички, где мы обычно останавливались, и завалились спать.  Но, перед тем, как завалиться, позвонили Володе Дмитрийчуку в Запорожье, чтобы ехал нас выручать. У него «Форд Скорпио» с четырьмя ведущими колёсами. Самый подходящий аппарат в нашей ситуации.

     Проснулись утром, надо двигаться в Департамент. На улице у входа в гостиницу видим знакомый Форд. Будим спящего в нём Володю и узнаём, что приехал он под утро, в гостиницу не попал, всё было закрыто. Удивляемся оперативности Володи, оставляем его отсыпаться в гостинице, а сами едем в Департамент. Расположен авиационный Департамент в здании министерства транспорта, в центре Киева на проспекте Победы. Посещать его приходиться всегда по неприятным поводам – регистрация, сертификации, продлении сроков действия разных бумаг самолёта и двигателя, и всякого прочего-прочего. Всегда эти действия связаны с придирками и вымогательствами тамошних жадных чиновников. А значит, – с приличными расходами. Симпатичное вроде бы, изумрудного остекления, высотное здание министерства из-за этого даже выглядит как-то зловеще.

     Пройти надо не один кабинет. Начинаем с того, в котором наши документы должен просмотреть специалист и одобрить их или отправить переделывать. Зависит это ещё от того, к какому спецу попадёшь. Может забраковать за ерунду. Знаем, что есть тут один товарищ, к которому попадать вообще нельзя, обязательно забракует бумаги и отправит переделывать. Пока мнёмся перед кабинетом, оттуда выходит мужичок:
     - Какой у вас вопрос?
     - Да вот, документы принесли, надо проверить.
    - Давайте, я посмотрю, - специалист берёт наши бумаги, идёт в кабинет, приглашая и нас с Володей. Заходим следом, идём к столу, на котором этот товарищ раскладывает наши бумаги и просматривает их. К своему ужасу, вдруг, понимаем, что это и есть тот самый свирепый специалист! Но уже поздно, - нам очевиден печальный результат. Специалист смотрит наши бумаги, сверяет данные со своими записями, что-то бормочет, делает карандашом какие-то отметки в наших бумага. Мы обречённо ждём.
     Тут он возвращает нам бумаги:
     - Там я сделал отметки, исправьте и занесите на подпись к начальнику, завтра приходите после обеда, получите готовый результат.

     Мы сначала даже не верим в происходящее, но забираем бумаги, вносим незначительные поправки и идём на другой этаж к начальнику отдела. По пути перевариваем процесс:
     - Ни фига себе. Как пугали этим товарищем, а проскочили его, как никого ещё так не проскакивали.
     Даже повеселели. Но напрасно. Начальник отдела, просмотрев наши бумаги, осадил наш оптимистичный пыл:
     -  Есть уже новая форма подачи документов, вам надо всё переделать.
     - Как же так? Ваш специалист смотрел, одобрил!
     - Он только вышел из отпуска, ещё не в курсе.
А глазки у начальника бегают. Понимаем, что вымогает. Терять нам нечего, а терять деньги почти на первом этапе не хочется. Лихорадочно соображаем, вспоминаем про депутатскую бумагу. Достаём её и тычем начальнику:
     - Вот, депутат Верховной Рады, который занимается сейчас проблемами авиахимработ в сельском хозяйстве, просит содействия.

     Начальник берёт депутатский бланк со всеми регалиями, гербом и читает. Вдруг, улыбается:
     - Ну, хорошо, проведём вашу заявку ещё по старой форме. Ничего страшного. Надо помогать сельскому хозяйству.
     Так и хочется сказать: - «вот, что делает «святой крест», …то есть депутатский бланк. Понимаем, что вымогатель не хочет связываться с Депутатом, а свою потерю компенсирует на ком-то другом. Так легко прошли мы один этап нашего посещения авиационного Департамента Украины. К сожалению, остальные проходили по старой, накатанной схеме с неизменными финансовыми потерями.

     Дня три проторчали мы в Киеве, пока не закончили свои дела. Пора ехать домой, по дороге забирать Володину «девятку», тащить на буксире до Запорожья.
     Выехали с утра, на дороге гололёд, но Форд с четырьмя ведущими колёсами, да ещё шипованными, идёт как танк. Машин на трассе единицы, едут медленно, жмутся к обочине. А наш Форд гордо прёт по центру дороги. Нависают тёмные тучи, настроения не добавляют.
 
     Забираем в Черкассах несчастную «девятку», цепляем за Форд и начинаем медленно двигаться в сторону Запорожья. За рулём «девятки» едем по очереди, в ней холодно. Едем вначале медленно, по центру обледенелой дороги, потом Володя Дмитрийчук добавляет скорости, кавалькада наша идёт нормально, устойчиво. Из-под колёс Форда только брызги льда летят. Обгоняем редкие машины, которые стараются правыми колёсами цепляться за обочину. Встречные тоже жмутся к обочине. Никто нам не мешает. Лобовое стекло «девятки» забрызгивается, щётки ведь не работают, аккумулятор севший. Когда из-за забрызганного стекла уже ничего не видно, останавливаемся, меняем на машинах аккумуляторы местами. Форд работает нормально, аккумулятор заражается, а на «девятке» теперь работают щётки.

     Мало-помалу Володя на своём Форде набирает скорость. Вначале это были нешуточные уже 90, а потом и все 110! Прёт наш «конвой» по трассе, металлические шипы на колёсах Форда вгрызаются в заледенелый асфальт, только ледяные брызги летят. Проскакивают справа редкие попутки, а встречные просто мелькают. Периодически делаем короткие остановки, меняемся аккумуляторами, как только щётки начинают плохо работать. Ну и водителей меняем, мёрзнем в обледенелой «девятке» по очереди.
 
     Уже стемнело. Сидишь в «девятке», вцепившись в руль, впереди маячат красные габариты Форда, - и страшно, и даже интересно. Только отгоняешь мысль о какой-либо возможной неожиданности. Скорость сбавляем лишь в населённых пунктах.
 
     Бог миловал, домчались без неожиданностей, по темноте и въехали в Запорожье, загнали в гараж «девятку» и в этом же гараже «раздавили» бутылочку. Можно и расслабиться. Позже выяснилось, что в двигателе «девятки» масло было, но был забит фильтр, масло не циркулировало и ничего не смазывало.

2021 – Севастополь.

 * - фото автора.

Следующее:
http://proza.ru/2021/04/28/1377