VIII. Гл-11. Аварийная посадка. Полёты зимой

Геннадий Чергизов
***  VIII. МАЛАЯ АВИАЦИЯ  часть-1  ***
 
     Но не кончились совместные наши с Валентином маршрутные приключения. Высказал как-то Валентин желание слетать куда-нибудь на незнакомый «другой» аэродром. Осенняя уже, мокрая погода не позволяла садиться на просторных грунтовых площадках. Нужна была твёрдая полоса. Асфальтовых химплощадок по запорожской области было полно, но почти все они были стандартной длины 400 метров, что для Як-52 было не совсем уютно. Нужно было сильно постараться, чтобы умаститься на 400 метров и уж совсем это не подходило для первоначальных полётов.
 
     Выбрал я площадку в возле села Орлянское. Там была редкая химплощадка длиной 700 метров. В своё время их построили по области несколько штук такой длины для уникального польского реактивного сельскохозяйственного самолёта-биплана М-15. Как раз в Запорожском аэропорту они и базировалась. Но эти самолёты на АХР себя совсем «не показали» и эту затею бросили. Долго ещё в запорожском аэропорту ржавело, наверное, пару десятков, несостоявшихся реактивных «воздушных тружеников полей».

     Химплощадка в Орлянском была неизвестной для Валентина, а я её хорошо знал, ведь она находилась рядом с васильевским аэродромом и нередко приходилось над ней пролетать. В один из осенних дней полетели мы с Валентином завершающий его маршрутную часть программы, полёт по маршруту с посадкой «на другом аэродроме». Полёт был достаточно продолжительный, с несколькими поворотными пунктами. Валентин добросовестно вёл самолётовождение, ориентировку по карте. Наконец вышли на аэродром посадки, орлянскую площадку. Нашёл Валентин полосу, прошли над ней, осмотрели на предмет отсутствия посторонних предметов и её состояния. Была она, конечно, заросшей сорняком, но нам не привыкать, - все химплощадки заросшие. Уже при подходе к полосе подумалось, - что-то асфальт не проглядывается сквозь сорняки. Ну, понятно, - никто здесь не садится, вот трава и разрослась.
 
     Валентин управляет, я сижу в задней инструкторской кабине, мне вперёд и не видно ничего при подходе к полосе. Уже на выравнивании услышал я шум трущейся травы о крылья, а касания колёсами асфальта нет. Обороты убраны совсем, мы уже на полосе, а самолёт несётся и скорость не падает. Непонятно. Потом Як начал почему-то разворачиваться и уходить влево от центра полосы. Чувствую, что мы просто скользим по бурьяну. Касания асфальта я так и не ощутил. Короче, несёмся мы по полосе, опираясь крыльями на мощные заросли бурьяна, колёсами асфальта и не касаясь. Хорошо слышно, как винт молотит по бурьяну, самолёт медленно разворачивается и уходит влево с полосы, постепенно замедляя скорость. Закрыл я стоп–кран, кричу Валентину, чтобы выключил аккумулятор. Ощущаю уже неровности поля слева от полосы, перепада высоты между ВПП и окружающей местностью почти и нет. Перед остановкой самолёт нашёл всё-таки колёсами землю, нас потрясло и пару раз хорошо тряхнуло. Як остановился и замер, задрав нос и правое крыло. И… тишина!

     Мы с Валентином быстро покинули кабину. Осматриваем самолёт, который стоит в густом, приличного роста, по-осеннему пожухлом бурьяне. Винт целый, из-под двигателя ничего не течёт. Самолёт тоже целый. Почти. На верхней обшивке левого крыла в районе стойки шасси зияет небольшая, диаметром сантиметров 30, дыра. Лезу под крыло смотреть, что же там такое. Оказывается, левое колесо хорошо долбанулось о какую-то кочку, стойка и пробила обшивку, но наружу не вылезла. Вся обшивка снизу абсолютно целая, даже царапин нету. Ехали по бурьяну на брюхе. Как не вспомнить поговорку, - дуракам везёт. Больше всего это ко мне и относится, как ни прискорбно. Даже сам удивляюсь, как меня не насторожил этот бурьян ещё с воздуха!? Догадываюсь, что пример полосы в Пологах, тоже заросшей, притупил бдительность. Но, оказалось, что бурьян бурьяну рознь…

     Теперь можно и оглядеться, - вокруг просто заросли мощного, с метр высотой, бурьяна. Прорастают целые кусты свозь трещины в асфальте. Вот по этим зарослям Як и скользил после посадки, колёса асфальта практически и не касались. Хорошо, что местность ровная, только на какой-то кочке и долбанулись стойкой.
     И началась целая эпопея с вызволением несчастного, совсем не виноватого Яка, из этой «халэпы». Валентин пошёл на дорогу, будет добираться попутками в Токмак, организует токмакских «умельцев», машину и кран, чтобы отстыковать Яку крылья, загрузить и доставить в Токмак. Я занялся сливом бензина из самолёта в одолженные у местных жителей канистры.

     Потом подъехал Валентин с токмакскими «умельцами» и грузовиком с краном. Отстыковали крылья, сняли винт. Всё загрузили и поехали, ещё и на посту ГАИ «договаривались» с гаишниками.

     Не спеша, за зиму «дали ремонт» Ячку и к новому сезону он уже «бил копытом» и был готов к новым подвигам. Только мне стало казаться, что теперь Ячёк с опаской поглядывает на своих «хозяев».
 
     Сергей Павелко и пара его друзей, что строили «Лидер», добросовестно с Радеком изучили кое-какую «самолётную» теорию и Радек стал с ними летать «вывозную» программу на этом «Лидере». Всё лето учились летать и, наконец, вылетели самостоятельно. Летали самостоятельно по кругу, иногда с Радеком по маршруту. Радек неожиданно уехал в свою Чехию, а новоиспечённым пилотам захотелось слетать самим по маршруту. Составили незатейливый маршрут на Пологи, там левый разворот на Орехов, снова левый разворот уже на аэродром. Весь маршрут по времени занимал примерно один час. Сергей Павелко вдвоём с ещё одним «молодым пилотом» добросовестно нарисовали маршрут на карте, вычислили расстояния, курс и время. Всё как положено, как учили.
 
     Заправили «Лидер» и полетели. Без проблем и с большим удовольствием долетели до Полог, это ППМ -1 (Поворотный Пункт Маршрута), развернулись на расчётный курс на следующий поворотный, ППМ-2 Орехов. Если от Токмака до Полог они летели в большей степени над однообразными полями, то от Полог до Орехова линия маршрута шла вдоль железнодорожной и автомобильной трассы, проходящей через населённые пункты. Время после прохода ППМ-1 они включить забыли, разглядывали проплывающие картинки живописной местности. Одним словом, - расслабились. И не поймут, пролетели они ППМ-2 Орехов или не долетели до него? Орехов, хоть и считается городом, всё-таки районный центр, но от ближайших сёл сильно не отличается. Такие же частные дома и большие огороды. То есть, – наш экипаж потерял ориентировку.

     Вертели карту, разглядывали местность слева и справа, - не помогает. Что делать? Если пролетели Орехов, то будут только удаляться от аэродрома. Стрёмно. Вовремя вспомнили старый, но надёжный способ восстановления ориентировки – «опросом местных жителей»! Был такой способ на заре авиации, надёжный способ. Выбрали на окраине ближайшего села подходящее поле, снизились, прошли над ним. Вроде всё нормально, ничего не мешает. Сделали круг и грамотно совершили посадку.
 
     Никто их не встречал, навстречу на перегонки не бежал. Пришлось идти до ближайшей хаты и спрашивать, что это за село. Узнали название. Оказывается, не долетели наши «орлы» до ППМ-2 несколько километров. Таким образом, ориентировка была восстановлена и доблестный экипаж продолжил запланированный маршрут. В дальнейшем внимательно вели ориентировку и успешно завершили маршрутный полёт грамотной посадкой в Токмаке. Долго никому не рассказывали «орлы» об этом казусе.

     Вот и «зима катит в глаза». Летаем всё реже в Токмаке, прохладно.  Потом и вовсе зима наступила, снег даже кое-какой выпал. Морозов больших в запорожской области и не бывает, но слетать на Яке уже не просто. Как-то появилось желание слетать на Яке «в условиях зимы».
 
     Приехал в Токмак. На аэродроме всегда кто-то есть, - изображает охрану. На этот раз был Сергей Павелко. Посидели в домике, поговорили за жизнь, больше авиационную. На улице где-то - 5, светит солнце, погода «шепчет». Ячёк стоит без бензина и без масла. Аккумулятор по моей просьбе, Сергей зарядил заранее. Взял я канистры, съездил на заправку, привёз 95-ый бензин. Масло МС-20 было в запасе в алюминиевой канистре. Поставил я эту канистру на газовую плиту, нагрел масло. Пошли с Сергеем, расчехлили Ячёк, осмотрели, отвязали, поставили аккумулятор, уложили в первую кабину парашют. Потом залили тёплое масло и бензин в баки поровну. Планирую слетать пару кругов, а там видно будет. Надо попробовать «организацию» полётов в условиях «низких температур».
 
     Полез я в кабину, там непривычно холодно. Одел парашютные ремни, привязался. Сергей установил под колёса колодки, провернул винт, я закачал шприцем бензин, подкачал давление и приступил к запуску. Двигатель почихал, винт судорожно прокрутился пару раз. Должен запустится, - масло горячее, мотор греет. Подождал и снова жму кнопку запуска. Двигатель резво запустился. Теперь можно не спеша прогревать двигатель, включать все остальные выключатели и АЗСы.

     После прогрева двигателя и в кабине тепло. Порулил на полосу. Ну, а дальше всё как обычно. Слетал пару кругов. Всё нормально. Ячёк фокусов никаких не выкидывает. Зарулил я на стоянку, думаю, для начала хватит. Слили горячее масло с самолёта в канистру, сняли аккумулятор, отнесли в домик парашют, зачехлили и привязали до следующего раза.

     Так, иногда приезжал я в Токмак в зимнее время и летал на Ячке. Не в самое холодное время, конечно. Весь фокус был в том, что надо было нагреть масло и залить в двигатель его горячим. Масло заодно и двигатель прогревало. После полёта горячее масло легко сливалось в канистру и снова ждало своей очереди.

2021 – Севастополь.

*-на фото: «раненый» Ячёк. Площадка «Орлянское - 09.10.2005.
     - фото автора.

Следующее:
http://proza.ru/2021/04/30/1459