VIII. Гл-1. Аэродром Токмак

Геннадий Чергизов
 *** VIII. Малая Авиация. Часть-1 ***

     В Запорожье всё чаще появляется Радек, тот самый чех, которого мы учили в Васильевке летать на Ан-2. Он в Украине бывает чаще, чем у себя в Чехии. Развил бурную «авиационную» деятельность в запорожской области. В Токмаке, это районный город запорожской области, завёл контакты с местными авиаторами. Есть там любители-авиаторы отец и сын Павелко, ещё несколько таких любителей, типа – «…в гараже пытающихся строить самолёт». С ними вместе Радек основал местный аэроклуб.

     Надо полагать, что в Токмак Радек попал не случайно, - там на северной окраине города располагается шикарная трёхкилометровая бетонная ВПП запасного аэродрома мелитопольского полка военно-транспортной авиации. Аэродром не функционировал. Да, по-моему, там никогда никто и не базировался, изначально он был сугубо запасным. Поскольку до сих пор там находится аэродромная военная комендатура, он не разграблен, аэродромные плиты не растащены, ВПП и рулёжки в рабочем состоянии и даже, что очень странно, не заросли травой, как это обычно бывает на заброшенных аэродромах. Даже въезд на территорию аэродрома со стороны Токмака имел ворота и кое-какое ограждение. Территория аэродрома была огромной, но каких-либо строений было всего ничего – большая одноэтажная столовая, домик для личного состава комендатуры, которая состояла из пары десятков солдат во главе с прапорщиком. Был ещё небольшой гараж для аэродромной автотехники и рядом с ВПП неказистое здание СКП со стандартным «скворечником» для РП на крыше.

     Вот это СКП новоиспечённый аэроклуб и арендовал с намерением базироваться здесь и вести свою предполагаемую бурную авиационную деятельность. Организатором всего этого действия был, конечно, энергичный и неутомимый Радек, а формально директором аэроклуба числился Володя М., большой энтузиаст авиации и коренной житель Токмака. От СКП до магистральной рулёжки, что тянулась вдоль трёхкилометровой взлётно-посадочной полосы, было метров сто. Вот здесь, рядом с СКП Радек и определил стоянку самолётов. И вскоре она стала наполняться летательными аппаратами. Появилось несколько частных химических Ан-2, которым было удобно базироваться здесь в межсезонье. В последнее время безработные пилоты-химики стали брать в аренду в «Универсал Авиа» Ан-2 и «химичили» сами. Позже, подзаработав, стали некоторые даже покупать, появились у нас на АХР конкуренты.

     Мы тоже «держали» с некоторых пор свой химический Ан-2 здесь. Это после того, как начальник запорожского областного комитета ОСОУ (Общество Содействия Обороны Украины – бывший ДОСААФ на территории Украины) «реорганизовал» запорожский АТСК, и нам пришлось покинуть аэродром Васильевка. В дальнейшем, парашютные прыжки в Васильевке уже не проводились и толком ничего не летало. Там в последнее время «руководил» один парашютист по фамилии Селюков, его, как своего человека, туда поставил начальником АТСК председатель запорожского областного ТОСОУ. Иногда там летает на Як-52 какой-то новоиспечённый пилот, далёкий от Авиации, недавно научившийся, непонятно где, летать на Як-52. В итоге, этот товарищ повёз катать своего знакомого и на кругу умудрился свалить Як в штопор. Убились оба и угробили один из двух живых Як-52. Клуб тихо прикрыли.

     За базирование и охрану, Радек, с новоиспечённых коммерсантов, владельцев Ан-2, которые в основном были одновременно и пилотами-химиками, брал недорого. Но это обеспечивало жизнедеятельность аэроклуба. Несколько его «сотрудников», в том числе и Серёга Павелко с сыном Олегом, одновременно были и охранниками, получали кое-какую зарплату и могли заниматься строительством своего самолёта.

     Потихоньку на этой стоянке стали появляться и другие летательные аппараты. Как стало ясно вскоре, у Радека были далеко идущие планы по доставке сюда небольших самолётов из Чехии. В Украине развивалась малая авиация, появлялся интерес к небольшим и недорогим самолётам. А в Чехии малая авиация уже развивалась давно и успешно.
 
     Радек стал привозить из Чехии подержанные, но вполне летающие небольшие самолёты типа Цессны. Привозил вначале даже на автоприцепе, или небольшом грузовике. Эти авто тоже продавал. Наладил этакую востребованную коммерцию. Круг его покупателей расширялся. Самолёты эти надо было узаконивать через украинский авиационный Департамент. Завёл Радек уже и там связи, хотя всё сводилось к «оплате» за услуги. Тамошние чиновники могли выполнить любую процедуру, всё зависело от суммы в американских «рублях». По-другому никакая, самая безобидная процедура там и не проходила. Пришлось с этим вплотную познакомиться всем без исключения авиаторам Украины. И это стало печальной аксиомой новой действительности.

     Привозил Радек иногда и авиационные двигатели. Популярностью пользовался «Вальтер Минор» чешского производства. Этот поршневой мотор часто ставили на самолёты-самоделки. Относительно дешёвый, мощный и надёжный. Потом стал Радек уже самолёты и перегонять по воздуху. О количестве самолётов, что Радек завёз и перегнал в Токмак, сам он не сильно распространялся, но потому, как он потом привозил частенько из Чехии, заказанные ему запчасти и двигатели к разным самолётам, можно было догадываться, что завёз он немало. Так он пригнал в токмакский Клуб замечательный чешский самолёт Z-37A «Cmelak» - «Чмелак». Небольшой поршневой одномоторный моноплан с неубирающимся шасси, удачный самолёт, специально созданный для выполнения авиахимработ. У этого Чмелака было убрано всё авиахимическое оборудование, в том числе и бак для химикатов, и он был приспособлен для буксировки планеров. Но не только. Кабина этого самолёта стала теперь довольно просторной, полностью остеклённой, в ней впереди стояло сиденье пилота, а за ним было достаточно пространства для размещения двух парашютистов, где изначально было сиденье для механика и химический бак.
 
     Так и летал Радек на этом Чмелаке в Токмаке то на выброску парашютистов, то на буксировку планера, то на «покатушки». Правда, однажды произошло неприятное происшествие. При очередной выброске парашютистов одна перворазница разбилась. Причина оказалось очень банальной – в самолёте не был застёгнут карабин вытяжного фала основного парашюта, а на запасном парашюте не было страхующего прибора. Ну, а дёрнуть за кольцо запаски, кувыркающаяся с тысячи метров, ошалевшая перворазница и не пыталась…
     Начались «разборки» - авиационный департамент, следствие, суд. Радек отделаля «лёгким испугом», а Володя М., на тот момент директор Клуба, как за всё отвечающий, получил несколько лет условно. После этого Чмелак на выброску парашютистов больше не летал.
 
     В запорожской областной «провинции», коей и был Токмак, на фоне всеобщего экономического ступора, стал местный Аэроклуб заметен своей хоть какой-то деятельностью. В последнее время появилась в Украине какая-то «экологическая инспекция» или что-то вроде этого. Прям непонятно, как жили раньше без неё. Инспектировать особо некого, вот и решили доблестные «инспекторы» наведаться на аэродром. И сразу же с нескрываемым восторгом обнаружили экологическую почти катастрофу – под двигателем одного Ан-2 почему-то не было поддона для вечно капающего из-под моторного капота масла. С горящими глазами и взахлёб перебивая друг друга, радостные инспектора объявили, присутствующему здесь Радеку, что они уезжают, чтобы скоро приехать с комиссией, которая составит акт об экологическом ЧП и, что Аэроклуб ждут большие неприятности и огромный штраф. С тем ретивые инспектора удалились в предвкушении благодарности от начальства и, конечно премии.

     Радек был человеком не только энергичным, но и сообразительным. Он тут же съездил на рынок и привёз рассаду капусты, благо сезон это позволял. Был удалён замасленный слой грунта из-под капота, самолёт перетащили в другое место, а на месте бывшего масляного пятна была высажена грядка капусты.
     Надо было видеть обескураженные лица членов, прибывшей вскоре, «экологической комиссии». Не солоно хлебавши, им пришлось злым и «обломанным» покидать аэродром. А они, наверное, уже карманы оттопырили.

2021 - Севастополь

  * - на фото: Радек и Чмелак.
          

Следующее:
http://proza.ru/2021/04/28/1247