Теперь о прототипах.
Напомню, что излагаю по хронологии поисков, опираясь на личные высказывания Крамского.
Итак, первая «собственная» версия.
Балерина приходит на ум сразу.
Во-первых, подруги венценосцев из благородных не склонны были привлекать к себе излишнее внимание и одевались поскромнее Неизвестной. Во-вторых, кому сама профессия повелевает быть архимодной, кто пользуется ажиотажным поклонением не только на протяжении 19-го века, но и в наши дни?
Кто, как не актрисы?
Высшей категорией среди них считались именно балерины.
Девочек в училищах сначала определяли в танцовщицы, если таланту мало, то в певицы,
а если уж совсем никуда – то в драматические. Всем знакомы со школьной скамьи пушкинские строки, как блестящая прима Истомина «ножку ножкой бьёт». Воспоминания бытописателей во главе с Пыляевым с его «Старым Петербургом» пестрят рассказами о поездках золотой молодёжи к «Яру» и т.п. в компании изящных служительниц Терпсихоры.
Правда, лучшие русские примы (Муравьёва, Вазем и др.) не особенно похожи на наш портрет. Тогда кто? Итальянки? Они подтянутся только с конца восьмидесятых – виртуозная Пьерина Леньяни, Вирджиния Цукки (на фото - слева). Вот эту последнюю, на взлёте её блестящей карьеры, Иван Крамской мог видеть во время своего заграничного вояжа, например, в Падуе или Милане. Он с 1869 года 6 лет провел за границей: Берлин, Дрезден, Париж, побывал и в Италии. Возраст танцовщицы и изображения на её портрете – подходящий. Фривольное одеяние, вызывающая поза и взгляд вполне могли послужить тем мановением, которое отразится в картине 1883 года.
Но не версия интересна и даже не сама балерина, хоть везде она производила настоящий фурор и будет приглашена солировать в Петербурге с 1885 года.
Балерина – лишь повод поговорить о костюме и особом отношении художника к нему.
Сколько упрёков в непорядочности посыпалось на Неизвестную из-за чрезмерной «модности».
А разве дама сама оделась? Её художник одел. Причем не как попало, а дотошно по моде из французского журнала 1883 года (см. илл. http://proza.ru/2021/05/05/249, вверху). По признанию специалистов, «Неизвестная» – е д и н с т в е н н ы й случай, когда Иван Николаевич Крамской прописывает детали костюма тщательнейшим образом.
Почему?
Да потому что, вполне возможно, это его ответ на брошенную Западом «шведскую перчатку».
Эта деталь, серая ш в е д с к а я п е р ч а т к а – некая притча во языцех, заноза на всю жизнь.
Вот она, на баснословно дорогом портрете Половцовой (http://proza.ru/2021/05/11/1241). Французский художник Каролюс-Дюран просто легенды рождал о своих сумасшедших гонорарах, великолепно живописуя детали – всякую, по мнению Крамского, дребедень.
– За портрет госпожи Половцевой он взял тридцать тысяч франков!..
Половцева сидит в черном шелковом, отделанном таким же бархатом платье, драпировка бутылочного цвета с зелеными переливами удачно показывает белизну лица и шеи белокурой женщины; превосходно написана серенькая шведская перчатка, полунадетая на правой руке, — шведские перчатки художник часто пишет, они как бы составляют его специальность, в Париже МОДА НА ШВЕДСКИЕ ПЕРЧАТКИ ; la Carolus-Duran... (Из петербургских газет – худ.критика.)
– Говорят, Бонна* написал портрет дочери [ж/д магната] Полякова – удивительный! за... за... не выговорить — за 200 000 франков! Умиляюсь и завидую! Вот что значит Европа, то есть Париж. Все в один голос говорят, что портрет превосходный... то есть фигура, платье, рельеф... колорит и... похожа? Да, конечно, похожа! Не видал, но завидую… Как не свихнуться, когда весь свет кричит: «Подай мне то или вот это, и вот тебе за это 200-300 тысяч – только ублажи, не умничай!..
«У Б Л А Ж И, Н Е У М Н И Ч А Й!»
Женский портрет в Европе доминирует, причем портрет богатый, с прорисовкой всех показателей благосостояния: шёлк, бархат, тончайшее кружево, шитьё, драгоценности и – непременно! – шведские перчатки. Где тут идеал? Шведская перчатка русского Ивана просто взбесила. Какое внимание к ничтожному предмету! В ущерб содержанию, идее, психологии, душе, наконец. И такое отношение всюду.
– Газеты пишут: знаменитый Каролюс-Дюран не может похвалиться ни блестящим рисунком, ни способностью схватить характеристику физиономии, лицо вообще не играет на его портретах первостепенной роли, зато сколько изящества и элегантности в фигуре — никто не знает лучше Дюрана, что больше идет к брюнетке, а что к блондинке, никто лучше его не передаст атласа, бархата, лент, кружев, никто лучше не уложит складок пышного трена, не перенесет с большим вкусом на полотно туалета, только что вышедшего из мастерской чародея Вотта; Каролюс-Дюран объявлен лучшим живописцем современных мод и светских знаменитостей. Иметь портрет от Каролюса-Дюрана считается признаком наилучшего тона. (Худ. критика и искусствознание!..)
– В Париже, как ВЕЗДЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ, художник прежде всего смотрит,
где торчит рубль, и на какую удочку его можно поймать;
и там та же ПОГОНЯ ЗА БОГАТЫМИ... И НАГЛАЯ ПОТАЧКА… ИХ НАКЛОННОСТЯМ;
соревнование между художниками самое откровенное на этот счет.
Крамской упрекал живописцев в прислуживании буржуазным вкусам публики, холопском подчинении моде, безыдейности, отсутствии чувства или, как он выражался, «нерва», в отсутствии оригинальности и простоты. Позже признал, что у французов есть своя, французская школа, но счел эту школу для себя несимпатичной. https://sv-scena.ru/Buki/Ivan-Kramskoyi .
«Это уже чересчур, это уже черт знает что такое», – пишет он, в тоске и страхе за судьбу человечества при виде толпы, «разряженной до последних пределов, красивой тоже до последних пределов и нахальной тоже до последних пределов».
А дело просто: бурный рост британской экономики подстегнул производство, в том числе –
тканей. Шелк, бархат, кружево стали доступны куда более широкому кругу, а достатком не грех и похвастать. Британия «распрострила» крылья чуть не на весь крещёный мир и даже за его пределы. Доминирование экономическое, политическое и культурное спровоцировало в России яростную сшибку славянофилов и западников. Образ королевы Виктории, соотнесенный лояльными портретистами с ликом Мадонны Рафаэля, тиражировался повсеместно, а к нему уже норовили подтянуть дам попроще. Когда после смерти мужа в 1861 году королева надела траур, по всей стране получил распространение так называемый «викторианский культ смерти» и связанная с ним траурная мода, которую донесли и до России модные журналы. Круг замкнулся.
Европейский «жанр» – это «ЖЕНЩИНЫ, ЖЕНЩИНЫ И ЖЕНЩИНЫ во всех видах, исключая настоящего». Крамской ходит по выставкам, все вбирает, обдумывает, раскладывает по полкам, будто счетная машинка в голове – аналитик. Что видит? Оригинальных вещей – одна из ста, хороших – одна из десяти, но это –«все избитое, известное и пережеванное», остальное – плохо, нахально, глупо или вычурно, крикливо...». Крамской отмечает даже у посредственностей умение распоряжаться картинностью, массами света и теней, гармонией тонов, но не находит напряжения чувства или мыслей. Много живописи, но мало веских внутренних качеств, живопись раздражает нервы, но не трогает сердца. Он смотрит на европейское искусство глазами искусства отечественного, расчетливо прикидывает, что взять из чужого, чтобы поднять уровень своего, ускорить движение, развитие. http://tphv-history.ru/books/porudominskiy-kramskoy20.html.
Совершенно очевидно, что однажды Иван Николаевич захотел показать обществу,
что можно и иначе: и костюм прописать, и за душу взять – «Неизвестной»: http://proza.ru/2021/04/29/112 .
«Ее наряд — шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, тёмное пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет – излюбленные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность».**
Есть сильное подозрение, что Крамской хотел сказать:
– Я-то могу, как вы, а вы-то можете, как я?
И означает сие только одно.
Что вряд ли он ограничился обличением девушки «нехорошего поведения»,
а вложил в картину кое-что духовно интереснее.
Продолжим поиски.
Бонна* – Леон Бонна, французский художник.
** http://www.kramskoy.info/content/view/409/30/
другие источники:
http://tphv-history.ru/books/porudominskiy-kramskoy20.html
https://www.belcanto.ru/zucchi.html