Глава 5. Мудрствующий монах и законы наследования

Яков Задонский
                ЧАСТЬ III. ФЕНОТИП.

Глава 5. Мудрствующий монах и законы наследования.


А сейчас, мои дорогие читатели, нам предстоит попробовать разобраться в еще более сложной теме, но необыкновенно увлекательной, познавательной и даже где-то местами поучительной.

Генотип, унаследованный нами от отца с матерью, в процессе индивидуального развития – онтогенезе – придает каждому из нас в своем роде очарование индивидуальной и в некотором смысле уникальной внешности, что биологи называют фенотипом.

Т.е. фенотип – это совокупность внешних и, естественно, внутренних признаков организма, приобретенных в результате онтогенеза на основе генотипа.

Фенотип – это не только зеленые глаза и рыжие, курчавые волосы, но и группы крови, например, и разные другие показатели, которые можно относительно легко определить той или иной методикой.

Встаньте и посмотрите в зеркало на свое отражение. И какая бы картина вам не открылась, спросите себя: откуда это все?

Самый простой ответ и тот, что сразу приходит в голову, - от мамы и папы. При сильно внимательном рассмотрении кто-то обнаружит какие-нибудь намеки на бабушек и дедушек. Другими словами, наша внешность, в каком-то смысле есть следствие передачи генетического материала от мамы и папы и опосредовано от других родственников по генеалогической лестнице. И мы похожи на маму и папу, но никак не на соседа дядю Васю.

Обычно так и думают и говорят: во всем виноваты гены. А так ли это на самом деле нам предстоит обязательно разобраться. И ждут нас на этом пути многие неожиданности.

А чтобы понять, как там оно всё происходит у человека, мы будем иногда смотреть на братьев наших меньших. По эволюционной лестнице, имею в виду. Если она – эта лестница – существует на самом деле.

Когда-то монах-августинец, преподаватель математики и физики, естественной истории, а еще латинского и греческого языка Грегор Иоганн Мендель, от отсутствия насущных проблем, скрещивал между собой два вида горошин и обнаружил ряд убедительных закономерностей, названных в дальнейшем законами Менделя. Самое смешное в этой истории, Мендель биологию не любил, отчего получил двойку по этой дисциплине, сдавая экзамен на звание преподавателя.

Горошины были гладкие и сморщенные. При скрещивании их между собой первое поколение сплошь было гладким. Т.е. признак гладкости горошин не дал проявиться признаку сморщенности или шероховатости. Мендель так и назвал эти две внешние особенности горошин – один признак доминантный, проявляющийся всегда, другой рецессивный, обычно не проявляющийся в паре с доминантным. Особи, у которых одновременно присутствуют оба признака называют гетерозиготными.

А вот при повторном скрещивании вот таких смешанных гладко- шероховатых горошин, но выглядящих гладкими, часть горошин, а именно 25% оказались сморщенными. Остальные 75 % - гладкими.

Это на внешность, т.е. фенотипически. А вот генотипически все обстояло не так. Каждый признак в организме продублирован половинкой от матери и половинкой от отца. Конечно, у гороха нам не разобрать, кто мать, а кто отец. Я употребляю тут мать и отец для простоты объяснения. Если от матери и от отца будет получен один и тот же признак гладкости, то, естественно, потомство будет гладким. И такое потомство по выбранному признаку – называется монозиготным или лучше гомозиготным. Если будет получен признак шероховатости от обоих родителей, то потомство также будет гомозиготным, а фенотипически шероховатым. И это единственное условие для шероховатости. Рецессивный признак проявится в одном единственном случае, если он будет получен от матери и отца.

Таким образом, при скрещивании двух гетерозиготных особей потомство генотипически будет следующим: 25 % гомозиготных по доминантному признаку, в нашем примере, гладкими, 25% гомозиготных по рецисивному признаку и внешне шероховатыми, 50 % - гетерозиготными, а внешне гладкими, т.к. признак гладкости доминирует.

В результате своих работ Мендель вывел два закона наследования признаков.

1. Закон единообразия гибридов первого поколения.
2. Закон расщепления признаков в соотношении 1:2:1.
 
Есть еще одна закономерность, установленная Менделем. Она связана с оценкой нескольких выбранных признаков. Этот закон гласит, что при скрещивании между собой особей, обладающих гомозиготным рецессивным или доминантным признаком, все потомство будет сохранять этот признак в неизменном виде.

Если продолжать скрещивать гомозиготные особи между собой, то, естественно, гетерозиготности появиться неоткуда. Вот такой ряд гомозиготных особей принято называть чистой линией. Скоро мы с вами еще вспомним об этих линиях.

А есть ли у человека доминантные и рецессивные признаки? Перечислять все не буду. Пара примеров. У голубоглазых родителей не может родиться кареглазый ребенок. Или, если у одного из родителей группа крови первая, вне зависимости от группы крови второго родителя, у ребенка не может быть четвертой группы. И наоборот. У отца или матери с четвертой группой ребенок с первой группой появиться не может.

На работы Грегора Менделя научный мир того времени, как это бывает сплошь и рядом, не обратил никакого внимания. Подумаешь, какой-то монах!

Он умер в безвестности в 1884 году.  А слава к нему пришла посмертно в 20 веке.

Продолжение http://proza.ru/2021/04/29/684