Книга скорби Украины не оставила ему шансов: «Демiн Василь Максимович. Курсант зведенного полку. Не повернувся з фронту»!
А ведь дело не то чтобы в неточности перевода с русского на украинский – в неточности ПЕРЕНОСА знаний с одного носителя информации на другой.
Ведь в оригинале, хранящемся в Центральном архиве Министерства обороны написано немножко иначе:
Дёмин Василий Максимович, курсант 6 учебной роты не возвратился с фронта в Полтавское тракторное училище.
«Что написано пером, не вырубишь топором!».
Может быть «Память народа» поможет разобраться, вернулся ли он с войны?
В моё поле зрения попало несколько документов. Первый – очень беден на подробности:
Демин Василий Максимович
Дата поступления на службу: 08.06.1942
Воинское звание: воентехник 2 ранга
Наименование воинской части: штаб ЮЗН
/ ЦАМО_Номер шкафа: 55. Номер ящика: 11/.
Эта карточка позволяет надеяться, что бывший полтавский курсант стал офицером.
В другой учетно-послужной карточке (в том же шкафу 55, в ящике 11) информации больше.
Дата рождения: 08.03.1914
Место рождения: Запорожская обл., Васильевский р-н, с. Тихоновка
Наименование военкомата: Омский ГВК, Омская обл., г. Омск
Дата поступления на службу: 01.11.1936
Воинское звание: ст. техник-лейтенант
Наименование воинской части: 688 бао 8 ВА ДонФ, оатр ЮЗФ, штаб ЮЗФ.
Дата окончания службы: 07.12.1953
Награды: Медаль «За оборону Сталинграда», орден Красного знамени, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орден Отечественной войны II степени.
Место службы, оатр ЮЗФ, отдельная автотранспортная рота Юго-западного фронта говорит о том, что следствие идет в верном направлении!
Этот Дёмин с войны вернулся. И, похоже, что он имеет отношение к Полтавскому тракторному училищу.
Чем-то порадуют наградные листы?!
«Начальник авторемонтных мастерских… в Отечественной войне с августа 1941 года, участвовал в боях на оз.Хасан… »
Эти две строчки снимают поясняют, как он попал в училище: в 1936-ом был призван на срочную службу в Омске, в 1938-ом повоевал на Хасане (пограничный конфликт в районе озера Хасан был скоротечен, однако потери сторон оказались значительными.
Историки считают, что по числу убитых и раненых Хасанские события выходят на уровень локальной войны).
В 1940г решил стать офицером специалистом по авто-тракторной технике. Смотрим на его фото перед заголовком, читаем наградной лист дальше...
«За время своей работы в автомастерской батальона аэродромного обслуживания внёс 5 ценных рационализаторских предложений…
При отсутствии запчастей к автомашинам иностранной марки, применяя десятки ценных своих предложений по реставрации запчастей и машин всех марок восстанавливал и сдавал их в эксплуатацию».
«Голь на выдумки хитра», - фельдмаршал Кутузов часто употреблял эту пословицу «времён Очакова и покоренья Крыма». Автомеханикам Отечественной войны приходилось и суп из топора варить и блоху подковывать.
«За время войны на практической работе в боевых условиях… несмотря на тяжести своей физической работы, работал периодами по 16-18 часов в сутки, особенно зимой в 1944/1945гг.
Всю зиму работал в полевых условиях… Весь автотранспорт батальона до 100 автомашин содержал в полной исправности».
Нет явного упоминания о Полтавском тракторном училище в этих строчках, подписанных зам. Командующего по тылу 18 Воздушной армии в июне 1945 года. Вроде бы и подвиг незаметен, растворён в месяцах и годах круглосуточной работы.
Но мы же уже научились читать между строк!
И записывать фамилии на Стене Памяти Полтавских курсантов
http://proza.ru/2020/12/22/1731 !!