Научи меня прощать. Глава 91

Наталья Говорушко
Начало повести: http://proza.ru/2020/02/28/1946
Предыдущая глава:  http://proza.ru/2021/05/05/1725

В комнате воцарилась тишина. Лера вскочила с софы.

Было слышно только громкое тиканье большого зелёного механического будильника, стоявшего на письменном столе.

Лера называла его «маминым будильником», аккуратно заводила металлическим ключом-колечком, торчащим со стороны задней хромированной стенки, поддевая его  ноготком большого пальца.

Будильник слегка «спешил», убегая за сутки минут на пять. Эти пять лишних минут по утрам были для Леры иногда настоящей радостью. Как и все типичные «совы», она с трудом вставала рано, а эти набежавшие пять минут  давали ей гарантированную возможность поваляться в постели ещё чуточку.

Поднявшись, она обычно переводила черные стрелки старого, но добротного пружинного механизма, сверяя время по своим точным наручным часам.

После неожиданного признания Дмитрия и резко наступившей тишины, тиканье старого будильника отдавалось в голове у Леры громким колоколом: «Тик-так… Тик-так!»

Она стояла ошарашенная, оглушенная этими словами. В первые мгновения, наверное, походила на мелкую рыбёшку, вытащенную из проруби на лёд во время зимней рыбалки. Открывала было рот, чтобы что-то сказать и снова закрывала, не находя нужных слов.

Так вот откуда это изобилие, которым её осыпал Дмитрий… Игрок!

Теперь ей всё понятно! И его продолжительные исчезновения тоже понятны.
Значит, он появлялся у неё только тогда, когда ему удавалось хорошо выиграть. Или отыграться. Кажется, это так называется…

А сейчас? Что же случилось сейчас?

- Что теперь будет? – наконец с трудом выговорила Лера, всё ещё надеясь, что это просто нехороший сон. Или Дмитрий решил так неудачно подшутить над ней. Но до первоапрельского дня смеха было слишком далеко. Да и сам мужчина выглядел не на шутку испуганным.

- Ну… Что будет… - Дмитрий метнул острый взгляд на стоявшую рядом женщину. – Если в ближайшее время я не найду где-нибудь крупную сумму денег, то скорее всего, меня просто зароют в ближайшей лесополосе.

Глаза Леры округлились от ужаса.

- Дима, ты сейчас серьёзно? Тебя, что, правда, могут убить? Из-за карточного долга?!

- Серьёзно. – Дмитрий тяжело вздохнул. – Я должен денег такому человеку, которому проще убить, чем трясти долги.

- Подожди, а как же милиция? – Лера судорожно сжимала тонкие пальцы одной кисти руки другой, словно это физическое действие могло подсказать ей какое-то верное решение. – Я ведь сразу тебе сказала – нужно заявить в милицию!

Дмитрий обречённо покачал головой.

- Лера, я не думал, что ты настолько наивна. У этого человека давным-давно всё либо куплено, либо «прикормлено». Если я исчезну, никто и пальцем не шевельнёт, чтобы меня найти. Даже если кто-то напишет заявление, и при условии, что  его всё же примут – никто не станет меня искать. Дело просто переложат в стопку не раскрытых «висяков». На этом всё закончится. Наступило такое время… Жёсткое. С подобными людьми нельзя шутить.

Он помолчал.

- Результат таких «шуток» ясно написал на моей физиономии. Я не оправдываю себя, я виноват. Но это не освободит меня от долга.

Дмитрий криво усмехнулся.

- Подожди, а если занять у кого-нибудь нужную сумму? – Лера прижала пальцы к вискам.

Теперь с софы вскочил Дмитрий, швырнув на сбитую простынь грелку со льдом. Та булькнула и плюхнулась на постель со звуком огромной, шлепнувшейся откуда-то сверху, лягушки.

- Королева, ты смеёшься?! Кто мне даст, да ещё  просто так, столько денег? Сумма очень большая.

- Почему, просто так? – Лера осторожно на него посмотрела. – Под расписку. Это будет гарантией возврата долга.

Дмитрий не выдержал и рассмеялся.

- Нет, ты точно не от мира сего… У меня ничего нет! – он выкрикнул эту фразу уже истерически. – У меня нет квартиры, нет дачи, нет драгоценностей, нет машины. Ни-че-го нет!

Лера в изнеможении снова села на софу.

- Постой, а если обратиться к этому, твоему пожилому другу? Вячеславу Георгиевичу, так вроде бы? – она оживилась. – Он не производит впечатления бедного человека, как раз наоборот. Разве он не согласился бы тебе помочь?

- Кто? Георгий? – Дмитрий усмехнулся. – Лера, запомни, такие люди, как Георгий, деньгами так просто никогда не разбрасываются. Мне нечего ему предложить, кроме самого себя. А я сам ему не нужен. У него таких «друзей», как я – вагон и маленькая тележка.

Снова воцарилось молчание.

Лера сидела, Дмитрий стоял рядом, пугая её своим устрашающим видом и синяком, уже налившимся густым фиолетовым цветом.

Оба усиленно думали. Каждый о своём.

Лера перебирала в уме возможные варианты быстрого обогащения. Но все они были слишком фантастические.

Конечно, у неё есть драгоценности. Что-то она покупала сама, что-то дарил отец. Вещи довольно дорогие, но даже если всё это продать – вряд ли наберётся нужная сумма.

Обратиться к брату? Это совсем не вариант.

С тех пор, как началось это безобразие в стране, работы для оркестра практически не стало. Платили Женьке за его игру сущие копейки, семья жила фактически только на зарплату Ирины и на отцовской помощи.

Дмитрий осторожно погладывал на Лерино лицо, по которому то и дело пробегали волны эмоций. Вот она прищурилась, приподняла одну бровь, что-то тихонько шепча про себя. Потом покачала головой, снова напряглась, на лбу пролегла складочка, щеки неожиданно порозовели, но быстро вернулась прежняя волнительная бледность…

Додумается, или нет? Очень не хотелось самому намекать на икону… Нет-нет… Это должно быть только её решение. Только её. Чтобы потом не возникло никаких вопросов.

Он требовал или просил? Нет.

Лера решила всё сама.

Тогда, возможно, удастся выйти сухим из воды и в этот раз.

Поэтому Дмитрий только внимательно следил за Лерой. Смотрел на неё искоса, так, чтобы она не поймала его заинтересованного взгляда.

«Ну, давай же! Давай!» - торопил он её мысленно. – «Что ты возишься, ведь решение так очевидно! Просто лежит на ладони. Вернее, стоит на полке прямо у тебя над головой!»

Тем временем Лера нахмурилась.

Обратиться к отцу? Он, конечно, поможет. В конце концов, у него есть влиятельные и достаточно обеспеченные друзья, чтобы достать деньги.

Но тогда придется всё ему рассказать. Всё-всё. О том, что она встречается с мужчиной, о том, что этот человек – игрок. Придётся признаться, что деньги ей нужны для него.

В этом случае она не могла быть уверенной, что отец согласится помочь. Скорее, наоборот. Будет всячески настроен против Димы, потребует, чтобы они расстались.

- Дима, если я обращусь к отцу, ты согласен будешь оставить своё прошлое? Я имею в виду – ты можешь обещать, что бросишь играть?

- Кому обещать? – мрачно отозвался мужчина. – Если тебе – смогу. Но перед твоим отцом я обещаний раздавать не буду. Я давно вышел из того возраста, чтобы отчитываться перед кем бы то ни было.

- Но ты ведь понимаешь, что мой отец иначе не даст нам денег? – Лера была в отчаянии. – В такой ситуации может помочь только он…

Дмитрий мысленно застонал.

О Боже… Лера! Вроде умная женщина, но не в состоянии сообразить простой вещи!

- То есть, я должен с покаянной головой явиться впервые к твоим родственникам, и вместо того, чтобы красиво попросить твоей руки – красиво попросить денег?! Так, что ли?

Мужчина даже покраснел от негодования.

- Никогда! Слышишь? Я не сделаю такого никогда!

Он нервно прошёлся по комнате, гневно размахивая рукой.

- Какое будет ко мне отношение после такого поступка? Буду чувствовать себя ущербным, словно я приживала какой-то… Ни за что!

Лера кивнула.

Действительно, всё будет именно так, она уверена. Отец сейчас во многом слушает свою вторую жену. После того, как Лера встретила Зину «в штыки», она не думала, что сможет рассчитывать на её помощь в разговоре с отцом. С чего бы Зине помогать ей после того, как она, Лера, первая обвинила новую жену отца в корысти?

Правильно говорит поговорка: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Но тогда она была зла на отца, на Зину, на весь белый свет.

Но сейчас она уже другая! Она изменилась! Она стала понимать и Зину, и отца, с их  поздней любовью. Потому что влюбилась сама. Полюбила по-настоящему…

Теперь её любимый человек в беде, ему нужна помощь, а она, из-за своего дурацкого характера и чрезмерной гордыни, глупых амбиций, испортила отношения с новой родственницей.

Лера чуть не заплакала, досадуя на своё прошлое поведение. Но слезами горю не поможешь. Нужно думать… Думай, Лера, думай… Должен же быть какой-то выход!

« Думай, королева, думай!» - вертелось в этот момент в голове у Дмитрия, пока он нервно ходил по комнате от письменного стола до трельяжа и обратно. – «Ты же умная. Должна же ты догадаться, в конце концов!»

Тут его озарило.

Нет, всё-таки в его лице погиб непревзойденный актёр.

Следует аккуратно навести девчонку на нужную мысль, но так, чтобы она ничего не заподозрила. Иначе он потеряет всё. И икону, и Леру.

Постаравшись придать лицу больше трагичности, он остановился перед сидящей на софе Лерой, потом опустился перед ней на колени.

- Лерочка, нам больше нельзя с тобой видеться. Нам нужно расстаться… - его глаза повлажнели, казалось, что в уголках глаз блестят слёзы. – Прости меня за всё, дорогая, но так надо.

Лера, ошеломленная таким поворотом дела, расстроенная донельзя, после этих слов
Дмитрия откровенно запаниковала.

- Как?! Почему?! Из-за долга? Дима, но ведь это глупо! Мы справимся, мы обязательно отыщем какой-нибудь выход! Всё совсем не так плохо, как ты думаешь… - бормотала она в полном ужасе.

- Лера, это ты не хочешь понять, насколько всё плохо. – Дмитрий грустно вздохнул и сделал театральную паузу.

- Эти люди ни перед чем не остановятся. Если они узнают, что у меня есть любимая женщина, они придут к тебе. Чтобы иметь возможность повлиять на меня! Через тебя. Я не могу допустить даже мысли, чтобы ты пострадала из-за этой истории, в которую я втянул тебя…

«Любимая женщина»… Он назвал её «любимой женщиной»! Неужели это правда? Тогда ей ничего не страшно. Невольно Лера выпрямилась и гордо, как всегда, подняла голову.

- Так пусть приходят. – Она непонимающе уставилась на мужчину. – Что они сделают? Заберут мои немногочисленные украшения? Пусть забирают.

Дмитрий сжал подрагивающие от нервного напряжения Лерины руки своими большими ладонями.

Тихо и вкрадчиво, словно озвучивая фильм ужасов, он кивнул и зашептал:

- Заберут. Украшения заберут… А потом вывезут тебя куда-нибудь в глухое место. и начнут присылать тебя мне по частям. Фалангу мизинца для начала. С левой руки. Ведь человек вполне может прожить без этой части тела, правда?

Лера побелела, как мел. Руки её похолодели, и даже зубы, казалось, принялись выбивать мелкую, противную чечёточную дробь.

- Подумай сама, разве я могу допустить такое? Ты живешь счастливо в своем мире, даже не представляя, на что способны некоторые люди, когда в них умирает всё человеческое.

Лера подняла на него испуганные глаза.

- Дима, ты о чём? Как такое вообще может быть, не пугай меня так!

- Я не хочу тебя пугать, – голос Дмитрия стал жёстким. – Я просто говорю тебе правду. Такую, какая она есть.

- Но ведь есть же милиция, есть власть, неужели возможно, чтобы происходили такие жуткие вещи?! Мы живём в конце двадцатого века, а ты мне рассказываешь про дикарство какое-то… – Лера окончательно перепугалась.

- Конечно, есть. Есть и милиция, и власть есть. Тебя даже будут искать! Усиленно. Только знаешь что? – мужчина снова сжал её ледяные руки своими.

Лера замерла, словно канарейка в клетке.

- Главное, чтобы тебя не нашли, когда будет уже слишком поздно…

Лера в ужасе закрыла лицо ладонями, вырвав их из Диминых рук. Она снова почувствовала, что мелко дрожит.

Тело вдруг покрылось липким, холодным потом. Это был страх в чистом виде. Страх не за себя, за любимого человека.

Он же назвал её любимой, как он может говорить ей такие ужасные вещи? Хотя, если предупрежден, значит – вооружен. Наверное, у Димы действительно нет другого выхода.

Но расстаться сейчас, вот так?! Ведь они только нашли друг друга, им хорошо вместе, почему им придётся страдать из-за любви?
«Страданиями душа совершенствуется»… Где она слышала эту въедливую «киношную» фразу?

Точно… Это из «Формулы любви».*

Главная героиня, Мария Ивановна, так говорила: «Такова судьба, Лёшенька. Будем страдать. Страданиями душа совершенствуется. Папенька говорит, что одни радости вкушать недостойно».

Правда, Лёшенька её тут же послал папеньку-то… Ответил: «Да пропади он пропадом, ваш папенька с советами своими! Без вас мне и жить незачем! Дайте мне ваш пистолет, граф!»

О, Господи… О чем она только думает? Диме грозит страшная опасность, а она кино вспоминает! Что же делать, что делать? Где взять деньги?!

Спросить у кого-нибудь из коллег, но это бесполезно. Практически все живут от зарплаты до зарплаты, а сейчас и её задерживают. Ни у кого нет серьёзных сбережений, а если бы и были, пришлось бы, видимо, сложить их все вместе, чтобы достать нужную сумму.

Дмитрий, который уже встал с колен и опять хмуро ходил по комнате, вновь бросил на неё быстрый взгляд. 

«Ну…?! Когда ты уже сообразишь-то, наконец?!» - читалось в нём, - всё-таки, бабы-дуры… Ой, дуры… Даже такие очаровательные, как Лерка».

Лера всё ещё судорожно соображала про себя, пытаясь отыскать выход. Ей казалось, что мысленно она бродит в каком-то нескончаемом лабиринте.

Осталось только собственный музей ограбить.

Лера невесело усмехнулась про себя.

Вынести картину какую-нибудь. Или из запасника икону унести. Спрятать в большой портфель и вынести.

Стоп! Конечно же! Как она могла забыть? У неё же есть икона! Отец говорил, что она ценная, да и Дмитрий сам подтвердил, что стоит икона дорого.

Что там говорил отец? Её нельзя продать, можно только подарить. Если она просто отдаст её Диме? Подарит, то есть?

В конце концов, не ей, с её атеистическими убеждениями, верить во всю эту религиозную чушь.

Важнее будет то, что эта вещь спасёт человеческую жизнь. Разве не это самое важное в той же религии?

Тогда Диме не нужно будет никуда уезжать. Не придётся расставаться, более того, они смогут начать новую, совершенно другую жизнь. Вместе! Он же уже говорил, что сможет бросить игру, если она, Лера, попросит его об этом. Для неё он станет другим человеком!

Дмитрий украдкой обрадовано смотрел на Лерино внезапно посветлевшее лицо.

Дошло, наконец-то… Хорошо, что не через неделю! Теперь главное, не проговориться, не дать понять, что именно такого поступка  от Леры он и ждал. Для этого затевался театр с мнимым избиением.

Лера уже вскочила, заговорила возбужденно, с горящими глазами:

- Дима,  я знаю, что делать! Я знаю! Я подарю тебе эту икону. Ты её продашь, ведь ты наверняка знаешь многих людей, как этот Георгий Вячеславович, которые смогли бы её купить. Я думаю, что ради спасения жизни, это можно сделать!

В глазах мужчины мелькнуло ликование, которое он, как ни пытался скрыть, не смог загнать это чувство далеко вглубь сознания.

Но, окрылённая придуманной идеей, Лера ничего не замечала.

Она радостно улыбалась, весь её вид говорил: «Смотри, какая я молодец! Я нашла выход, я спасу нас!»

Однако Дмитрий мрачно посмотрел на женщину.

- Лера, ты в своём уме? Что скажет твой отец?

Лера только пожала плечами.

- Что скажет? Наверное, рассердится. Но потом, когда поймёт, что я поступила так, потому что люблю тебя, он всё простит. Человеческая жизнь стоит дороже какой-то древней раскрашенной доски.

- Нет, Лера. Я не могу принять такой подарок. Ты хоть понимаешь, что, продав икону, ты вполне бы могла построить трехкомнатную кооперативную квартиру, к примеру? Или несколько лет жить безбедно, вовсе не работая?

- Понимаю. И что из этого?

- Ты сейчас, вот так просто, готова отдать мне такую ценную вещь? Доверяя мне на слово?

Дмитрий уставился на неё испытующе. Казалось, он ждал, что Лера одумается. Что прямо сейчас скажет ему, что поторопилась, что не станет совершать такой импульсивный и необдуманный поступок.

Однако Валерия этого не сказала.

Она только серьёзно посмотрела на мужчину и спросила:

- Скажи, Дима, если бы речь шла о моей жизни и смерти, ты бы отдал последнее, чтобы спасти меня?

Дмитрий неожиданно побледнел.

- Конечно, отдал бы. Не сомневайся. – тихо произнёс он, но у него не хватило выдержки не отвести глаз.

Но Лера снова настолько была занята своими мыслями, что и этот мимолетный жест ускользнул от неё.

Она встала, осторожно сняла с полки кивот, в котором лежала икона.

Глаза Богородицы смотрели грустно и понимающе.

Впервые в жизни Лера ощутила, что чувствует этот взгляд. Физически ощущает его, словно это она, Лера, сама писала женский образ, а не какой-то древний, никому не известный иконописец.

Взгляд женщины, держащей на руках  сына, был заранее осознающим, что она потеряет его. Потеряет самое дорогое из-за людской жадности, жестокости, людской ненависти и зависти…

Лера немного подержала кивот в руках. Гладкое дерево было теплым, отполированным множеством рук. Некоторых людей, которым принадлежала когда-то икона, давно уже не было в живых…

Она решительно протянула кивот Дмитрию, держа его обеими руками.

Мужчина невольно отпрянул.

- Ты уверена? Лера, ты не пожалеешь потом о том, что сделала?

Женщина покачала головой.

- Не пожалею. Возьми. Улаживай свои дела и возвращайся. Я буду тебя ждать.

Дмитрий взял кивот одной рукой.

Образ Богородицы в мгновение словно потускнел, теперь она смотрела укоризненно, осуждающе. И одновременно с жалостью.

Она жалела Дмитрия. Жалела его никчемную, пропитанную ложью душу…

Мужчина вздрогнул, одной рукой, виртуозно и ловко, стянул с одной из подушек, лежащих на софе, наволочку, и завернул в неё кивот.

Лик Богородицы, скрытый тканью, по-прежнему стоял перед глазами.

Дмитрий судорожно сглотнул.

- Спасибо, Лера. Это настоящий королевский подарок.

Он тут же засобирался.

- Я вернусь очень скоро, ты жди. Веришь?

Лера мягко улыбнулась.

- Конечно, верю. Я люблю тебя. Возвращайся скорее!

Дмитрий сжал её маленькую, успевшую стать тёплой, ладонь.

- Ты человек, Лера! Ты настоящий человек, я никогда не забуду того, что ты для меня сделала, честное слово!

С этими словами он оделся, и, оставив на губах Леры прощальный крепкий поцелуй, быстро вышел.

Он шёл по заснеженной улице, а икона жгла его руку. Он переложил её в другую, попытался взять завернутый кивот под мышку, но она всё равно жгла…

Жгла прямо через ткань, жгла через плотную одежду, добираясь своим огнём до самых глубоких закоулков его души.

Лик Богородицы снова стоял перед глазами.

«Несчастный ты… Совсем несчастный…» - шептал призрачный невидимый голос и от этого Дмитрию становилось жутко.

Но он всё шёл вперёд, прижимая к себе жгущую его добычу…
___________
*«Формула любви;» — советский художественный телефильм Марка Захарова по сценарию Григория Горина, выпущенный в 1984 году Творческим объединением телевизионных фильмов киностудии «Мосфильм». Вольная экранизация повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» (1921).

Продолжение здесь:  http://proza.ru/2021/05/17/821