Стихи Людмилы Елисеевой. Ко Дню Победы

Геральд Меер
   По просьбе моей хорошей знакомой, которая, к сожалению, не ведет свою страничку в каких-либо соцсетях, с удовольствием публикую ее подборку стихов.

   За эти стихи в Московском сборнике, в конкурсе «Здесь моя Родина», Людмила Елисеева получила ДИПЛОМ ПРИЗЁРА.

   Автор о себе
   Я принадлежу к числу «детей войны». Родилась в Москве, помню первый налёт фашистских самолётов, первую воздушную тревогу и бомбоубежище, видела воздушные бои буквально над головой и горящий, падающий вражеский самолёт. По утрам мы выискивали в траве осколки, и я в силу маленького роста насобирала больше всех. Потом пережила эвакуацию, голод, страх за воюющего папу, ожидание весточки от него и ужас от угрозы получить похоронку. А очень повзрослев, стала кандидатом биологических наук, имею более 130 научных публикаций, а также опубликовала 4 книжки стихов (одна из них для детей), 3 книги в прозе, принимала участие в 18 сборниках (12 из них в Москве) и в 5-ти Альманахах, выпускаемых  Новосибирским  «Обществом книголюбов». Мои стихи рождаются сами и вдруг. Они  сделаны из меня, из моей души и сердца. Не судите нас строго.
                Людмила Елисеева.

   ПОМЯНИТЕ НАС, ПОТОМКИ!

                ***
Одна гражданка мне сказала:
У Вас в стихах, что о войне,
Излишне жёсткое начало.
Такие тексты не по мне.
       Читать я больше их не стану –
       Над ними впору зарыдать.
       Зачем тревожить чью-то рану?
       Ведь можно мягче написать.
О горе мягче разве можно?
О смерти мягче, как писать?
Прикончить можно ль осторожно?
Как боль заставить замолчать?
       А я считаю – пусть рыдают,
       Кто возвратился сквозь бои,
       Кто о войне по книгам знает,
       Кто ощущает, как свои,
Чужую боль, чужие муки,
Чужую смерть в чужом краю,
Молящие чужие руки.
Я для таких людей пою.
       Для них кричу и призываю:
       Не экономьте слёз своих.
       Пусть чаще память оживает
       Во славу мёртвых и живых. 
                9 января 2014 г.             
               

                ***
Вдали война и, может быть, иные
Пожмут плечом и скажут: «Не пора ль
Кончать тревожить разумы и ныне
Рассказами, как воины стальные
Спасали мир, как женщины больные
Варили вместо каш чугун и сталь?»
       Нет, не пора ещё, и не пора вовеки.
       Минувшего не сгинут голоса.
       Пусть память предков в каждом человеке,
       Пока жива Земля, искрятся реки,
       О лагере кричат, не об Артеке,
       А о таком, где ужас родился.
Там не было меня, но помню четко
И каждую разлуку у крыльца,
И пулемётных цокотов чечётку.
Я представляю заново, сечёт как
Врага студент, забросивший зачётку –
Всё слышу: каждый взрыв, удар свинца.
       Я вижу разъярённого солдата,
       Пристывшего к измученной траве,
       Сжимающего чёрную гранату
       И кроющего немца русским матом,
       Как крыли наши предки супостата,         
       Настойчиво ползущего к Москве.
Я вижу чистый луг, такой зелёный,
Сияющий ромашками, в росе…
Суровые несутся эшелоны,
А с неба на полянки и на склоны
С отвратным свистом, смертью заряжены –
Фугаски-бомбы. Утренней красе
       Нетронутой, роскошной, первозданной,
       Взлелеянной людскою добротой,
       Приходится терпеть каблук поганый,
       С зарёю из лохматого тумана
       Вставать, не успевая за ночь раны
       Не залечить – прикрыть. И дым густой
Я вижу, простирается повсюду,
Чадят, смердят концлагерей костры.
Какое горе перепало люду!
Пока живу, я это помнить буду,
Я буду плакать, ненавидеть буду,
Я буду славить подвиг той поры!         
              9 мая 1975 г.

   УЗНИК КОНЦЛАГЕРЯ
Иссушён.
Измученной плотью
Молит он:
Баланды смолоть бы!
       Лишь глаза
       Пронзительно живы –
       В них душа
       Засела пружиной.
В них слеза
Застыла сухая
И пожар
Войны полыхает.
       Он в плену,
       Но разум свободен –
       В тишину
       России уходит,
В синеву
Спокойного неба,
В аромат
Душистого  хлеба,
       В тишину
       Далёких восходов.
       Он в плену,
       Но верит в свободу:
Распрямит
Согбенную спину –
Раскроит
По пояс вражину.
  Декабрь 1975 г.

             ***
Вперемешку с цветами
Куски от людей.
Поезда под мостами –
Смотри и балдей.
       От бессилья и горя
       Зверею сама,
       Стону страшному вторя,
       Сползаю с ума.
О, как я ненавижу
(до боли в зубах)
Ту зловонную жижу
У войны в погребах,
       Скрежетанье запоров,
       Жестокости чад,
       Взрывов адовый норов,
       Ночной бомбопад,
Пропотевшее стадо
Очумевших врагов,
Что крушат без пощады
И детей, и Богов.
  9 декабря 1975 г.

                ***
Весь день крутили фильмы о войне,
И я не отходила от экрана.
Казалось, каждый выстрел бил по мне,
И каждая во мне болела рана.
       И, кажется, за всех кричал мой рот,
       И я рвалась в атаку непрестанно.
       У каждых, кажется, стояла я ворот
       И каждого солдата ожидала.
Мне кажется, что каждого бойца
Тащила на себе в разгаре боя,
И каждому стирала пот с лица,
При взрывах закрывала их собою.
       Я мысленно себя отождествлю
       С чужой бедой и с горечью чужою.
       Откуда это свойство, не пойму
       И не умею справиться с собою.
Откуда столько слёз в глазах моих?
Откуда эта мука состраданья?
Мне жалко всех погибших, всех живых.
Война навек вошла в моё сознанье.
           22 июня 2013 г.

               ***
Розовые, тёплые, живые,
В камуфляж укутаны войной,
Под хомут войны подставив выи,
Вы идёте и в мороз, и в зной.
       Вы ползёте по грязи, по снегу,
       Вы в окопах мокнете весной,
       Позабыв постели мягкой негу,
       Позабыв, что матерью одной
Ощутимы боль дитя и страхи,
Дух беды в лихой, недобрый час,
Запах пота ношеной рубахи,
Вкус заплаканных ребячьих глаз.
       А вокруг несутся злые пули,
       Чтоб вонзиться в розовую плоть,
       Чтобы в корчах воины уснули,
       Чтоб их судьбы в щепки расколоть…
Я хочу, чтоб сгинул каждый, каждый
Тот, кто провоцирует войну,
Чтоб весь мир почувствовал однажды
Сладостный покой и тишину.
              Весна 2011 г.

                ***
Ромашкою глазунья лежит на сковородке,
И рядом притулился тюльпаном помидор.
А ты стоишь, сутулясь, держа стаканчик водки,
Топча от нетерпенья ковра цветной узор.
       Как славно светит солнце сквозь чистое окошко,
       Как весело сверкает малина над крыльцом,
       Как просто и спокойно, и как дрожит немножко
       Увядшая ладошка с зажатым письмецом.
Письмо от сына с фронта (заветный треугольник)         
Так долго добиралось в сибирское село.
Отец его читает, присев на подоконник.
Он жив! Какое счастье – мальчонке повезло.
       Но есть на свете сила, что почту обгоняет,
       Которая зовётся Безносою с косой…
       Увы, отец счастливый пока ещё не знает –
       Мальчонка бездыханным лежит в пыли, босой.    
                Май 2011 г.

               ***
Нога до мозолей натёрта,
И колом стоит гимнастёрка.
Похож на усталого чёрта
Солдат – пехотинец Егорка
       Едва восемнадцать отметил
       И школу окончил прекрасно.
       Как в бой угодил, не заметил,
       И как стал безногим, несчастным.
Весёлость, куда подевалась?
Мечты взорвались с той гранатой.
Егорку сломила усталость.
Теперь – он кусок от солдата.
       Для мамы любой пригодится –
       Живым бы вернулся мальчонка!
       Но кто будет в танце кружиться?
       Кого поцелует девчонка?
Без внуков останется мама.
«Позарится кто на калеку?» -
Так мыслит Егорка упрямо,
Решает, что бросится в реку…
       Спасибо врачу – написала
       Егоркиной маме посланье.
       Взяла мать картошки и сала,
       Примчалась к сынку на свиданье,
Упала в слезах на колени,
Больное дитя обнимает
И молча, застыв на мгновенье,
К Создателю взор поднимает…
       И жить захотелось калеке
       Для мамы и солнца, и моря,
       Забросив страданья навеки
       И маму спасая  от горя.
            9 сентября 2014 г.

                ***
Им потно и грязно, и страшно.
Им хочется в баню и спать.
Но вместо того бесшабашно
В атаку опять и опять.
       А после атаки – в окопы,
       Кому удалось уцелеть,
       Чтоб сесть, отдышаться и чтобы
       Себя втихаря пожалеть,
Чтоб кухни дождаться походной,
Чтоб жиденьких щей похлебать,
Водицы напиться холодной
И снова бояться и ждать.
       Бояться, что неба не станет,
       Не станет  цветов и весны,
       Что тело уже не устанет
       И что не привидятся сны.
Страшнее всего осознанье,
Что небо, весна и цветы –
Всё будет, но вот на свиданье
Другой полетит, а не ты.
       И мама родная кого-то
       Прижмёт, поцелует любя.
       Всё будет: любовь и забота…
       Но только не будет тебя.
                9 мая 2013 г.

                ***
Здесь каски на братской могиле,
Как гроздь винограда, лежат.
Их добрые руки сложили
Над вечным покоем солдат.
       Никто их имён не узнает,
       Над ними слезы не прольёт.
       Чужая война иль святая
       Над ними небрежно пройдёт.
Пройдёт, грохоча, не заметив,
Глотая судьбу за судьбой…
Кто будет за это в ответе:
За каждый бессмысленный бой,
       За бой справедливый и важный,
       За злой, но спасительный бой,
       За тех, кто в сраженье отважно
       Упавших повёл за собой?
ГОСПОДЬ, накажи виноватых!
От имени всех матерей,
Чьи дети погибли в солдатах,
Прошу, накажи поскорей.
       Пусть люди забудут навеки
       О том, что такое война,
       И пусть навсегда в человеке
       Добро воцарится сполна!
                7 мая 2014 г.

                ***
Вы видели когда-нибудь глаза,
Распахнутые в страхе не притворном,
И лица, словно в церкви образа,
Застывшие печально и покорно?
       Вы видели, как выпавший снежок
       На этих лицах и глазах не тает,
       А тонким слоем бережно залёг,
       Как зимний ветер тело заметает?
Вы видели, как матери потом
Детей убитых гладят и ласкают,
И в доме опостылевшем, пустом
Остаток дней своих безрадостно таскают?
       Для матери нет ничего страшней,
       Чем стук земли, что в крышку гроба бьётся,
       И нет разлуки горше и больней,
       Чем с тем дитём, что в гробе остаётся.
Не убивайте маминых детей!
Убийцы, вы ведь тоже чьи-то дети.
Живите без кощунственных затей –
И станет мир и радостен, и светел.
       Кому покажется наивным мой совет,
       Кому жестокость и цинизм роднее,
       Пусть посмеются надо мной! Ну, нет,
       Не надо мной – над матерью своею!
                5 марта 2008 г.

        НА РАВНЫХ
Вот почему не поздравляют
С днём Красной Армии девчат,
Лишь о мужчинах вспоминают
И поздравленья им кричат?
       Не справедливо это, люди!
       Неужто надо объяснять?
       Что ж, разбираться вместе будем
       И по заслугам воздавать.
Разведчицы, радистки, санитарки,
Врачи прифронтовых госпиталей,
И летчицы, и снайперы, что в жарких
Боях легли и спят в чужой земле.
       А сколько было женщин–партизанок,
       Расстрелянных и взорванных в бою,
       Зимой дрожащих в сумраке землянок
       И свято берегущих честь свою.
С мужчинами на равных воевали
И плакали над мёртвыми тайком,
С мужчинами на равных погибали,
ПОБЕДЕ отдаваясь целиком.
       Вот потому на равных я поздравлю
       С днем Красной Армии и женщин и мужчин.
       Вот потому на равных я поздравлю
       И с Днём ПОБЕДЫ нашей женщин и мужчин.
                2 марта 2015 г.

               ***
Детьми войны нас окрестили люди.
Мы испытали тяготы войны
И детской памятью с людьми делиться будем –
В ней отголоски ужасов сильны.
       Нас погрузили в скотские вагоны,
       На нары из неструганых досок.
       И медленно тащились эшелоны,
       Спасая тех, кто был на волосок,
На волосок от смерти неминучей,
На волосок от гибели в печи.
И мы благодарили добрый случай
За то, что сердце больше не стучит,
       Как сумасшедший маленький моторчик,
       Готовый выскочить из маленькой груди,
       Когда дитя войны от страха корчит,
       Когда неведомо, что будет впереди.
А вдруг бомбёжка иль обстрел настигнет?!
Ни спрятаться, ни скрыться не дано –
В теплушке мы, как в клетке, беззащитны.
Потомки это видят лишь в кино.
       Кто был в эвакуации, тот знает:
       Случайно место, где осядешь ты.
       Хозяйка письма с фронта получает.
       Нам вместо писем – лишь одни мечты,
Что папино письмо к нам путь отыщет,
Что снова будем жить в своём дому,
Что будет вновь одежда, будет пища.
Жалеть нас не придётся никому.
       Мы выросли давно и постарели.
       Навечно мы назначены детьми,
       Детьми войны, которые сумели
       Всё пережить и вынырнуть из тьмы,
В которую фашисты нас повергли,
Лишили детства  и родных людей.
Спасибо воинам, которые низвергли
Носителей безжалостных идей.
       Спасибо всем, вернувшимся живыми.
       Спасибо всем, погибшим в те года.
       Их имена в одно сложились имя –
       ПОБЕДА! Это имя – навсегда!
               15 апреля 2015 г.

               ***
Сегодня перед нами выступал
Один из ветеранов той, ВЕЛИКОЙ.
Отечество он жизнью прикрывал.
Война его встречала страшным ликом:
       Обыденных трагедий у войны
       Искать не приходилось – их хватало.
       Обыденных трагедий у Страны
       За всю её историю немало.
Как много войн пережила Страна
И как народу много потеряла!
Но армия захватчиков сполна
Расплату от России получала.
       Пора понять, что нас войной не взять,
       И нас сломить никто вовек не сможет!
       Врагам Россия крылья обломать
       Всегда умела, но своих – не сложит!
                29 апреля 2015 г.

                ***
Сгоревшая хата, печная труба…
И гарью несёт нестерпимо.
Уже орудийная стихла пальба.
Война продвигается мимо.
       Ползёт мимо яблони злая война.
       Фашисты её не сгубили.
       Роскошные яблоки держит она
       В награду за то, что любили.
Но яблоня зря предлагает плоды.
Не в силах она догадаться,
Что некому дать ей ведёрко воды
И вкусом плодов наслаждаться.
       Ни добрая баба, ни детки её
       Под яблоней тень не отыщут.
       Над ними кружит и кричит вороньё,
       И вихри военные свищут.
Жестоким контрастом пейзаж предстаёт:
Средь чёрных развалин вольготно
В невинности пышной нарядно растёт
Свидетельство жизни свободной.
       Беды, принесённой войной не изжить.
       Потерь никогда не восполнить.
       Такую беду ни слезами не смыть,
       Ни кровью. Лишь горестно помнить...
                13 мая 2015 г.

                ***
Помяните нас, потомки, помяните,
На могилке каждой скатерть расстелите,
На неё – стаканчик водки и блины.
Помяните нас, потомки, помяните,
Наших деток не рождённых помяните,
Матерей, что не дождались нас с войны.

Помяните нас, потомки, помяните,
Хоть одну слезинку в землю уроните.
За неё мы кровь отдали, не скупясь.
Помяните нас, потомки, помяните,
О войне жестокой правду сохраните,
Чтобы память светлым пламенем взвилась.
                22 июня 2012 г.

            ***
Я много знаю о войне
По фильмам и по книжкам.
Мне часто виделось во сне,
Что я герой – мальчишка:
       Живу в лесу средь партизан,
       Фашистов побеждаю,
       Что у меня в руке наган,
       Я из него стреляю.
Мне снилось, будто я пилот,
Подбил в бою воздушном
С фашистским знаком самолёт,
И он упал послушно.
       И про подлодку видел сны,
       Где я был капитаном
       Во время страшной той войны,
       Врагов бил непрестанно.
Но я хочу, чтоб никогда
Людей не убивали,
Чтоб их покинула беда,
Чтоб пели, танцевали,
       Чтоб только радостные сны
       К детишкам приходили,
       Чтоб больше не было войны,
       И люди мирно жили.
         17 октября 2015 г.