Дневники и стихи юности. 1961 год. Киевляне

Евгений Семёнович Ржевский
ПРЕДИСЛОВИЕ

Зима в Киеве обычно бывает мягкой. Снег держится недолго. Любители лыжного катания успевают покататься на лыжах в Голосеевском лесу. Любители коньков бегают по льду на краешках Днепра.

Сидя  с утра до вечера в городской библиотеке имени КПСС я писал дипломную работу. В феврале предстояла её защита. Иногда по делам мотался по городу на трамваях и троллейбусах, толкаясь с пассажирами, слушая их перепалки. Мне это стало интересным - годы учёбы закончились и я возвращался в обычную жизнь. Она стала меня интересовать.

КИЕВ И КИЕВЛЯНЕ

12 января 1961 г.

На площади у Крещатика за пару дней до Нового года выросла разукрашенная ёлка. Через неделю праздники окончились и от ёлки остался лишь столб с торчащими гвоздями. Игрушки и еловые ветки народ растащил на сувениры. Вскоре исчез и столб, а с ним и новогоднее настроение.

13 января 1961 г.

"Месяц ласковой щербинкой улыбнулся мне".
Два с половиной года жил в одном общежитии с Галкой Бакалдиной и лишь сегодня заметил, что она мила и спортивна. Приглашает покататься на коньках по Днепру.

15 января 1961 г.

И не променяю я наши белые снега, знакомые мне с детства по Красноярску, на экваторы и пальмы. 

Заглянул к Г.Б. Она осваивала стенографию. Я был удивлён. Зачем ей она?! Скорее всего на всякий случай. Галка меня заинтересовала. Мне нравилось узнавать о людях что-то новое. Это помогает по иному воспринимать окружающее - более позитивно.

18 января 1961 г.

Утром ехал в библиотеку на трамвае. На переднем сиденье сидела молодая женщина в рабочей фуфайке, в юбке из грубой шерсти, в тёплых башмаках и в зимнем платке. На её руках шалил 3-х летний карапуз. На нём была богатенькая каракулевая шапочку, такая же шубейка, валеночки с галошиками.

Слегка картавя, карапуз лепетал:
- Мама. А вчера днём Мария Николаевна нам сказку не рассказывала. Мы умыли ручки, разделись и легли в кроватки. Но она всё равно сказку не рассказала.
- А ручки ты мыл сам?
- Не-е. Я не умею.
Он запрокинул голову и заулыбался. На щеках обозначились ямочки. Улыбнулась и мама. Улыбнулся и я.

Наверное, мама везла сына в детский сад. А сама трудится на какой-нибудь фабрике простой рабочей. И муж её то ли каменщик, то ли метростроевец. Живут в новом доме. Квартиру получили недавно. Живут счастливо и радостно, обеспечено. Папа утречком, провожая сынишку и маму, помахал рукой. Сынишка в ответ счастливо улыбался. Вот так живут киевляне в обновляющемся Киеве. А я стою от всего этого в стороне и смотрю за горизонт, в иное.

ВЕЧНОЕ

В журнале "Наука и жизнь" я как-то прочитал, что ближайшие звёздные системы, на спутниках которых может быть жизнь - это Эпсилон (созвездие Эридан) и Тау (созвездие Кита).
Звёзд во вселенной - мириады. Красивое слово!

Как-то раз в порыве благодушия, я предложил Петрику, соседу по комнате общежития:
- Давай я почитаю тебе свои стихи.
Петрик спокойно ответил:
- Завтра, Женя.
Общение не состоялось. Я промолчал, но поневоле проникся к Петрику неприязнью. Это был маленького роста паренёк, прагматик, обрастающий не по возрасту щетиной ранней бороды.

20 января 1961 г.

"Читаю учебник Руткевича по диамату. Он излагает взгляды Энгельса. Я был поражён. Энгельс жил в 19-м веке, но уже всё знал о природу и материи.

По Энгельсу материя бесконечна и вечна. Но каждая её отдельная структурная единица обречена на исчезновение. Я с этим не согласен. Я верю, что те сгустки материи, которые превратились в мыслящее мозговое вещество, когда-нибудь обретут бессмертие, присущее материи в целом. Они будут переноситься со звезды на звезду и приобретать новые материальные формы.

21 января 1961 г.

В ТРОЛЛЕЙБУСЕ

Я сидел у задней двери вагона полупустого троллейбуса. На остановке "Площадь Сталина" его ждала толпа пассажиров. Они тут же ринулись штурмовать троллейбус. Возникла давка. Неуместившиеся висели на подножках,  и заднем бампере.  Троллейбус тронулся с открытой задней дверью и вагон закачало. Пассажиры впились друг в друга, чтобы не упасть. Я продолжал сидеть.

Рядом со мной стоял пожилой мужчина, но не настолько старый, чтобы уступать ему место. За ним стояла взрослая женщина. Мужчина одной рукой держал коробку с тортом, а другой искал опору. Вагон закачало и мужчина вцепился в моё плечо. Я не возмутился - дело житейское, что поделаешь.

Вагон мягко покатился по маршруту, слегка покачиваясь. Но костлявая рука мужчины продолжала сжимать моё плёчо. Я молча отстранил её и она впилась в спинку сиденья. Мне стало неловко. Я встал и слегка оттеснил мужчину, надеясь, что его займёт женщина. Так и произошло.

Вечером в общежитии я снова встретил этого мужчину. Оказалось, это делегат пленума ЦК КПУ с участием передовиков сельского хозяйства. В общежитии ему предоставили отдельную комнату. 

23 января 1961 г.

В городском Доме офицеров объявили молодёжный вечер с концертом и танцами. Мы с Валеркой Мякушко решили отметиться на нём. Концерт был банальным и затянулся. Артист картинно, с надрывом читал стихи Есенина. Публика зашевелилась, зашумела. Артист не выдержал и высокопарно заявил:
- Если  у вас инстинкт передвижения ног под музыку так непреодолим, то продолжать своё выступление я не в состоянии.
Когда он двинулся за сцену, публика проводила его аплодисментами.

Как же случившееся было пошлым - стихи, танцы, обнимашки... С тех пор Дом офицеров мы с Валеркой не посещали.

8 февраля 1961 г.

5-го мая - День радио и печати. А что такое радио? Это газета без бумаги и расстояний.
Диалог с другом:
- Витя (Гопаца)! К тебе девочки пришли!
- С гармошкой?

продолжение http://proza.ru/2021/04/29/29