Глава 10. Факт 6. Неправильные мыши

Яков Задонский
Отчего зависит цвет волос? Почему есть блондины, брюнеты и рыжие? Все дело в особом семействе пигментов меланинов. В окраске волос у человека и шерсти, например, кошки принимают участие две разновидности меланинов: эумеланин – черного цвета и феомеланин – красного. Из комбинации этих двух пигментов получается всё разнообразие цвета волос и шерсти. Для каждого пигмента есть свой кодирующий ген. У кошек он находится в половой Х хромосоме. И так как у котов такая хромосома всего одна, то коты бывают исключительно одноцветными. Но одноцветность котов не обязательно равномерная (черные коты). Могут быть пятна, полоски, круги. За такую особенность отвечает специальный ген, который получил название Агути.

Под влиянием гена Агути каждый волосок окрашивается в равномерно чередующиеся тёмные и светлые поперечные полоски.

Если ген агути будет пассивен (блокирован чем-либо), то окраска волосков шерсти будет черная. Если постоянно активен, то желтая. А если ген, то включается, то выключается то окраска обычно черная у основания и верхушки и желтая в средней части волоска.

Такой ген есть не только у кошек, но практически у всех животных млекопитающих, в том числе и у человека.

А назвали его, думаю, по имени небольшого зверька из Южной Америки, совершенно изумительной окраски. Внешне зверек напоминает морскую свинку, только с длинными лапками. Агути называют зверька аборигены-индейцы, а европейцы чаще золотистым зайцем или горбатым зайцем.

Любимый объект постановки различных экспериментов, в том числе генетических, у биологов всего мира кроме мушек дрозофил – обычные серенькие мышки.

Как-то кому-то удалось вывести, используя приемы генной инженерии, мышей, у которых шерсть окрашена в золотистый цвет. И такая окраска была вызвана постоянно активным и особым образом измененным геном агути.

Различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом называют аллелем. В соматической клетке с полным (диплоидным) набором хромосом для каждого признака существует два аллеля одного гена. В половых клетках с гаплоидным (половинным) набором хромосом есть только один аллель.

Чтобы мышка была такого желтенького цвета, как на иллюстрации, в её геноме должен присутствовать доминантный аллель модифицированного гена Agouti viable yellow (Avy), т.е. «агути жизнеспособная желтая».

Однако у подобного изменения гена агути, как оказалось, есть и отрицательные стороны. Такая желтая мышка страдает от ожирения, диабета и часто рака.

Экспериментаторы столько раз скрещивали вот таких желтых мышей агути между собой, т.е. братьев с сестрами, что они стали генетически совершенно идентичными. Т.е. у них из поколения в поколение рождались желтые мыши.

И вот однажды два биолога из Университета Дьюка (Duke University) в Северной Каролине США Рэнди Джиртл (Randy Jirtle) и Роберт Уотерлэнд (Robert Waterland) изменили привычный рацион питания этих мышей. Они стали добавлять в пищу повышенные количества фолиевой кислоты, витамина В12, метионина и холина. К их немалому удивлению, вот такая ужасная, желтая мышь родила абсолютно нормальных сереньких мышат, которые выросли и не имели никаких признаков желтизны. А самое изумительное: эти серые мыши уже на обычном рационе опять родили серых мышей. И что, куда-то исчез ген? Он никуда не исчез, потому что в третьем или четвертом поколении опять родились желтые монстры.

Исследователям было понятно, что вот эти добавки каким-то образом заблокировали экспрессию (проявление) дефектного гена агути. И эта блокировка была унаследована мышами до третьего, иногда четвертого колена.

Так что же произошло? Куда исчез ужасный ген агути?
 
Продолжение http://proza.ru/2021/05/10/887