Дуализм, или Принцип универсальной двойственности

Василий Арсеньев
Введение

Ранее, в апреле-мае 2020 года, я опубликовал цикл статей «Принцип универсальной двойственности», где представил свою единую теорию Вселенной, сочетающую достижения науки и откровения религии. В той серии статей основной упор был сделан на естествознании, и материал был представлен в виде научной теории (основные понятия, постулаты, базис, закон распада).
Это вторая попытка изложить единую теорию Вселенной, - теперь с философской точки зрения, но на доступном языке (с пояснениями и минимумом специальной терминологии). Кроме того, требуется внести некоторые уточнения (например, добавить положение о множественности), а также исправить некоторые ошибки, допущенные в предыдущей работе (так, в ПУДе я писал, что «Антимир – это мир антиматерии», теперь я склонен думать, что Антимир (или Мир единства) – это мир виртуальных частиц, наполняющих вакуум).
В настоящей работе материал будет представлен в виде трех разделов философии: онтология (о бытии, о мире), гносеология (о познании) и антропология (о человеке, включая этику). В каждом разделе – 2 части: история (краткий обзор идей наиболее известных авторов) и теория (основные идеи Дуализма).

Источники (основания) теории Дуализма:
1) Религия (особенно христианство и даосизм): Библия, Евангелие от Фомы, китайский трактат Дао Де Цзин (автор – Лао цзы).
2) Философия (прежде всего, диалектика – теория развития, впервые в развернутом виде представленная Г. Гегелем ).
3) Психология (психоанализ Фрейда и Юнга).
4) Физика (квантовая механика и теория поля, СТО и ОТО).

Раздел 1. Онтология
1.1 История

Сам термин «Дуализм» принято связывать с вопросом о субстанциях (первоначалах, сущностях мира), который еще называют основным вопросом философии: «Что первично: дух или материя?» В истории были философы, которые признавали существование только одной из них (например, Беркли – дух). Однако большинство выступает за бытие двух субстанций, одна из которых якобы первична, а другая производна от нее. В этом смысле приверженцами Дуализма можно назвать многих философов, хотя сам этот термин обычно применяется по отношению к системе Рене Декарта, который различал две субстанции: духовную, обладающую мышлением, и материальную, имеющую протяженность.
Скажу прямо – меня эта полемика между философами обоих направлений (материализм и идеализм) совершенно не интересует. Мне важна только истина, которая, как правило, находится вдали от любого рода крайностей, - словом, где-то посередине.
Теория Дуализма (или ПУД) материалистична по своей форме и содержанию, хотя ее основа – идеализм, поэтому я еще называю ее материалистичным идеализмом. Наверное, это главное отличие настоящей теории от всего того, что было раньше!
Так, мое понимание сознания как явления, включающего мышление, чувствование, память, интуицию и т.д. абсолютно материалистично. То есть я полностью принимаю теорию отражения, которая была разработана учеными и философами этого направления (по данной теории сознание суть функция высокоорганизованной материи - мозга).
Идеализм теории ПУД – это ее опора на религию, - прежде всего на христианство и даосизм. В учении Лао-цзы (даосизм) Бог понимался как Дао (досл. – «Путь), а Дао – это, судя по описанию в трактате Дао Дэ Цзин, - энергоемкая пустота («Дао пустотно, но использованием не исчерпать его», «Дао порождает, благодать Дэ вскармливает»).
Дуализм присущ и христианству, - в виде противостояния Света и Тьмы (Бога и сатаны). Однако дуализм в Библии был несколько затушеван. Тем не менее, в неканонических писаниях он представлен более явно (Евангелие Фомы – противопоставление духа и плоти, мира и Царства).

В истории было немало течений, часто называемых еретическими, которые исповедовали дуализм (в неприкрытом виде). Самое известное – движение катаров (Юж. Франция), разгромленное католической церковью в нач. 13 века. Катары были поклонниками Евангелия от Иоанна, где сказано о «князе мира сего», а потому они считали, что существует два Бога, один из которых (дьявол) создал этот мир, - мир греха и зла.

В своей теории, которая будет представлена далее, я воздерживаюсь от таких слов, как Бог или дьявол, не отрицая, однако, личностную сторону вопроса.

1.2 Теория
Дуализм – это двойственность, которая суть сочетание единства и множественности.

Т.е. Двойственность = Единство + Множественность (отправной пункт теории, и я специально подчеркиваю это).

В теории Вселенной (теории бытия) это означает, что существуют два Мира: Мир единства и Мир множественности (в предыдущей работе им соответствуют Антимир и Мир).
Мир единства – это то, что нам представляется как пустота (вакуум). По квантовой теории поля вакуум наполнен квантами полей или виртуальными частицами (они, правда, до сих пор не были экспериментально обнаружены).

Мир множественности – это материя, которая может быть двух форм: вещество (обычная материя и предметы, из нее состоящие) и антивещество. Антивещество в земных условиях не встречается вообще, а в космосе его крайне мало, - ранее это меня навело на мысль, что «антимир – это мир антиматерии». Однако, скорее всего, антивещество просто распределено между различными измерениями Мира множественности (см. «Путь к Свету. Новый мир. Чистилище»).
Материя сама по себе характеризуется множественностью. Например, наши тела состоят из множества клеток, которые, в свою очередь, - из молекул, а те - из атомов и т.д. Но в то же время она (материя) обладает и единством. Во Вселенной существуют миллиарды галактик и звездных систем, однако строятся и развиваются все они одинаково, как будто по одному плану. Мир материи функционирует как единый организм!
Так что же обеспечивает целостность Вселенной?
Теперь мы можем ответить на этот фундаментальный вопрос. Эту целостность обеспечивает то, что существует не только Мир множественности (материи), но и Мир единства. При чем этот Иной мир существует не где-то там вдали, а прямо здесь и сейчас. Иначе говоря, можно констатировать сосуществование (или взаимопроникновение) 2 миров.

Как это возможно? Трудно объяснить словами. Впрочем, среди современных физиков многие считают возможным существование помимо четырех общепринятых (пространство-время) и других измерений. Некоторые признают бесконечное множество измерений! Однако все эти, - предполагаемые, конечно, - измерения, как мне представляется, охватываются миром материи и не имеют отношения к Миру единства (или Антимиру, Царству Божьему).
Кстати, еще Иисус говорил об этом: в Евангелии от Луки - «Царство Божие внутри вас» и еще более прямо в Евангелии от Фомы – «Царство Божие внутри и вне вас… Оно распространено по земле, но люди не видят его».
Таким образом, Мир единства существует внутри нас (в виде того, что я называю антисознанием) и вне нас (как то, что ученые называют виртуальными частицами).

Что же характеризует Мир единства и чем он отличается от Мира множественности (материи)? Для начала представим признаки (свойства) обоих миров в виде следующей таблицы:

Мир единства Мир множественности

однородность неоднородность
неподвижность постоянное движение
свобода         зависимость
простота
(асистемность) сложность (системность)

Итак, во-первых, Мир единства, - уже по определению, - должен обладать однородностью своего строения. Только при таком условии возможно единство, как таковое.
На планете Земля (по крайней мере, в той ее части, что доступна нашему восприятию) невозможно найти два совершенно одинаковых животных, растения или человека (даже близнецы и те имеют отличия!). Материя – это бесчисленное множество частиц, которые отличаются по своим свойствам. Каждый объект в этом мире имеет свои особенности: и внутренние, и внешние.
В Ином Мире нет деления на части: он характеризуется простотой (устройства и состава), а кроме того, неподвижностью, - не в смысле отсутствия перемещения в пространстве, хотя возможно и такое объяснение, а, прежде всего, в смысле неизменности. Мир множественности находится в постоянном движении, - в развитии, которое суть обновление. Мир единства не нуждается в развитии, - просто потому, что обновление излишне там, где присутствует совершенство! В том мире нет движения и нет времени, то есть ему присущи постоянство и вечность.
Далее, Мир единства обладает свободой (иначе автаркия - самодостаточность): для его существования Мир множественности не нужен. Чего не скажешь о Мире материи, где все взаимосвязано друг с другом; этот мир, состоящий из множества частей, нуждается в Мире единства, - ради собственного существования. И он представляет собой грандиозную систему, которую принято называть Вселенной.
Для Мира единства свойственна асистемность (приставка «а» используется в значении отрицания). Чтобы понять, что это значит, разберем сначала признаки, характеризующие ее противоположность.
Для системности характерны: 1) обособленность (выделенность из внешней среды), 2) разнородность структуры и 3) взаимосвязи между отдельными элементами, образующие новое качество (целое не равно сумме элементов). Ничего этого нет в Мире единства, который собственно и представляет собой ту внешнюю среду, из которой некогда обособился известный нам мир материи.
Так, мы вплотную подошли к еще одному ключевому вопросу бытия – как появилась Вселенная, - этот несовершенный Мир множественности?

Конечно, никто не может знать этого наверняка. Однако, исходя из той теории развития, которая со времен Гегеля стала одним из основных научных методов (диалектика), предположим следующее.

Вначале было Единство (или Единое), которое можно назвать по-разному (Бог или Свет, который покоится, а также Ничто или Пустота, - с точки зрения Мира множественности), но сути это не меняет. В этом Ничто зародилась его противоположность, - назовем его Нечто, которое стремилось прийти в движение и для этого копило в себе изменения, пока не осознало себя полноценной сущностью (и даже личностью!). И тогда это Нечто, придя в движение, обособилось от своего носителя (подобно тому, как сын, возмужав, покидает дом отца своего). Это могло сопровождаться Вселенской катастрофой (Большой взрыв!). В результате появилась Материя или иначе - Мир множественности, - отдельный, но, тем не менее, неразрывно связанный с Миром единства.
С тех пор, - а Большой взрыв по данным ученых произошел 13,75 млрд. лет назад, - два мира существуют в единстве и борьбе друг с другом. Поскольку Мир материи имеет сложную структуру (признак системности) и заключает в себе множество частей, борьба между 2 мирами перемещается на нижние уровни организации Вселенской системы.
В результате этой борьбы всякий раз появляется новая сущность, - назовем ее Иное. Это Иное представляет собой соединение отдельных свойств обоих миров, то есть это возврат в состояние Ничто, но с учетом признаков того, что Нечто. Таким образом, триада диалектики (тезис-антитезис-синтез) имеет следующий вид:

Ничто – Нечто – Иное

В космологии примером Иного может служить объект, который принято называть «Черной дырой». Этот объект, с одной стороны, является олицетворением Пустоты (Ничто), в то же время способен испускать энергию («излучение Хокинга»), а значит, ему присуще движение, как объекту мира материи (Нечто).

Триаду, которая обозначена выше по тексту, с учетом уже сказанного можно представить и в другом, более конкретном, виде:

Пустота – Материя – Энергия

Таким образом, мы можем определить Мир единства (или Свет, который покоится) как простое однородное пространство , которое неподвижно, неизменно, обладает постоянством и независимым от мира материи существованием, являясь его причиной и делая возможным его развитие (появление новой сущности – Иного).


Авторский сайт Василия Арсеньева: