Проблемы нацменьшинств в Советском Азербайджане

Али Албанви
На постсоветском пространстве, современный Азербайджан «прославился» тем что он является единственным государством, в котором фальсификация истории региона, а также насильственная ассимиляция «нетитульных» народов проводится на государственном уровне. За псевдо-исследования «цеховикам» присвоены сотни учёных степеней и научных званий. Напечатано тысячи книг, «научная ценность» которых за пределами Азербайджана — равна нулю. С другой стороны, в самом Азербайджане, доморощенные учёные не скрывают того обстоятельства, что вся выпускаемая «историческая» литература направлена исключительно «для внутреннего потребления» в контексте этнического конфликта в Арцахе, стало быть для оболванивания собственного населения. Иными словами, в свою историческую правдивость не верят даже авторы своих книг.


В тоже время, было бы ошибкой считать, что «инструменты» ассимиляции, к слову по копирку позаимствованные с соседней Турции, возникли лишь в новейшую историю молодой закавказской республики. Конечно же нет. Начиная уже с послевоенного периода истории СССР, пантюркисты Азербайджанской ССР, уже в довольно открытой форме упражнялись, как в фальсификации всех проводимых переписей населения, так и в дискриминации национальных меньшинств (автохтонных народов) на образовательном, культурном и бытовом уровне.


Одним из таких вопиющих фактов притеснения народов лезгинской языковой группы (будухский, крызский, лезгинский, рутульский, удинский и цахурский) явилось введение т. н. «специального налога» для некоренных народов, желающих получить среднее техническое и высшее образование. Удивительно, но пришлые потоми среднеазиатских кочевников к «некоренным» народам отнесли и лезгин, а налог получил название «лезги пул». Дело доходило до того, что в условиях социалистического развития в 40–50-е гг. прошлого века бесплатным образованием (высшим и средним специальным) могли быть обеспечены только те, кто числился этническим «азербайджанцем». До нас дошли и расценки налога «лезги пул»: за обучение в старших классах средней школы — 250 руб., за обучение в техникумах и вузах — 400 руб. ежегодно.


В этот период подавляющее большинство молодых представителей лезгинского народа, стремящихся традиционно к знаниям, были вынуждены регистрировать себя в качестве «азербайджанцев», оставаясь по существу своей идентичности и этнокультурному облику лезгинами. В результате этого и других государственно-бюрократических приёмов численность лезгин в Советском Азербайджане почти перестала расти. Сохранилась записка Министра просвещения Азербайджанской ССР к первому Секретарю ЦК КПА М. Багирову, в которой извещается о большом количестве жалоб от населения лезгинской национальности по поводу закона, принятого в 1936 г., согласно которому жители «некоренных» национальностей Азербайджана, т. е. не тюрки-огузы, должны были платить налог на право учиться в высших учебных заведениях. М. Багиров на этой записке оставил запись: «Если лезгины за обучение не хотят платить налог, пусть переписываются азербайджанцами».


Одним из Объектов поглощения пантюркистов Азербайджана в раннесоветский период истории был такой этнокультурный субрегион как Саингило (ныне территориально Балакенский, Закатальский и Кахские районы Азербайджана), населённый в рассматриваемый период преимущественно автохтонным грузинским и дагестанским населением. Исторически, первоначально рассматриваемая территория была одной из провинций античного государства Кавказская Албания, культурными и историческими наследниками, как известно ныне являются современные лезгинские народы. Со временем, с упадком Кавказской Албании, рассматриваемая территория постепенно была включена в состав Иберийского царства. В Грузии субрегион Саингило считают неотъемлемой частью северо-восточной Кахетии. После вхождения в состав Российской империи субрегион Саингило принял новое название — «Закатальский округ». Закатальский округ был образован в 1859 году. В 1903 году выведен из состава Тифлисской губернии в Особый округ. Восстановить контроль над данным историческим регионом Грузия смогла только в период своей независимости (1918–1921 гг.), а конкретнее 7 мая 1920 года заключив соглашение Россией — «Мирный договор», которым Россия признала регион как часть Грузии (см. ст. 3, п.1):


«Государственная граница между Грузией и Россией проходит от Черного моря по реке Псоу до горы Ахахча, через гору Ахахча и гору Агапет и по северной границе бывших губерний Черноморской, Кутаисской и Тифлисской до Закатальского округа и по восточной границе этого округа до границы с Арменией».


Однако, уже 12 мая 1920 года было подписано дополнительное соглашение к упомянутому мирному договору, в котором в ст. №1 говорилось следующее:


«Вопрос о спорных местностях на границе между Грузией и Азербейджаном и в Закатальском округе передается на разрешение смешанной Комиссии, образуемой из представителей правительств Азербейджана и Грузии в равном количестве, под председательством представителя Р.С.Ф.С.Р. Все решения этой Комиссии будут признаваться для себя обязательными правительствами Азербейджана и Грузии».


В апреле 1920 года в Азербайджане был установлен Советский режим. 28 апреля по «просьбе» ЦК коммунистической партии Азербайджана российское правительство ввело в г. Баку армию и установило свою диктатуру. Тем временем, Ревком Азербайджана объявил создание Советской Социалистической Республики Азербайджан, который 28 апреля 1920 года образовал Совет Народный Комиссаров (СНК). 2 мая 1921 года кавказское бюро ЦК РКП(Б) создало чрезвычайную согласительную комиссию, в протоколе заседания от 26 июня которой говорится: «Комиссия переходит к рассмотрению очередного вопроса о проведении границы между Грузией и Азербайджаном».


Первым опротестовал этот договор С. Орджоникидзе – ближайший соратник И. Сталина и председатель Кавбюро. Ранее Москва добилась легализации деятельности КПГ в обмен на получение Грузией спорного с Азербайджаном Закатальского округа. Разъяренный Орджоникидзе решился на резкое послание Ленину. В телеграмме от 10 мая, направленной лично главе СНК, Орджоникидзе настаивал на азербайджанской принадлежности Закатальского округа:


«С Вашего благословения, — писал он, — Грузия начала сегодня на этот округ наступление (...] Признание нами этого захвата является началом конца Советской власти Азербайджана. Объясните, чем вызвано такое отношение к Азербайджану, имеющему сто раз большее значение, чем Грузия. Впечатление от договора убийственное. Мы накануне резни и развала на Кавказе. То же самое сделано с осетинскими приходами в Терской области. Перед Вами стоит вопрос: или пересмотреть договор с Грузией, или отозвать нас, ибо мы не намерены расплачиваться за невежество Наркоминдела в Кавказских вопросах.


В ответ, 11 мая С. Орджоникидзе получил от главы НКИД Г. Чичерина «утешительную» телеграмму, где Чичерин «избрал тон снисходительно-ироничного нравоучения не знающему азбуки марксизма грубияну»:


«Наша политика, — начал он, — есть мировая политика, а не ограничивается одним Кавказом. Во всех Ваших сообщениях Вы абсолютно игнорируете наши мировые интересы [...] наш мир с Грузией будет иметь в Англии величайший эффект, затрудняя политику группы Черчилля, это повысит наш престиж во всем мире. Нам в данный момент полезен там заслон [. . .] Вопрос о тех или иных ущельях отступает перед основными мировыми, однако перечисленные Вами ущелья вовсе не отданы Грузии. Вы ошиблись. Границу определил Реввоенсовет по сношении с Кавфронтом. Здешние грузины подтверждают принадлежность Закатальского округа Грузии, однако вследствии Вашего протеста, мы надавили, чтобы грузинские войска туда не вступали».


Позже, 10 мая И. Сталин дал председателю Кавбюро следующие указания:


«Сообщите немедленно, — сухо телеграфировал Наркомнац, — во-первых, границу между Азербайджаном и Грузией по договору, существовавшему между этими государствами до объявления советской власти в Азербайджане, во-вторых, границу, желательную для Советского Азербайджана. Руководитесь этнографическими соображениями».


Таким образом, в результате соглашения между С. Орджоникидзе (1886–1937) и И.В. Сталиным окончательно было решено передать Азербайджану оспариваемую территорию Грузии — Саингило. В целом Советскому Азербайджану в 1921 году было передано 4 768 квадратных километров площади, из них Закатальская область охватывала 3 564 квадратных километров, Гареджская долина и сектор Нижней Карая — 658 квадратных километров, Эльдарская долина — 546 квадратных километров. Таким образом, одним росчерком пера советского руководства на Кавказе появился дополнительный очаг межнационального напряжения.


Проблема Саингило является одним из многочисленных примеров острейших межнациональных конфликтов в СССР. Документы по подобным делам обычно содержат весьма резкие выражения по адресу противной стороны, однако для характеристики конфликта представлялось предпочтительным привести публикуемый ниже текст полностью, несмотря на резкие выражения по адресу т. н. «азербайджанцев» и ислама.

Редактор Секретарю ЦК КП Грузии тов. Колбину

После того, как наш край, т. н. Саингило (в дословном переводе — ингилойский край), т. е. Восточная Кахетия (ныне Кахский, Белоканский и Закательский р-ны АзССР) был незаконно включен в состав Азербайджана, а не Грузии (1922 г.), руководством Азербайджана планомерно и неукоснительно проводится политика уничтожения компактного грузинского населения в этой местности. По отношению к грузинам-ингилойцам в прошлом мусульманского вероисповедания, составляющим половину грузинского населения названных районов, проводится политика насильственной ассимиляции (так же, как и по отношению к дагестанцам, составляющим ныне более половины населения края). По отношению к грузинам-ингилойцам христианского вероисповедания, составляющим вторую половину грузинского населения края (они живут в Кахском районе) проводится политика физического, административного и экономического зажима, с целью задержать рост населения, в конечном счете, принудить его эмигрировать из родных мест.


Прежде чем перейти к описанию противозаконных мер, к которым прибегает руководство АзССР для осуществления этой политики, мы представляем Вам некоторые сведения исторического и демографического характера, говорящие о том, что Азербайджан не имеет никакого права осуществлять искусственную азербайджанизацию этой территории, этнически не составляющей и никогда не составлявшей его части. Исторические и демографические сведения.


Исторически упомянутая территория является частью Грузии. До 17-го века её населяли только грузины. После завоевания Восточной Грузии иранским шахом Аббасом 1-м (17-й век) и опустошения края, при котором население было сведено к 1/4 того, что было до нашествия, началось заселение этой территории, под покровительством персов-оккупантов, дагестанцами или лезгинами северной части Главного Кавказского хребта (эти дагестанцы принадлежали к племенам аварцев и цахурцев). В условиях подчинения этого края Ирану, дагестанцы постепенно обрели господство над местным грузинским населением, установив здесь своеобразную форму коллективного феодализма: деревня (или несколько деревень) дагестанцев владела деревней (или несколькими деревнями) грузин. Хозяйство вели грузины, содержа натуральной данью село дагестанцев, которые, таким образом, были постоянно свободны и отмобилизованы для военных действий. Население было насильно обращено в Ислам. Отсюда и название «ингило» («йенгилы»), что по-турецки означает «новообращенный» (см. БСЭ, т. 17, стр. 622). По договору Царская Россия оставила в силе эту форму подчинения на том основании, что ею было признано право собственности дагестанцев на обрабатываемые грузинами участки.


Между Россией и Картилийско-Кахетинским (грузинским) царством от 1783 г. (т.н. «георгиевский трактат») упомянутая территория, под названием «Как» является частью этого царства. После присоединения Грузии к России (1801 г.) эта территория либо входит в состав Тифлисской губернии, т. е. Восточной Грузии, либо является отдельным военным округом (исключение составляют краткие периоды вхождения этой территории в состав Кутаисской губернии или северо-восточной её части — в состав Самурского военного округа в Дагестане). Официальное название края в административном делении царской России — «Джаро-Белоканский (а позже Закатальский) военный округ». В 1918–20 гг. здесь власть принадлежала, по большей части, азербайджанскому муссаватистскому правительству, поддерживаемому турками. Притязания Азербайджана на эту территорию основывались исключительно на мусульманском вероисповедании большинства населения, а не на исторических или этнических факторах. Не существует, насколько нам известно, никакого дипломатического документа, свидетельствующего о признании этого края частью Азербайджана, либо Россией, либо Грузией, либо каким-нибудь из прочих государств мира. По договору между Советской Россией и меньшевистской Грузией от 08.05.1920 г. Закатальский округ, т. е. вся территория Саингило признается частью Грузии (см. «Правду» от 09.05.1920 г., №99). В 1921 году эта территория была включена в состав АзССР (мотивация этого решения неизвестна). Состав населения Саингило приблизительно следующий:


Дагестанцы (аварцы и цахурцы) — 50-55%

Грузины (христиане и мусульмане) — 30-35%

«Азербайджанцы», армяне, русские и проч. (в число «азербайджанцев» включены и мугалы*) — 15-20%.


Истинных азербайджанцев (не мугалов) в Саингило мало (не более 5%). В основном это — либо городские жители, либо обазербайджанившиеся (утратившие родной язык) грузины. Исторические древности, обильно встречающиеся в этом краю (архитектура, археологический материал), — исключительно грузинские. В научной литературе, так же, как и в справочниках энциклопедического характера этот край известен только как этнически и исторически грузинский.


Примечание: По данным приведённым кандидатом экономических наук, ингилойцем по происхождению, доцентом Г. Гамхарашвили (1961 г.) по русской переписи 1871 года даются следующие цифры: всего населения — 56 802, грузин — 10 220, из них христиан — 3094, мусульман — 7 126, лезгин (т. е. дагестанцев) – 34 410, татар (т. е. азербайджанцев и мугалов) — 12 172. При оценке этих данных следует иметь в виду, что большая грузинская деревня Мосул здесь по ошибке сочтена лезгинской. Ныне официальная статистика за исключением грузин-христиан указывает в населении этих районов почти одних только азербайджанцев. Таким образом получается, что за каких-то 90 лет число азербайджанцев в крае поднялось с менее чем 22% до более чем 90%. Это чудо можно объяснить либо фальсификацией, либо формированной ассимиляцией, причём следует иметь в виду, что политика царского правительства не ставила своей целью содействовать ассимиляции неазербайджанцев азербайджанцами. Эту цель ставят себе лишь руководители Азербайджана в советский период, и ответственными за вышеназванные вопиющие контрасты в статистике могут быть лишь они. Мугалы деревня Мосул  представители одного из туркменскомонгольских племен. Поселились в этом крае в 17–19-ом веках.


Таким образом, Саингило является частью Грузии: а) этнически (большинство населения, как уже сказано, составляют грузины и родственные грузинам, но абсолютно неродственные азербайджанцам дагестанцы и цахурцы); б) исторически; в) географически (Саингило является нижней левобережной частью Алазанской долины, которая является в свою очередь, географическим и экономическим стержнем Кахетии). С Азербайджаном Саингило связано лишь религией, т. е. фактором, значение которого неуклонно идет на убыль. Таким образом, для нахождения этого края в составе Азербайджана ни юридических, ни политических, ни моральных оснований не существует. Азербайджанское руководство прекрасно знает это и потому стремится, пользуясь исключительной помощью государственного аппарата в наше время, в сжатые сроки искоренить в крае его коренных жителей грузин и все грузинское, дабы последующие этапы истории застали этот богатейший край уже азербайджанским. Политика царской России в Саингило К моменту присоединения Грузии и Закавказья к России все ингилойцы были мусульманами (хотя их называли и продолжают называть «килинджи мусульман» —  «обращенный мечом», не настоящий мусульманин.

Мусульманское вероисповедание у ингилойцев, также, как и у дагестанцев, суннитского (т.е. арабско-турецкого, а не шиитского, т. е. иранского, как у большинства азербайджанцев) толка. Последующие несколько лет шел неуклонный процесс восстановления христианской веры среди ингилойцев, причем крещенные ингилойцы правительством освобождались от феодального подчинения дагестанцам. Для последних это было тяжелым ударом, ибо они не имели навыков к сложному сельскому хозяйству этой местности и лишались таким образом пропитания. Это привело к восстанию живущих в Саингило дагестанцев под началом штабс-капитана Гаджи-Муртуза и при поддержке горских дагестанцев, в ходе которого был убит генерал Шаликов (Шаликашвили) и истреблен его отряд. После этого русское правительство перестало поддерживать христианство на названной территории и большинство ингилойцев осталось мусульманами (христиане ныне лишь большая часть грузин Кахского района). Таким образом подчинение грузин дагестанцам было оставлено в силе и феодализм (коллективный) продолжал существовать в Саингило до 1916 года.


Саингило в годы Советской власти. Политика азербайджанизации Саингило ведется в следующих направлениях.


Начиная с 1955 года курс на уничтожение компактного грузинского населения, в первую очередь, конечно, христианского. С этого времени в райцентре Кахи (Как) приступили к систематическому сносу домов колхозников-грузин и вырубанию их виноградников и садов, якобы с целью превращения села в город. Однако большая часть высвобожденной таким образом территории, застраивается не домами городского типа, а обыкновенными сельскими же домами лиц азербайджанской национальности, специально привезенных из других районов республики (или дагестанцев из АзербССР и Дагестанской АССР). Колхозники и служащие, в том числе женщины и дети, ложатся перед бульдозерами, срывающими их дома и виноградники, но это ничего не меняет (семьи колхозника Палиашвили, педагога Сукашвили и др.). Для оправдания этого мероприятия перед правительством СССР азербайджанским руководством была составлена подложная карта, где место наиболее густого грузинского населения было отмечено как кустарник. Неоднократные обращения населения в ЦК КП Азербайджана, ЦК КП Грузии и ЦК КПСС остались без ответа. В то время как в Ках и Кахский район специально завозят азербайджанцев (и дагестанцев), грузинам — единственному коренному населению этого края — не разрешают делить семьи и не дают места для постройки домов. В результате этих мероприятий в районе Кахи, где по переписи 1871 года население исключительно грузинское, и еще в 1955 году жили (не считая администрации) только грузины, ныне грузины составляют лишь 20% населения! В последнее время азербайджанское руководство изыскало новый метод устранения неугодного населения. Берега сильно разливающейся реки Курмух укрепили дамбами таким образом, что умышленно направили течение к самой большой после райцентра и процветающей грузинской деревне Алибейли (б. Каимисхеви), чтобы создать невыносимые условия жизни и принудить жителей перебраться в пределы ГрузССР. Цель частично уже достигнута: за два года паводки смыли много гектаров плодороднейшей земли, и сама деревня весной 1977 года чудом уцелела от наводнения. Ныне предполагается (как о том говорило бакинское радио) провести то же самое мероприятие «градостроительства» в самом большом мусульманском грузинском селе Алиабаде (б. Элисени) Закатальского района. У грузинских колхозов — как христианских, так и мусульманских — систематически урезывают земельные участки. По сравнению с 1949 годом каждый из этих колхозов потерял в среднем по 30-40% земли. Наши старики недавно еще помнили, как магометане-горцы, даже через несколько десятков лет после смерти Шамиля, устраивали настоящую охоту на грузинских детей и женщин, а власти им не препятствовали. Многие помнят и то, как в 1918–1920 годах по диктовке и при поддержке турок азербайджанские мусаватисты начали совершать погромы над грузинами-христианами нашего края, насиловать, жечь и убивать, с целью очистить нашу богатую землю от её коренных жителей. Та же цель преследуется и теперь, только другими методами, при полном использовании всех средств государственного аппарата.


2. Все мусульмане края — как грузины, так и дагестанцы — насильственным образом учитываются и паспортизуются как «азербайджанцы», т. е. национальность граждан определяется по религии. При переписях 1859 и 1871 годов грузинское население этого края учитывалось либо как «грузины», либо как «ингилойцы», а дагестанское как аварское и цахурское — либо как «дагестанцы», либо как «лезгины». Однако при переписи 1959 года в грузинских мусульманских деревнях края уже не указывали ни одного «грузина» или «ингилойца», а в дагестанских — почти ни одного «аварца» или «цахурца». То же самое, с небольшими изменениями, повторилось и при переписи 1970 года. Ясно, что эти данные подложны. Для создания этой извращенной картины населения азербайджанское руководство как в 1959 г., так и в 1970 году, кроме незаконного нажима и принуждения, прибегло и к фальсификации: анкеты тех грузин-мусульман, которых не смогли заставить записаться «азербайджанцами», были уничтожены и заменены подложными анкетами (факт фальсификации был доказан при встрече переписчиков с представителем статистического управления тов. Юсуповым из Москвы). Установить факт фальсификации в 1970 году также возможно на основании показаний местных свидетелей. Примечателен факт, что за краткий период между двумя переписями населения количество курдов в АзербССР упало от 60 000 до нуля.


3. Руководство АзербССР всячески препятствует обучению детей-грузин на родном языке. Первые грузинские школы (не считая училищ в средние века) в нашем крае были открыты в трёх грузинских христианских селах в 1859 году. Однако после установления Советской власти и вхождения нашего края в Азербайджан в грузинских мусульманских селах, также, как и в дагестанских селах этих районов, школы были открыты только на тюркском (азербайджанском) языке, который дети не знали. Естественно, что с 1922 по 1937 год эти школы не вырастили ни одного человека, смогшего получить высшее образование. Люди со средним образованием в этих селах также встречались очень редко. Единственным плюсом этих школ по сравнению с нынешними школами мусульманских сёл было то, что дети здесь учились под своими настоящими грузинскими фамилиями, а не под азербайджанскими, которые им навязали позже. После многочисленных жалоб местного грузинского населения в 1937 году на основании указания ЦК ВКП(б) ЦК КП Азербайджана принял постановление об открытии в грузинских мусульманских селах грузинских школ, что и было сделано в январе 1938 года. В школах преподавали приезжие из ГССР педагоги. В конце 1941 года все педагоги-мужчины грузинских школ в мусульманских грузинских сёлах были мобилизованы в ряды армии, женщины были освобождены от работы, а грузинские школы переделаны в азербайджанские, несмотря на то, что дети азербайджанского языка не знали (они не знают его и теперь) и школы совершенно не посещались. В конце 1944 года на основании жалоб населения ЦК ВКП(б) вновь рассмотрел вопрос об открытии грузинских школ в названных районах (кахский ингилоец, доцент Г. Гамхарашвили лично беседовал на эту тему с И. Сталиным) и поставил на вид ЦК КП(б) Азербайджана, что было не решено соответствующее постановление 1937 года. На основании этого постановления в 1944–45 годах в большинстве грузинских мусульманских сёл вновь были восстановлены грузинские школы. В эти школы были направлены из ГССР квалифицированные педагоги. Методическую помощь школам оказывало министерство просвещения ГССР. В 1945–53 годах в ВУЗы ГССР ингилойцы принимались без экзаменов. Им было выделено 100 стипендий. С 1953 по 1964 год был прекращен льготный прием ингилойцев в ВУЗы ГССР. Упомянутые 100 стипендий также были сняты. В результате этого с 1953 по 1964 год в ВУЗ попал лишь один ингилоец-мусульманин и двое или трое ингилойцев-христиан. За 1955–1959 годы в мусульманских грузинских сёлах, названных трёх районов грузинские школы до 8 класса включительно были насильственно переделаны в азербайджанские, несмотря на незнание учащимися азербайджанского языка. В этом мероприятии руководство широко использовало милицию и духовенство. Передают, что в селе Загам Кахского района родителям даже было запрещено говорить на родном языке с детьми, якобы для того, чтобы не мешать их обучению.


Население систематически обращалось с жалобами в партийные и государственные органы Баку, Тбилиси и Москвы. Делегации от населения были и в ЦК КПСС, где они встречались с тт. Шиманским, Стаченко, Титовым. Были они и в редакции «Правды». В 1961 году по указанию ЦК КПСС ЦК Азербайджана в третий раз принял постановление об открытии грузинских школ в мусульманских селах названных районов. Однако из 9 школ, закрытых в 1955–59 годах было открыто лишь 6 школ, и те в виде «интернациональных» (с грузинским и азербайджанским секторами), хотя население в деревнях оставалось по-прежнему исключительно грузинским и детей, знающих азербайджанский язык, там по-прежнему не было. Руководство названных районов прибегало к жестокому принуждению (экономический шантаж, запугивание родителей, прямое приказание и т. п.), чтобы укомплектовать азербайджанские секторы учащимися.


Руководство районов долго умышленно саботировало снабжение грузинских секторов школ учебниками, утаивая и сгнаивая на складах торгбаз учебники, присланные грузинской торговой организацией «Сакцигни». Саботируется комплектование грузинских секторов педагогами (их не запрашивают у министерства просвещения ГССР, а министерство не может их направлять на работу без запроса). Предметы систематически ведутся неспециалистами, директорами назначаются пришлые и некомпетентные люди, лишь бы они проводили антигрузин скую политику руководства. На сегодняшний день руководству Закатальского и Белоканского районов удалось снять с постов директоров грузинской национальности во всех школах грузинских мусульманских сёл (директорами работали здесь только люди, знающие азербайджанский язык) и назначить на их место азербайджанцев, совершенно не знающих грузинский язык. В грузинских мусульманских селах несмотря на неоднократные жалобы населения нет ни одного грузинского детсада. С детьми говорят на непонятном им языке, коверкая их психику с ранних лет. Закрытие грузинских школ с 1955 года вынудило часть населения послать своих детей в возрасте 7–10 лет в интернаты города Тбилиси, так как это было единственным средством предоставить детям возможность получить образование (как уже говорилось, ингилойские дети на азербайджанском языке учиться не могут). Это было в августе 1959 года. В сентябре же руководство Закатальского района командировало в Тбилиси сотрудника райисполкома и сотрудника милиции с целью вернуть детей обратно в деревню. Лишь своевременный и энергичный протест родителей помешал осуществлению этого намерения. И ныне руководств во Белоканского и Закатальского районов всячески стараются воспрепятствовать обучению грузинских мусульманских детей в Тбилиси (маленьким стараются не выдавать метрик, абитуриентам — метрик и прочих документов, нужных для поступления в ВУЗ, кроме аттестата).


Грузинам христианского вероисповедания, наоборот, местные руководители в обучении в Тбилиси не препятствуют, надеясь, что они, став специалистами, в район не вернутся. Политика руководства по отношению к грузинам-христианам в том и состоит, чтобы вынудить их массово покинуть землю отцов и переехать в ГССР. Резюмируя положение в грузинских школах мусульманских деревень, можно сказать следующее:


Существует три постановления ЦК КП Азербайджана об открытии грузинских школ в этих селах, принятые по указанию ЦК КПСС — 1937, 1944 и 1961 годов. Два из этих постановлений — 1937 и 1944 годов уже нарушили, закрыв грузинские школы в 1941 и 1955–59 годах. Ныне азербайджанское руководство стремится нарушить и третье постановление 1961 года, закрыв грузинские школы ещё раз. Что касается грузинских школ в христианских грузинских деревнях, то их положение таково. Осуществив упомянутое выше «градостроительство» в центре Кахи, т. е. искусственно сведя процент грузинского населения в этом исконно грузинском населенном пункте со 100% в 1960 году до 20%, азербайджанское руководство повело наступление на грузинские школы. Одна из восьмилетних грузинских школ была переделана в «интернациональную» (азербайджанско-грузинскую) — конечно, с директором азербайджанской национальности во главе. Иначе говоря, все процессы кроме уроков (собрания, заседания педсовета, утренники и т.д.) для грузинских детей отныне будут производиться на азербайджанском языке. Объявлено о переделке в «интернациональную» также второй грузинской восьмилетки и грузинской десятилетки. Новые школьные здания строятся только для азербайджанских школ, грузинские имеют самые жалкие, ветхие здания.


4. В названных районах проводится самая неприкрытая дискриминация грузинского населения по национальному признаку. В 1955 году по указанию вышеупомянутого М. Мустафаева в Закатальском и Белоканском районах были освобождены от работы все грузины, занимавшие более или менее ответственные должности (их было несколько человек). Ныне в Кахском районе на руководящей должности работает всего один грузин, и тот — совершенно инертный и беспринципный (третий секретарь райкома партии В. Тартарашвили), а в остальных двух районах — ни одного. Характерен курьезный факт, что в Закатальском районе не так давно был избран судьей студент-заочник 5-го курса, азербайджанец по национальности, тогда как грузины с высшим юридическим образованием, жители того же района, не имеют работы. Руководство района прямо говорит грузинской молодежи, что люди, получившие образование в ГССР, им не нужны.


5. Последние 18 лет азербайджанское руководство проводит политику строгой изоляции грузинского населения вышеназванных районов от соприкосновения с грузинской культурой. Мало того, что в Закатальской и Белоканской газетах нет грузинской страницы, а в Кахской — всего два столбца, что нет грузинского радиовещания (путем трансляции), не демонстрируются грузинские кинофильмы и т. д. — азербайджанское руководство категорически запрещает въезд грузинским концертным бригадам и научно-исследовательским экспедициям, ввоз грузинских книг и т. д. Азербайджанское руководство запретило работать на территории названных районов этнографической и лингвистической экспедициям академиков В. Топурия и Г. Читана, профессорам Джейранишвили, доцентам Гамбашидзе, Имнаишвили и другим. Некоторые из этих научных работников были задержаны, посажены в тюрьму и даже ограблены. У профессора Джейранишвили были отобраны и не возвращены деньги и лингвистические записи местного диалекта цахурского языка. В 1970 году таким же методом была сорвана работа этнографической экспедиции Института истории АН ГССР под руководством доц. Чкониа, хотя об её работе существовала предварительная договоренность с академиком-секретарем АН АзербССР Сумбат-заде и, хотя в курсе дела с начала до конца был секретарь ЦК КП Азербайджана тов. Джафаров. Это положение тем более возмутительно, что огромное количество культурных ценностей, созданных грузинским народом на протяжении двадцати веков, находится на территории названных районов и без их глубокого изучения культура и история Грузии полноценно изучены быть не могут.


В 1967 году в Закатальском районе были задержаны члены шефской комиссии АН ГССР, которая оказывала методическую помощь грузинским школам названных трех районов (шефство оформлено в 1959 и 1961 годах на основании запроса школ и с согласия Министерства просвещения АзербССР). Задержали их за то, что они везли в школы грузинские книги и спортивный инвентарь (которого, кстати сказать, эти школы ни разу не получали от ЮНО). В 1966 году в дни юбилея Руставели были задержаны сотрудники грузинской государственной библиотеки им. К. Маркса под руководством директора библиотеки то в. А. Канделаки, везшие в кахскую среднюю школу новую литературу о Руставели. Их так и не допустили до школы. После неоднократных заявлений от населения названных районов министр культуры ГССР то в. Тактакишвили обратился с письмом к министру культуры АзербССР, где просил разрешить въезд концертным бригадам, так же, как азербайджанские концертные бригады ездят свободно в Грузию, но получил резкий отказ. В 1965 году первый секретарь Закатальского партрайкома Ахмедов и зав. отделом агитации и пропаганды того же района Алиев публично отчитали директора алиабадской средней школы Асланова (грузина по национальности) за то, что в школе висят портреты грузинских писателей и заставили убрать портреты, заявив: «Мы не знаем, какими шовинистами из Грузии присланы сюда эти портреты» (в действительности они были присланы Министерством просвещения ГССР).


30 мая 1970 года самодеятельный ансамбль Лагодехского района ГССР приехал в село Алиабад провести концерт, но был изгнан по личному распоряжению первого секретаря партрайкома Ахмедова. Во время концерта председатель сельсовета Шабанов поднялся на сцену и сорвал декорации. Грузинам-мусульманам не разрешается называть детей грузинскими именами. Так, супруги Мусаевы из села Штитала Белоканского района 7 месяцев не могли получить метрики на новорожденного сына, названного грузинским именем Мамука, пока в дело не вмешался главный редактор газеты «Известия» тов. Толкунов. Грузинам препятствуют в ношении грузинских имен и фамилий. Так, педагога И. Гамхарашвили из села Алиабад Закатальского района, кандидата в члены партии, приняли в партию с опозданием на полтора года, так как бюро райкома и приехавший из Баку председатель ЦК КП Азербайджана требовали, чтобы он сменил фамилию на «мусульманскую». В приеме в ВЛКСМ отказывают грузинам за невладение азербайджанским языком. В течение ряда лет население названных районов не могло смотреть телепередачи из Тбилиси, так как они забивались передачами с одной из азербайджанских станций (насколько нам известно Акстафы), незаконно ведшимся по первому каналу, несмотря на то, что специальным ведомством в Москве, которое занимается распределением каналов, этот канал был дан болнисской релейной станции в ГССР (руководитель упомянутого ведомства в 1965–67 годах тов. Жаров).


За последние годы в прессе названных районов печатаются фальсификаторские исторические очерки, где идёт речь о том, что эта территория всегда была азербайджанской, что грузины здесь никогда не жили, и эта земля никогда не принадлежала «грузинским князьям». Антигрузинские мероприятия в названных трёх районах приняли особо широкий размах с 1955 года, когда республикой руководил И. Мустафаев, родом из села Амбарчай, расположенного в соседнем районе, недалеко от центрального населенного пункта грузин-христиан — села Кахи (Как). С 1959 года Мустафаев не находится на руководящем посту, но, насколько нам известно, он продолжал дирижировать антигрузинскими мероприятиями в названных районах. Насколько нам известно, он неофициально наведывался (а, быть может, и наведывается) и в дманисский, болнисский и марнеульский районы ГССР так же, как делал это в бытность свою на посту первого секретаря ЦК КП Азербайджана.


Инголийцы вне Саингило.


До революции эмиграция грузин из названных трёх районов не происходила. Интеллигенция формировалась лишь из христиан и в очень малом количестве (одиночки). В 1930-е годы с. Карагани Кахского района было покинуто большинством христианского населения, которое переселилось в ГССР и основало село Самтацкаро в Цителкаройском районе. С 1960-х годов, вследствие крайнего притеснения со стороны азербайджанского руководства, началась утечка молодежи из грузинских мусульманских сел. Из одного только села Алиабад Закатальского района, которое насчитывает до 1 700 домов, в Среднюю Азию выехало более 100 молодых семей (проживают они, в основном, в Джезказгане). Среди ингилойцев-христиан, получивших высшее или специальное среднее образование в ГССР с 1950–1960 годов усилилась тенденция оставаться на постоянное местожительство в ГССР или переезжать в другие республики, но не возвращаться в АзербССР. Ныне в ГССР (в основном в Тбилиси) проживает значительное количество ингилойцев-христиан и десять семей ингилойцев-мусульман (в них шесть человек с высшим образованием).
 

Фактор эмиграции за последние годы задерживает прирост населения в селах ингилойцев-христиан (насколько нам известно, численность населения там стабильна), но не задерживает его в селах ингилойцев-мусульман (там рост населения интенсивен).


Уголовные преступления


1.Уже давно азербайджанское руководство, работающее в своей антигрузинской политике рука об руку с мусульманским руководством, всячески старается уничтожить христианские культовые строения (грузинские церкви средних веков), снося их под разными предлогами, оставляя без государственной охраны и т. д., хотя мечети 18-го и 19-го веков, не представляющие никакой исторической ценности, строго охраняются как «культурные памятники». Однако ныне антигрузинский элемент стал на путь прямых уголовных преступлений.
В августе 1971 года был квалифицированно и организованно взорван грузинский храм богоматери в шести километрах от села Алаабад Закатальского района, хорошо известный науке как выдающийся памятник средневековой архитектуры (этот памятник изучен и опубликован акад. Г. Чубинашвили в «Архитектуре Кахетии». Его фотографии до и после взрыва имеются в Министерстве культуры ГССР). «Почерк» преступников был тот же, что и при взрыве грузинских средневековых памятников архитектуры на территории юго-восточных районов ГССР за последние годы. Это говорит о существовании одной и той же высококвалифицированной преступной руки, действующей в том и другом случаях.


2.В названных районах царит бандитизм, разгул и террор со стороны районного руководства и связанных, по-видимому, с ним преступных элементов, жертвой которых являются грузины, наиболее активно протестующие против ассимиляторской политики азербайджанского руководства. После конфликта в феврале 1969 года колхозников села Алиабад Закатальского района с первым секретарем партрайкома Ахмедовым (по поводу беззаконий председателя колхоза А. Раджабова, друга и ставленника Ахмедова, обещавшего прикрыть грузинские школы), во время которого Ахмедов назвал общее собрание колхоза «баранами» и «сволочами», многие колхозники были арестованы и впоследствии осуждены (надо полагать незаконно) на разные сроки заключения, а в деревне начался террор в полном смысле этого слова. Только за один год было сожжено сорок четыре строения колхозников, а всего с тех пор — более ста тридцати, было украдено или убито много скота и т.д.
 

В селе Алиабад преследуются (вышеуказанными методами) не только те, кто выступает против материальных злоупотреблений и политики местного руководства, но и те колхозники, у которых все дети учатся на грузинском секторе. Методами преследования являются также обыски с целью изъятия продуктов якобы для «заготовок», запрет торговать на рынке и прочие мелкие санкции экономического порядка. О том, что упомянутая ассимиляторская политика Ахмедова и Раджабова пользовалась поддержкой из Баку, можно заключить из следующего: Раджабов, сильно раскритикованный первым секретарем ЦК КП Азербайджана тов. Алиевым и отстраненный в 1969 году с поста председателя колхоза, в 1973 году вернулся на этот пост, а первый секретарь Закатальского партрайкома Ахмедов, олицетворявший ассимиляторскую политику по отношению к грузинам и также раскритикованный тов. Алиевым (конечно, не за это), в 1973 году стал первым секретарем партрайкома Апшеронского района — одного из самых больших и ответственных в республике (также как и ранее его предшественник на посту первого секретаря Закатальского райкома партии Муртузаев).


3.Еще в 1958 году в селе Алиабад был зверски убит при таинственных обстоятельствах Ф. Махмудов, а в 1964 году столь же зверски и таинственно — Ю. Дедеев, который был ведущим игроком составленной из окончивших тбилисскую школу-интернат молодых ингилойцев футбольной команды «Эрети» и многим способствовал взятию этой командой первого места в Закатальском районе. Оба молодых человека выступали против ассимиляторской политики Ахмедова и Раджабова. В 1970 году также при таинственных обстоятельствах (насколько нам известно, «от удара обо что-то виском») погибла пожилая колхозница X. Мамедова (Мосашвили), также активно выступавшая против ассимиляторской политики руководства и ездившая жаловаться в Москву в составе делегации колхозников. Ни одно из этих убийств не было ни раскрыто, ни расследовано (насколько нам известно). Об одном из них была даже пущена смехотворная версия, что жертву, молодого человека, переехал во сне трактор. В Кахском районе в аналогичных условиях были убиты А. Байрамашвили, Ш. Тартарашвили, А. Дукашвили, Г. Тамазашвили.


Религия.


Руководство названных трёх районов всячески способствует отправлению мусульманского культа. За последние годы здесь заметно активизировалась религия. Религиозные сборища, где речь идет о конечном торжестве Ислама, о великой «державе» Турции и тому подобных темах, по свидетельству представителей населения, стали более частыми, чем несколько лет тому назад. Мусульманские религиозные праздники проводятся широко. Грузинский же храмовый праздник в средневековом кафедральном Курмухском соборе («Курмухоба») преследуется активно, вплоть до того, что выставляются многочисленные отряды милиции для блокирования дорог. Выступления против мусульманской религии караются районным руководством довольно строго. Например, педагога Абулашвили (село Алиабад) первый секретарь райкома партии Ахмедов изгнал из школы за то, что тот 1 сентября 1969 года заявил, что лучше предоставлять автобусы живущим далеко педагогам, чем молельщикам.


Позиция руководства.


Насколько мы можем судить, Азербайджанское руководство не намерено менять своей политики по отношению к ингилойцам. Характерны в этом отношении два факта:


а) 14 января 1972 года в результате жалоб населения в Москву, в село Алиабад приехали товарищи Азимов, Аббасов из ЦК КП Азербайджана, посланный туда по заданию заведующего сектором ЦК КПСС тов. Пугачева. Несмотря на последнее обстоятельство они прямо заявили учителям и крестьянам, что курс руководства пересмотрен не будет, что жалобы напрасны, и что, если кому-нибудь что-нибудь не нравится, он может ехать куда угодно, хотя бы в Грузию.


б) В начале мая 1970 года группа крестьян из Закатальского района посетила второго секретаря ЦК КП Грузии тов. Родионова и изложила ему свое недовольство политикой азербайджанского руководства по отношению к грузинам. Тов. Родионов тут же связался по телефону с тов. Алиевым, который ответил ему, что с положением, будучи новым человеком, не знаком, и обещал, что поручит второму секретарю ЦК КП Азербайджана тов. Козлову изучить вопрос на месте. Это обещание не было выполнено ни тогда, ни после повторного звонка тов. Родионова (через несколько недель). А на восемнадцатый день после первого звонка, 30 мая, произошел вышеупомянутый инцидент со срывом грузинского концерта в алиабадском клубе и срывом официальным лицом декораций. В связи с совершенно пассивной, капитулянтской позицией руководства ГССР перед лицом вышеупомянутых актов пантуркистского шовинизма и беззакония, позиция азербайджанского руководства становится все более резкой. Пантуркисты наглеют. Так, например, до последнего времени нам никто не смел говорить, что мы не коренные жители земли наших отцов и дедов, а теперь нам это заявляют официально (текст ответа Министерства высшего и среднего специального образования АзербССР на нашу просьбу о предоставлении мест в ВУЗах прилагается). Ныне Институтом физики АН ГССР решено взять шефство над двумя грузинскими средними школами Кахского района (в этом институте работает видный учёный, член-корреспондент АН ГССР Г.Р. Хуцишвили, по происхождению из этого района). Г. Хуцишвили приехал в Кахи, обсудил вопрос о шефстве с руководителями района (первого секретаря тов. Дибировой не было) и получил их согласие. После этого приехала бригада из института физики, её члены провели несколько уроков по физике и поставили несколько лабораторных задач. Однако затем тов. Дибирова заявила, что ей требуется письмо от Министра просвещения АзербССР тов. Мехти-заде о разрешении шефства (в 1961 году шефская комиссия АН ГССР, с 1973 года упраздненная грузинским руководством в одностороннем порядке, была создана при согласии тов. Мехтизаде, бывшего в то время на этом же самом посту). В декабре 1977 года директор Института физики АН ГССР академик Э. Андроникашвили написал письмо тов. Мехти-заде с просьбой разрешить шефство. В письме отмечалось, что цель шефства — поднять уровень преподавания, хорошо оборудовать кабинеты по физике, (созданная в 1961 году по согласованности с Министерством просвещения и ЦК КП АзербССР), сняты (фактически) льготы для ингилойцев в деле обучения (в результате чего в мусульманских селах грузинские секторы школ находятся в критическом положении, ввиду бесперспективности абитуриентов) химии, биологии, проводить лекции по физике и математике. Однако письмо осталось без ответа.


Наши требования к руководству СССР.


Как уже сказано выше, вхождение территории названных районов в состав АзербССР как исторически, так и этнически неправомерно. Не касаясь причин этого незаконного положения вещей и возможностей его исправления, мы требуем минимум тех прав, на защиту законом которых имеет право каждый народ и каждый человек. Мы требуем принять следующие меры для пресечения беззакония и произвола на нашей земле:


1. Как уже сказано выше, азербайджанским руководством взят курс на уничтожение грузинского компактного населения. Необходимо пресечь это незаконное мероприятие. Необходимо прекратить вырубку садов и виноградников грузин, снос их домов и искусственное поселение азербайджанцев (и дагестанцев). Необходимо давать разделяющимся грузинским семьям в Кахи место для поселения.


2. Как уже сказано, грузины-мусульмане, также, как и дагестанцы, в названных трёх районах АзербССР паспортизуются и учитываются статистикой как «азербайджанцы», что основано на фальсификации и является фальсификацией. Необходимо пресечь эту фальсификацию: грузин-мусульман считать грузинами, а дагестанцев — дагестанцами (аварами и цахурцами).


3. Необходимы действенный и постоянный контроль, чтобы пресечь террор по отношению к грузинскому населению названных районов, и расследование уже содеянных преступлений.


4. Необходимо в самой категорической форме потребовать от азербайджанского руководства, чтобы был прекращен подрыв и саботаж работы грузинских секторов школ и в первую очередь — нажим на население с целью принудить его к обучению детей на неродном языке. Желательно заострить внимание на том обстоятельстве, что в сёлах с исключительно грузинским населением (мусульманского исповедания), где дети не знают азербайджанского языка, существование азербайджанского сектора в школах само по себе неправомерно.


5. Необходимо категорически потребовать от азербайджанского руководства открыть грузинские детсады в грузинских селах (в первую очередь — в селах Месул, Алиабад, Ититала).

6. Необходимо восстановить грузинскую восьмилетнюю школу в Кахи и пресечь намерение руководства переделать и вторую восьмилетнюю и среднюю школу Кахи в азербайджанско-грузинскую («интернациональную»).


7. Необходимо в школах грузинских сёл директорами вновь назначить грузин.


8. Необходимо потребовать у азербайджанского руководства соблюдения таких элементарных прав грузинского населения, как наличие районной газеты или хотя бы столбца в ней на родном языке (Закатальский и Белоканские районы) и как радиовещание (в виде трансляции из Тбилиси) на родном языке.


9. Необходимо снять с названных трех районов блокаду, которая выражается в запрете въезда в эти районы грузинским художественным и научным коллективам.

10. Необходим постоянный контроль с целью пресечения дискриминации грузинских кадров.


11. Необходимо пресечь злонамеренную фальсификацию истории названных районов на страницах местных газет.


Наши требования к руководству ГрузССР.


Мы не просим защищать грузинское население на территории АЗербССР. Просим только посильной помощи в пределах ГрузССР, а именно:


1.Принимать в год 25–30 человек из нашей молодежи в вузы ГССР и столько же — в средние специальные учебные заведения (обязательно с соблюдением приблизительного равенства между христианским и мусульманским населением, т. е. между Кахским районом с одной стороны, и Закатальским, и Белоканским районами — с другой).


2. Принимать в год 20–25 детей 3–6 классов для воспитания в интернаты г. Тбилиси и обеспечить для них квалифицированное воспитание и заботливое отношение (чего по сей день добиться не удалось).


3. Дать возможность 15–40 молодым семьям из покидающих села Алиабад и Мосул (Закатальский район) ингилойцев (они едут, в основном, в Джезказган) поселиться и работать (в основном физически) в Тбилиси и его окрестностях (в 1970–72 годах 12 таких семей готовы были поселиться в Варкетильском совхозе, для них были выделены и квартиры, но дело не вышло благодаря «стараниям» секретаря ЦК КП Грузии Ш. Чануквадзе).


Мы много и обстоятельно писали о нашем положении, иногда за многими десятками подписей, в ЦК КП Азербайджана, ЦК КП Грузии, ЦК КПСС, Совету Министров СССР, Президиуму Верховного Совета СССР, лично товарищам Хрущеву, Косыгину, Подгорному, Микояну, Пейве, Л.И. Брежневу, а также в газету «Правда» и съездам КПСС. Ответом каждый раз было молчание. Ни «да», ни «нет». Обращаемся к вам с просьбой довести наши заявления до руководителей советского государства. Дальнейшие обращения не имеют смысла. В случае молчания мы вынуждены будем искать защиты у международного права, так как мы такой же народ, как и все другие народы нашей планеты и имеем столько же, сколько и они, юридических и моральных прав на защиту со стороны международных организаций.


Арчил Николаевич Отарашвили, Мирон Исаакович Гамхарашвили.


Приложение Азербайджанская ССР

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Телефон 93-70-83, 370016 г. Баку, Дом Правительства №00118/2567 Роп. «24» августа 1976 года Азерб. ССР, Кахский район, п/о Кахингилой средняя школа им. Ленина.
Директору

На Ваше обращение в ЦК КП Азербайджана по вопросу предоставления мест в высших учебных заведениях других городов страны в порядке внеконкурсного приема сообщаем, что согласно существующему положению на учебу в порядке внеконкурсного приема рекомендуются коренные жители союзных республик, имеющие республиканскую прописку, а также окончившие среднюю школу в пределах республики. В этой связи не представляется возможным удовлетворить Вашу просьбу.

ЗАМ. МИНИСТРА И. Джафаров (подпись)



Автор: ‘Али Албанви


*Примечание: Этноцид — уничтожение культуры народа, ведущее к исчезновению посредством ассимиляции, а не физическое истребление самих людей.



Литература

1. Государственный Архив Грузинской Демократической Республики. Мирный договор между Россией и Грузией. М., Типография «Продпуть», 1920.

2. Как раздарили Орджоникидзе и Сталин Саингило [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/GcEH, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2021). — Яз. рус.

3. Квашонкин А. Советизация Закавказья в переписке большевистского руководства, 1920–1922 гг. с. 170–171. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/UxEb3, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.05.2021). — Яз. рус.

4. «Лезгинский налог» в Азербайджане [Электронный ресурс] Режим доступа: https://inlnk.ru/b0kYd, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2021). — Яз. рус.

5. Мирный договор между Россией и Грузией [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/UjSpK, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2021). — Яз. рус.

6. О Советско-грузинском договоре от 07.5.1920 и о «дополнительном соглашении» от 12.5.1920 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/UjSux, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2021). — Яз. рус.

7. О проблемах разделённых народов России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/UjT4i, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2021). — Яз. рус.

8. РЦХИДНИ, ф. 85, оп. 2/С, д, 1, л. 4.

9. РЦХИДНИ, ф. 85, оп. 2/С, д, 1, л. 11.

10. РЦХИДНИ, ф. 85, оп., 8/C, д. 2, л. 4.

11. РЦХИДНИ, ф. 85, оп. 2/С, д, 1 , лл. 6-8.

12. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных РСФСР с иностранными государствами. Петроград, 1922 (Вып. 1). С. 27–34.

13. СССР: внутренние противоречия. Выпуск №7 // Редактор Валерий Чалидзе. 1983. С. 167–191. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/UjSnV, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2021). — Яз. рус.

14. Черновицкая Ю.В. «Косвенный» геноцид в современном обществе (социально-философские аспекты) // Вопросы философии. Выпуск №10. 2008. С. 165–171.