Эвакуация

Ваша Лена
Светлой памяти Михаила Л.


Харьков был оккупирован немцами в октябре 1941 года. Те, кто не успели уехать из почти миллионного города - в полной мере испытали все ужасы, обрушившиеся на Харьков с приходом новой власти.
А те, кто эвакуировались - тем тоже хватило хлебнуть горя.

Жарким летом 1941-го, в одном из составов, направляющимся из Харькова в Среднюю Азию, ехала семья. Глава ее был на фронте, а его жена и трое малолетних детей изнывали от жажды и жары в набитом до отказе вагоне. Плач, крики, стоны.
Женщина, молодая, миловидная, измученная дорогой, успокаивала плачущих и требующих пить малышей. Самой младшей - годик, средней - три, а самому старшему - материнскому помощнику, защитнику, смышленому и самостоятельному не по годам - семь.
На одной из станций мальчик, взяв чайник, побежал к колонке. Мать проводила его тревожным взглядом. Маленький, худенький, вихрастый. Господи, только бы успел!

Но малыш не успел вернуться. Пока бежал обратно, расплескивая драгоценную влагу, состав тронулся дальше. И, набирая скорость, скрылся из глаз, оставив одинокую фигурку на станции.

Мальчик сел на шпалы, растерянный и несчастный. Рядом валялся чайник. Чужие люди торопились куда-то по своим делам. У каждого была своя беда. И никому не было дела до маленького существа, размазывающего слезы по пыльной мордашке. Он был так одинок в людском море, что почувствовать это может только тот, кто тоже терял маму.
Внезапно слезы его высохли, он вскочил и бросился вперед. В толпе чужих лиц мелькнуло родное - материнское. Мать бросила вещи в поезде и, схватив на руки годовалую дочурку, а второй рукой держа трехлетнюю, успела выбежать из вагона. Она тоже увидела его, и счастливая улыбка осветила ее лицо.

Вот, собственно, вся история.

Дальнейший путь был долгий и тяжелый. Но они выжили и дождались с фронта отца. А после войны вернулись в Харьков.
 
А потом мальчик вырос и женился. У него родился сын, а у его сына - свой сын. Цепочка не прервалась. А что было бы, если бы мать не успела сойти с поезда и малыш потерялся бы в лихие годы...об этом думать не хочется.
Семья сохранилась. Жаль только, что отец мальчика, прошедший всю войну, очень быстро умер от ран. И внуки не успели его запомнить.