Автор приносит искреннюю благодарность
Владимиру Борисовичу Микушевичу
за методологическую помощь.
ПРЕДИСЛОВИЕ НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
Вот 3 неизвестные.
Похожи эти лица?
Примем в расчет, что крайние омрачены страданием.
Ракурс, подбородок, овал лица, изгиб рта, нос, глаза, густые брови, лоб, даже линия роста волос…
Хотя между картинами века и долгие вёрсты пути, сходство бросается в глаза.
По крайней мере, его намного больше, чем при сравнении
многострадальной «Неизвестной» Ивана Крамского с расхожими версиями-прототипами.
Утверждаю, что в ликах этой троицы найдём отгадку секрета прекрасной Незнакомки.
1 – художественный идеал Крамского, Сикстинская мадонна Рафаэля.
2 – эпохальная икона стиля 19 века, английская королева Виктория;
это важно: точно таким клеймом для 20 века станет Мэрилин Монро.
3 – русалка с картины Крамского «Майская ночь» 1871 года.
Формула довольно проста.
Как наши современницы по сию пору тянутся к стандартам голливудским,
так в прежние времена дамочки стремились походить на венценосных особ.
Ну, а те, в свою очередь, тоже не чужды идеалов. Какая тонкая художественная мысль:
польстить молодой королеве портретным сходством с Мадонной!
Да вот беда, ходили упорные слухи, что моделью Рафаэлю послужила его сожительница.
Небезупречного поведения. Крамской же, подозреваю, взбешенный тиражированием образа,
над этим типажом поглумился, в данном случае (№3) попросту утопил его.
Здесь – зерно рассуждений и по поводу картины «Неизвестная»:
Ч Т О напишет художник в условиях небывалого спроса на женский портрет,
когда он вынужден потрафлять вкусам богатых, а то и венценосных заказчиков?
Ч Т О напишет не просто портретист, а главный идеолог русской живописи 19 века,
сам себя называвший «рассудочным художником»?
Ч Т О напишет русский, возмущенный бездуховностью большинства
западных образчиков портретной моды.
Если подойти вот так: не кто такая, а что такое «Неизвестная»,
можно обнаружить немало интересного.
***
Если всё не то, чем кажется, то «Неизвестная» – особый случай.
Каким чудом её не убили тиражи?
Марки, спичечные этикетки, ковры и коврики, шоколадные конфеты «Красный Октябрь» –
Чего только не выпускалось с физиономией Неизвестной. Плюс репродукции.
Надо думать, что в Союзе она в этом спорте перещеголяла Джоконду. Должно бы уже тошнить.
Пришла цивилизация цифры, и что же? Споры о даме в коляске продолжаются. Почему?
Говоря словами песни: Что было в ней? Что в ней было – что сердце забыть не в силах?»
Крамской считал, что портрет должен пониматься не как вещь (отображение объекта),
а как мысль художника, написанная по поводу объекта.*
Даже когда речь о конкретном человеке. Что же говорить о работе для выставки 1883 года?
Иван Николаевич сурово болен, но работает на износ, чтобы хоть как-то обеспечить дочь.
По три портрета в день. Но для выставки надо выдать нечто!
И умы всколыхнуть, и банк сорвать. Вызвать фурор.
Это шанс обеспечить себя разом и надолго.
И он… конструирует.
Сначала – идея.
И похоже, идея была: прописав полюбившийся живописцам антураж, а обществу – типаж,
наделить портрет особым внутренним миром, одухотворить русской драмой, плюс загадка имени.
Это вызов: я-то могу, как вы, западники, а вы можете, как я?
Это призыв: не внешнее важно, а внутреннее, дух – выше и прекраснее, чем шведские перчатки.
К сожалению, за вызовом призыв услышан не был. По крайности, при жизни автора.
«Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха… К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочной аурой блоковской «Незнакомки». В советское время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной – идеалом неземной красоты и духовности…»**
***
Далее – 2. Неизвестная как испошление культуры. 3. Неизвестная. Критика версий.
____________________________________________________
*Из письма А.С. Суворину. 25 января 1885 г. http://www.tphv-history.ru/books/kramskoy
Т.М. Коваленская. «И.Н. Крамской об искусстве»
** http://www.kramskoy.info/content/view/409/30/