2. Наша семья. Отцы и дети

Косолапов Сергей
   
   Прабабушка моя и прадед по материнской линии носили фамилию Селюковы. Прадед Алексей был церковным старостой и волостным старшиной в течении 12 лет в Усть-Выми. Детей у них было много, целых двенадцать человек. Одна из них - бабушка моя, Глафира Алексеевна вышла замуж за Игнатия Михайловича Ворсина и стала носить соответственно фамилию Ворсина. У них было восемь детей, одной которых была моя мама Ворсина, а после замужества - Косолапова Елизавета Игнатьевна.

   Отец мой Василий Сергеевич Косолапов умер рано. Он был не усть-вымским, родом из деревни Черемуховка Летского района Коми АССР, и похоронен на своей родине. В последние годы его жизни мы жили в Коквицах. Вскоре после его смерти в конце шестидесятых мы переехали в Усть-Вымь, откуда наша мама была родом. Дед Игнатий Михайлович к тому времени уже умер. Бабушка Глафира Алексеевна была еще жива, но тяжело болела, и я застал ее в живых совсем мало, около года.

   Вообще-то, родился я в Коквицах, точнее я родился в роддоме села Айкино, но в свидетельстве о рождении записали – деревня Кырув (это Нижние Коквицы). Так как родился я в январе, маму и меня привезли из роддома домой в санях, в которые была запряжена лучшая совхозная лошадь Аляска, это уже по воспоминаниям брата Володи, и положили сразу же на русскую печь отогреваться. Конечно, я уже не помню много из того, что было в Коквицах, но навсегда запомнил няню, которая вынянчила нас – Окулова Христина Васильевна. Моими первыми друзьями там были Сергей Мамонтов и Володя Политов, ныне живущие в поселке Студенец.
 
   Я был младшим из четверых детей, которых мама после смерти отца растила одна. Брат Володя старше меня на десять лет, сестра Люба – на одиннадцать, а самая старшая сестра Надя – на двенадцать.

   Поскольку я был не только самым маленьким, но и ощутимо младше сестер и брата, то им приходилось нянчиться со мной, играть и даже воспитывать. Иногда это выглядело весьма своеобразно. Вспоминая это, я не так давно написал миниатюру «Вот и верь после этого людям…», которую хочу частично воспроизвести здесь:
http://proza.ru/2016/04/13/531

   Сестры мои были погодками, были примерно одного роста и сложения, и зачастую еще и носили одинаковую одежду. Помню, идем мы как-то с одним другом по тротуару (было нам еще лет по 7-8), а впереди идут они, мои сестры. Я говорю другу, мол, вот мои сестры – Люба и Надя, а он меня спрашивает – а кто из них Люба и кто Надя? Ничего умнее я не придумал, как сказал:
   - А вон та, у которой голова больше – Люба, а у которой меньше – Надя!
   Сестры это, конечно, услышали и рассмеялись.  До сих пор Люба вспоминает, как я их тогда различил!

   Фото: Дед и бабушка с семьей. Слева напрво: Борис Игнатьевич Ворсин, Нина Игнатьевна Ворсина (Туркина), Глафира Алексеевна Ворсина (в девичестве – Селюкова), на коленях сидит Галина Игнатьевна Ворсина, Елизавета Игнатьевна Ворсина (Косолапова), Игнатий Михайлович Ворсин Фото – декабрь 1941 года из семейного архива Косолаповых.

Продолжение - http://proza.ru/2021/05/22/463