Буториндо глава 137 одиннадцатая заповедь

Владимир Ногин
«Одиннадцатая заповедь»

-Вот льёт, ну прямо… как говориться, из ведра, ну прямо как из него самого… льёт! Сил нет уже ждать, вернее, терпение кончается… уже, а… Олечка?
Ответа на свой вопрос я не получил,- Заинька не привыкла так рано вставать, было только половина седьмого, она ещё в дремотном состоянии была, когда я заторопился… заспешил вдруг домой.
- Я бы хоть неделю ждал тут с тобой, но боюсь… если мишка придет, то представляешь… представляешь, что он там натворит, что он у нас наворочает?!
На этот мой вопрос, вернее, крик души Олечка всё - таки ответила, успокоила меня:
-Да, не переживай ты так!.. он не придёт, не бойся
-Ну, не знаю, мне бы твою уверенность… с чего ты так уверенна?
- Он же последнее время нас не беспокоил, ушёл куда-то… я думаю, что всё нормально будет – не волнуйся.
Ну, конечно – не волнуйся! Это легко сказать, а вот как вспомнишь, что медведь у нас на первом домике натворил, то… то плохо становится, аж… кисло на душе – будто уксусу хватанул.
Но, если Заинька в чём-то уверенна, то она… уверенна, знает; правда, бывает и наоборот, бывает, что и она тревожится так сказать, без причины… как правило, без… без всякого повода казалось бы. Ну что ж, тогда я её успокаиваю, успокаивать всегда почему-то легче, не понятно, почему только – ответственности вроде бы больше?
Вряд ли это из-за нашей лёгкости характера, это уж точно не та причина, тем более, что и чувствам… предчувствиям друг друга мы доверяем… а правильнее будет сказать – уважаем их, причём друг друга, пожалуй, больше чем в самих себе.
 Но, вот странное дело получается, когда успокаиваешь другого, то будто видишь - знаешь, что… что то, чего он опасается не случится
 А вот, что самое интересное, во всём этом… самое важное то, что треволнения все эти не беспочвенны; не то, что имеют под собой основание – это понятно, это само собой!
 Всё происходит так, словно ты отсекаешь ненужный, плохой вариант… который, действительно мог бы быть… случиться, произойти, но ты почему-то уверен, что тебе по силам его «отменить».
 А, вот что самое неинтересное, ну совсем уж… не успокаивает, ну почти что не помогает! Нет, я ,конечно, доверяю Олечкиному здравому смыслу, да и на интуицию, предвидение и предчувствование её полагаюсь, но… но ну его, к чёрту !
 Придет косолапый и будет тогда нам и Юрьев день и золотая осень или всё вместе – соберёт он нам урожай, досрочно всё соберёт,- сожрёт и переломает, скотина!
 Жалко было почему-то больше всего парники и теплицу, хотя в самом домике также имелось, чем поживиться, если б туда забрался этот разбойник таёжный!
-
-Дождик, вроде бы утих, а… так – накрапывает?.. надо собак покормить и бежать, не доверяю я этому парню в шубе, да и надоело уже, сколько можно… сидеть здесь… на Перевале,- действительно, что на перевале – ни туда, ни сюда не перевалишь!
 Я наклонился и поднял с пола возле печки кастрюлю.
 -Так что, я отдаю кашу собакам, Оля?
Заинька уже окончательно проснулась, умылась и привела себя в порядок, а главное поняла, что я действительно убегаю сегодня.
 -Нет, не отдавай! Я её, может быть, сама ещё доем… может быть, я ещё и не пойду сегодня.
 - Скажи лучше, что тебе жалко стало… конечно – гречка с тушёнкой!
После своей глупой или просто обычной, банальной… пустой обыденной житейской шутки, которыми люди заполняют паузы в своей жизни чтобы не молчать… или чаще, чтобы не думать. Тут главное… главное – мера, а то и всю жизнь можно «прошутить».
 - Нет, а если и, правда! Может… может быть не пойдёшь сегодня, а?
 Олечка помолчала, подумала, что-то прикидывая, просчитывая…
 - Ну, я ещё не решила. Не знаю ещё пока… посмотрю.
 -Куда мы всё время спешим!? Сиди, жди машину, речку ты всё равно не перейдёшь, пока вода не спадёт… продукты есть, ждите попутку.

 Покормив собак, я попрощался с Заинькой, попросил не выходить из вагончика пока мы не отойдём подальше, чтобы собаки не вернулись, и побежал домой.
 До моста, а проще говоря, до остатков бывшего моста, кое-каких остатков… или не бог весть каких, но дающих всё же возможность перейти Тыю почти не набрав в сапоги… до моста мы дошли-добежали быстро и весело. Я прогнал собак аллюром, что б не свернули в кусты и не вернулись потом к хозяйке потеряв мой след – Олечке и без них хватает забот!
 Ну, вот – речку мы форсировали, теперь уже можно и свободным темпом:
 -Уна, Рыська!.. пошли вперёд, чего вы там в кустах шаритесь?
Вперёд, я сказал!
 Но все мои окрики и команды были малоэффективны и почти не действовали,- до лампочки. Собаки просидели на Перевале несколько дней, а тут наконец-то, вырвались… попали на свободу. Ну их, пусть душу отведут, набегаются сами придут.
 В этот раз я не пошёл на прямую, через болото по старому ЛЭПу… после таких дождей только и ходить по болотам!.. сразу без сапог останешься, увязнешь так, что не сможешь вытянуть. Что там сапоги – и ноги можно оставить, не вытянуть… вместе с головой!
 - Не-е… по ЛЭПу мы не пойдём, а, кстати, почему «по ЛЭПу»? Надо ведь в коце букву «е», а не «у»… ЛЭП то – женского рода!
 Но мало ли кто какого рода, главное… « главное, чтобы костюмчик сидел!», что б красиво было, а по «ЛЭПе»… как по лапе какой-нибудь – ни какой красоты.
 Можно конечно и по правилам… по правилам русского языка, не склонять, просто – ЛЭП. Но где ж это видано, что б на Руси говорили «по правилам», на ней, на матушке и живут-то против, супротив правил… или иногда и вообще вопреки всему и всем.
 А по правилам, по правилам то ли не умеем мы, то ли скушно… именно, что «скушно», а не «скучно»… и никакое слово, даже проверочное, нам не указщик… морда не бритая, под глазом синяк, а душа загадочная.
 Ну вот, сказали же дураку – по зимнику не лезь, там болота!
Так нет же – врюхался… по самые… ну, вам по пояс будет, как старшина говорил из кино «А зори здесь тихие».
Я конечно не специально, и про зимник, который… который после дождя, да и не… после! Вот, стоило срезать какой-то участок, а срезать постоянно приходилось за машинным или тракторным, гусеничным следом,- у нас же всяк норовит спрямить дорогу, когда к месту, а когда и не в тему… вот где-то и не вышел я на основную колею, чёрт… по колено считай врюхался
 Собаки разошлись, Унка бегала, гоняла кого-то, а Рыська поняла, что шутки хреновые – дорога незнакомая, болото… запахи чужие, ну и видать вспомнила, как в детстве «потерялась», сутки бедная одна в лесу в первый раз и в четыре месяца!
Я уже считай, на основную, твёрдую дорогу пробился, когда где-то далеко, едва уж и не на пределе слышимости послышался собачий лай. Уна голос подала, спрашивала – где мол… потерялись, а у самой в голосе уже сомнение, сама уже , если и не боится, то опасается… запахи пропали, след наш не может поймать, унюхать!
 -Что, добегалась?! А я говорил, кричал – рядом, рядом, так вы же деловые, следопыты… хреновы!
 Но, если по правде, вернее, по существу, то собака не виновата была – в такую погоду (а дождь не прекращался!) и по воде, я же постоянно по болотам или по лужам… что ж, делать нечего, придется стрелять в воздух.
 Оно бы и проблемы никакой,- стрелять, так стрелять, да вот… патронов у меня осталось штук шесть… всего. Вообще, всего и на предвидимое будущее, не скоро теперь достанешь такие – восьмой калибр на ракетницу и главное такие после которых в бочке железной дыра с кулак остаётся! Это у нас ещё старые запасы… теперь-то где такие достать?!
 Но собаку… друга надо же выручать! Громыхнуло на всю округу, знатно громыхнуло!
 - Ну, ничего, - зато убедился, что … что не отсырели, не пропали патроны, работают… сработали, а то Заинька всё переживала, как я с ракетницей, если что? Нормально, так что… если, то и что.
 Но патрон всё таки жалко было, до тех пор пока Унка не догнала! Как она бедная запрыгала от радости, что мы с Рысью нашлись, наконец-то… тут никакого патрона не пожалеешь, да и что их жалеть – они на то и предназанчены, чтобы… чтобы потом не жалеть.
 Дорога оказалась такой как нам и говорили, где-то километров восемь,- полтора часа ходу. По ЛЭПу то же, если по времени, но здесь безопасней и легче на много, а если бы я ещё в зимник не встряпался, то и вообще… а вот , если бы ещё и дождя не было, то вообще – вообще бы!
 В зимовьюшке пришлось затапливать печку и сушиться, ну и заодно уж и чайку попить, раз выпала оказия… да, оказия – что там, льёт? – я выглянул голый, но не успел и под навес выйти, как тут же заскочил – комарьё закусало!
 Где-то около часу у меня ушло на просушку, наверное, всё же побольше – в дороге время бежит… и сам бежишь и время с собой утягиваешь, убыстряешь, оно же как пузырь воздуха у нырнувшего под воду насекомого время наше, у каждого своё и со своей скоростью, с твоей личной и строго индивидуальной, чтобы там физика не говорила… а она, кстати, последнее время именно это и говорит, утверждает и настаивает даже!
 К первому мосту я довольно скоро добрался, меньше, чем за сорок минут… стал переходить… и вот тут и прозвенело в голове моей ( бестолковой, чего уж там!), первый звоночек, так сказать.
 Вода… вода на первом мосту через него перехлёстывала! Вот тут бы мне и остановиться и повернуть назад, но … но я посчитал, что это во мне лень говорит, что мол и не такую воду видели, ну и попёрся я дальше, побежал даже – время чтобы значит на переправу сэкономить,- раз переправа такая сложная у меня впереди.
 Вдруг, я встал, буквально, как вкопанный! А, Олечка!? Она же… она может не понять, что вода большая и пойдёт… пойдёт?.. не пойдёт - поплывёт!
 И пошло – поехало, плавать Заинька моя не умеет, да тут хоть умей. Хоть не умей – вон , Унагайцев таскали, что они какого-то туриста отвезли, а тот утонул на переправе, а турист – мастер спорта по всем этим переправам, по этому экстриму!
 Надо срочно возвращаться, может ещё успею, тормозну Олечку? Но, я опять постоял, постоял потоптался на месте и … и снова подумал, что это нежелание идти моё говорит, обстановку нагнетает.
 Олечка у меня мало того, что не дура и опыт имеет не малый, она ещё и осторожная и на рожон не попрёт никогда, ну а главное… главное – коза! Эсмеральду в большую воду не затащишь, она то уж точно осторожная… животина.
 Пока я сам себя уговаривал уже и второй мост показался… дорога резко вниз пошла и надо было прижиматься к скалке и вдоль речки по калтусу. Я вплотную подошёл к Ондоко, посмотрел… и побежал; назад побежал – обратно,- нечего было и думать по такой воде переправляься!
 Ну, если повыше – то воды может быть и меньше, выше по течению, но и там проблематично, а вот главное… главное – Олечке и думать нечего через Холодную и тем более через Гассан-Дякит!
Я пошёл уже на скорость, когда вроде бы и не спешишь, внешне и не похоже, что торопишься, вроде бы обычный ход, но… но всё подчинено, направлено на время… дорогу нужно проглотить, пролететь,- это основная задача, этому всё подчинено!
 - Эх, посидела бы Заинька на Перевале хотя бы до обеда… до обеда я должен успеть, добежать,- надо успеть тормознуть её… идём, идём собаки, вперёд – пошли, чего вы под ногами крутитесь, пошли, говорю!
 Всё дело было в том, спешка моя, что… что переправляться прийдётся только после дождя, когда вода спадёт – не раньше, а если Олечка уйдёт, то ей придётся сидеть два, а то и три дня где-нибудь на Выселках. Хорошо, если там продукты какие-то, но врядли – так, в лучшем случае пакетик с крупой.
 Одно успокаивало – уж в такую-то воду Олечку не заставишь переправляться, ни саму, ни с козой!
 В зимовьё я всё-таки заскочил, пришлось. Рюкзак хоть и не тяжёлый, но какой смысл его тащить!? Надо только спрятать продукты, а то медведь уже приходил, навёл порядок – всё поразрывал, даже банку железную с гвоздями… баночка из под кофе была, хозяин – Андрюха в ней маленькие гвозди хранил для ремонта лыж… когда-то, - теперь уже не будет хранить.
Так, бутылки мы на крыше спрячем,- она низкая вроде бы сюда он не заглядывает, а вот муку куда? Муку мыши везде достанут… а, ладно!.. рискну – на стену просто подвешу, вот сюда в угол, за печку, может и не заметит… если ещё и заберётся.
 Рюкзак уже пустой я под стол просто запихал, некогда было,- не сообразил, что лучше бы тоже на крышу – от греха подальше, лохматого этого греха, в шубе! Ну, всё – вперёд, дальше побежали.
 Собаки ничего и не поняли, почему мы возвращаемся – им то что, хозяин рядом, запахи и метки свои свежие… может быть на охоту сбегали, прогулялись.
 Уна по округе рыскала, влево-вправо от дороги, а Рысь уже видать набегалась - поблизости шарахалась, по кустам.
 Обратно я уже твёрдо держался твёрдой дороги, ну их все эти спрямления, срезания – идёшь вот по дороги и…
 Всегда, ну сколько раз это не происходит, а всегда вдруг… и в этот раз – вдруг! Стоят прямо передо мной и прямо на дороге два медведя, звери не то, что бы крупные но… но «достаточной» величины. Я почему-то удивился, что это они вдвоём?! Медведи, вроде бы… чёрт! Это же матка с пестуном, вон он за ней стоит, чуть -чуть поменьше, но тоже здоровый!
 Я лихорадочно стал выдёргивать, вытаскивать из кобуры ракетницу,- тут и вторая застёжка стала мешать и полиэтилен, в который я обернул от дождя ствол… а главное, главное я никак не мог второй рукой патрон достать, -все эти упаковки, спятал от дождя, а теперь… Я посмотрел чуть в бок, вправо, не выпуская мишек из поля зрения – нет, нет не успею на дерево забраться, она меня быстро за ноги сдёрнет! И тут…
 Ну не позже, не раньше - Рыся появилась, прибежала откуда-то сзади и не останавливаясь возле меня ни на миг попёрла на медведей!
 Вот и не успел я достать запасной патрон – один то в стволе был, конечно - разумеется!
 Один патрон, один выстрел и большая вероятность осечки или промаха и вспугнуть уже… нечем, короче обрезала мне собачка варианты, сократила шансы!
 Всё получилось очень быстро и очень хреново. Собака когда пробежала меня медведей и не видела и не чухала даже и влетела едва ли ни между ними, чуть не сбила их! Но облаяла и рванула в кусты лишь только матка дёрнулась в её сторону, а медведица понеслась на меня, какими-то прыжками высокими, казалось, что человек бежит!
 В самом начале, когда я увидел зверей между нами было меньше тридцати шагов, ну самое большое – метров двадцать, двадцать пять и вот по времени получается, что всё это заняло не больше трёх – пяти секунд, я стоял на твёрдых ногах с взведённым курком, готов был… даже в подсознании, где-то там в глубине, на заднем плане про нож мысль маячила.
 И вот медведица несётся на меня прямо по дороге, я встаю во весь рост, навожу на зверя ракетницу и … и вдруг матка резко останавливается, прыгает право от дороги, мгновение и её уже нет! Краем глаза я ещё вижу, как пестун уходит в ту же сторону, за медведицей…
 Вслед я выстрелил и чтобы пугануть их хорошенько, ну и чтобы обстановку разрядить… грохнуло как и полагается, на всю… это хорошо, это значит, что не было… не было бы осечки, если… если «если бы».
 А, вот этого утверждать нестоит, нельзя этого говорить, мало того современная квантовая физика… Да, чёрт с ней, с физикой! Собаки где?!
 Вот… сволочи! Сучки подлые, хороши охранницы,- вот так надейся на них. Рыська, услышав выстрел, прибежала. Не сказать, что сразу, но и не долго ждать пришлось, охотницу эту, медвежатницу хренову…
 -Что, подставила меня?! Сучка подлая, скотина бессовестная… иди отсюда, пошла я тебе говорю, всё - не нужна ты мне предательская собака, пошла, говорю!
 Я настолько обиделся на собаку, что не стал её даже бить, наказывать. А вот и вторая!
 Уна, а ты где лазишь… скотина ты, Унка! Собака, не обращая на меня и мою ругань внимания сбегала вперёд, туда где медведи стояли, когда я их увидел, покрутилась… сообразила, представила себе, так сказать, картину событий и с виноватым видом, опустив покорно голову и виляя задом подошла ко мне.
 Досталось им обеим… а что?! - прощать такие проколы, ничего себе, две собаки и в такую ситуацию хозяин влетел, вбежал… можно сказать!
 До трёх я точно успевал на Перевал, наплевав уж и на дождь и на лужи, шёл злой и расстроенный. Погода эта уже достала – хоть бы на минуту растянуло, - льёт и льёт! Собаки всё время бежали рядом, прочувствовали момент истины, осознали вину свою, так сказать. Рысь то и дело лезла под ноги, проверяла – простили её или нет ещё!
 - Иди отсюда, я сказал, что знать тебя не хочу! Не лезь ты под ноги, пошла от сюда, придём я тебя в низ отправлю, будешь там на цепи сидеть, цепной собакой будешь… раз ты в лесу… раз ведёшь себя так, трусиха подлая… провокаторша к тому же! Сама напала и сбежала, скотина… иди от меня, не путайся под ногами.
 Они чувствуют собаки, животные эти, знают когда и кого из них ругают,- Уна на все мои слова реагировала спокойно, не прижимала уши и не поджимала хвост, поглядывала только на меня время от времени, проверяя по глазам, что её не ругают, мол, она то не причём.
 Спешил я, как оказалось, совершенно напрасно – Заинька ушла сразу же за мной. Что ж, возможно, к вечеру и вернётся… догадается!
 Я затопил у Борьки печку, развесил свои промокшие вещи, дождался чай пока вскипит ипосле двух – трёх кружек упал в кровать.
 Олечка не пришла, ни вечером, ни на следующий день. А, вот дождь, наконец – то прекратился, сразу же как я на Перевал дошёл, так и утих. Но, пришлось ещё ждать целый день, чтобы вода спала… день и ночь следующую вода с гор сбегала, падала.
 Хотел я было сбегать за Олечкой до Выселок, но… что это, детский дом? Не маленькая, не первый раз! И вообще, всё нормально будет… а вот мне домой то уже пора! Там и парники поди уж засохли, сколь времени я домой иду?!

 Солнышко светило, небо чистое ясное и идти в хорошую погоду веселее, ну и домой опять же – тоже настроение это поднимает, когда домой.
 Ну, вот – это ж совсем другое дело, совсем другой коленкор. Я стоял на первом мосту и смотрел… на воду смотрел: почти на метр, ну может быть, чуть меньше упал уровень, с ума сойти! Это как бы я переправлялся, интересно в прошлый раз если, по той воде?.. в плавь только!
 Дорога, казалось сама улетала из под ног, в том смысле, что летела; ноги, правда, побаливали, всё таки после такой пробежки полтора дня отдыха маловато.
 Пошёл я по старой дороге, по которой мы с Заинькой выходили. Хотел было подняться выше по Ондоко, чтобы переправа полегче была, но…
 - На Ондоко я не много выгадаю, там и малую воду вверху на переправе можно набрать, как и здесь – ниже, а вот обсушиться и чаю попить… здесь то у меня зимовьюшка будет. А самое плохое втой дороге, через верха то, что брод на Абчаде я то там точно сухим не пройду и прийдёться три часа по горам, по скалам мокрому ползти – нет уж, пойду ка я, как мы с Заинькой выходили.
 Дорога была нормальная, дождик не сильно её и подпортил, вот только… одному идти не очень –то, вдвоём с Олечкой не впример веселее.
 Собаки вели себя примерно, Уна обследовала округу, но далеко не убегала. А вот Рыська та вообще, как на поводке тащилась за мной,- видать крепко я её проработал, подействовало… что ж, посмотрим, дам ей ещё один шанс, молодая всё-таки ещё, как тунгус один на Перевале сказал,- заступился за собаку… молодая?!
 На Кудушките мы чайку попили и высушил я портянки, обувку свою, которую на броде промочил… можно было разуться – раздеться, но я прямо с разгону не останавливаясь «сфорсировал» Ондоко,- надоело уже, устал осторожничать. Вот и хорошо, что этой дорогой… и обсох и перекурил- отдохнул в смысле.
 Дальше уже считай прямая дорога, ну образно выражаясь. Всё равно, самое трудное уже позади… к дому и лошадь веселее скачет!
 И всё-таки дополз я, дошёл до конца трудновато,- что ни говори, а четвёртые сутки в дороге. Но… вот и печка уже потрескивает, это Заинька молодец, подсказала мне перед уходом дров сухих затащить в домик, теперь и проблем нет, а, то бы мучился, возился бы сейчас с сырьём!
 Хорошо всё-таки дома, как в гостях и не лучше.