«Тагильская Мадонна» Рафаэля Санти вне всякого сомнения является грандиозным произведением христианской живописи и принадлежат к величайшим созданиям ренессансного искусства.
Рафаэль Санти и по собственным воззрениям, и по заказам часто обращался к библейским сюжетам и в частности к сюжету Святого семейства.
Картина «Тагильская Мадонна» поражает глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией. Вполне возможно, что выбор сюжета, олицетворяющего Святое семейство, предопределён лично римским папой Юлием II.
Гениальный художник нашёл свой подход к решению поставленной задачи в изображении Святого семейства. - Облик персонажей на картине величественен, их позы и жесты вдохновенны, поэтому мы видим истину.
В 1509 году Рафаэль Санти находится в Риме, где проведёт всю оставшуюся жизнь. Он становится официальным художником папского двора, потеснив иных известных художников. - Рафаэль Санти получает заказ на роспись парадных апартаментов папы, которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал.
Ему поручено расписать фресками кабинет папы Юлия II. - Для данного зала Рафаэль Санти пишет множество картин и фресок. Вместе с ним над папским заказом трудились и ученики великого итальянского художника Рафаэля Санти и передавали в картинах всеобщую любовь.
Надо отметить, что папа Юлий II одновременно курировал и работы, которые проводились в Римской церкви Санта Мария дель Пополо. Папа Юлий II вполне мог содействовать написанию данной картины Рафаэлем.
На переднем плане мы видим центральную фигуру картины, какой является испытывающий радости бытия младенец-Христос. К нему обращены взгляды Святого Иосифа и Святой Марии – мадонны, которая приветствует ребёнка поднятой рукой и олицетворяет веру и красоту.
Младенец-Христос поражает значительностью образа. – Он, играющий своими ручками, протягивает их к своей матери и внимает своей матери, которая дарит его очаровательной светлой улыбкой. – При этом взгляд короткостриженого Святого Иосифа устремлён на младенца-Христа и одобрительно и заинтересованно наблюдает за происходящим.
Образ задумчивого и сосредоточенного Святого Иосифа, облачённого в простую одежду, великолепен по своей лаконичной выразительности.
Художественная реализация задуманной Рафаэлем Санти программы в данной картине стала свидетельством единения светского и церковного начала и призывает на новые искания.
Картина «Тагильская Мадонна» демонстрирует гуманистический идеал ренессансной живописи и дарит вдохновение поборникам искусства.
Данная картина исполняет свою историческую миссию и несомненно привлечёт в музей большое количество почитателей ренессансного искусства и знаменитейшего художника всех времён и народов Рафаэля Санти.
Следует добавить, что свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создаёт впечатление удивительной лёгкости.
Мы имеем дело с идеальным образом картины.