Первый год

Анна Мержвинская
  Первый год без мамы. Это было время, наполненное многими событиями. Разными, повседневными, бытовыми. Дочке было 8 месяцев, когда мамы не стало. Обычная квартира, многоквартирный дом рядом с улицей Бухарестской. Месяц в двухкомнатной квартире в одиночестве с дочкой и мужем. День мы вдвоем, а вечером он приходил. Вставали, кормила дочь, если надо, стирала и мы шли гулять. Гуляли около часа, заезжали с коляской в парк Интернационалистов на проспекте Славы. По пути заходили в Универсам или в магазины на перекрестке. Месяц был сложным, очень чувствовалась эта потеря. На 9-й день собрались на поминки. Был небольшой круг родных и знакомых (приезжала и моя подруга Женя, она знала маму). Помянули маму. Через месяц в квартиру перебрался брат с женой, она была на последнем месяце и вот-вот должна была родить. После родов к ним переехала мать жены. Мы стали жить вместе в одной квартире. Муж мой появлялся всё реже дома и мы были одни с дочкой. Я стала думать как бы найти работу. Но так как дочери ещё не было года, то это было невозможно. Я узнавала - в садик брали тогда только с 1 года и 3 месяцев. То есть, надо было как-то потерпеть до первой половины октября. Шел 1998 год и с работами в Петербурге итак было нелегко. Весна сменилась летом, время текло всё дальше. Родственники отдалились, ничем не помогали, не звонили. Иногда, правда, звонила бабушка. Но потом нам отключили телефон и она не могла больше звонить. Если мне надо было позвонить в Собес или в Соцзащиту, то я ходила к соседям этажами выше. Всегда шла и не знала кто разрешит мне позвонить. Пробивала нам с дочкой разные пособия и случайные выплаты. Спасибо тем людям, кто нам помог тогда. Совершенно незнакомые люди из этих служб. Если бы не они - я не знаю как бы мы выжили вдвоем (муж не помогал деньгами).

   Когда дочери исполнилось 1 год 3 месяца, мне удалось устроить ее в детсад у самого дома (их там 2 было, один рядом с другим), то стало полегче. Я стала пробовать устроиться на работу. В одну школу, в другую. Обе были очень далеко от дома. Ходила пешком. Дочь забирала из сада жена брата. Потом просила свекровь забрать, но она не хотела. Не помню уже как вышла из ситуации. Потом устроилась работать на 3-4 часа на работу, где работала до родов. Проработала так около нескольких месяцев. Дочке в садике нравилось, ходила в него с удовольствием. Коллектив был хороший и у нее там появилась подружка и друзья. Но это ещё был не самый тяжелый год после смерти мамы. Тяжелое время ещё было впереди. Но мы очень старались с дочкой пережить всё что нам тогда выпало. Я старалась вытянуть нас обоих, находила силы создавать уют, разнообразить нашу жизнь. В выходные мы с ней выбирались в центр города. Бывали в гостях. Даже в цирк я взяла билеты (цирк на Фонтанке), было это в феврале 1999 года. Я тогда уже работала в палатке на улице Софийской. Так было удобнее, я после работы могла сама забирать дочь из детсада. Единственное, что запомнилось - зима была очень морозная, мороз стоял 25-28 градусов, а на улице с утра до вечера в продуваемой палатке это было непросто. Приходила домой обмороженная, но все равно, разогревала ужин, кормила дочь, ела сама и мы шли спать. Засыпала тут же.

   Выжили, наверное, потому что я активно за всё хваталась и не сидела без дела. У меня была цель и я к ней шла. Пережить - вот эта цель. Да, одной в большом городе, как теперь называют, мегаполисе, штука нелегкая. Но возможная! Никогда раньше не думала что мне так придется выживать одной, имея родственников по всему городу. От семьи брата помощи быстро не стало, поэтому рассчитывала я только на себя. Однажды, неожиданно, приехала тетя, двоюродная мамина сестра, тетя Люда. Помню что было, вроде, теплое время, выходной и мы никого не ждали в гости. Тетя Люда пробыла около часа, мы с ней в нашей комнате попили чаю, поговорили, она потом еще зашла в комнату брата, повидала его и его дочку, а потом уехала.

   Так пролетел год без мамы. Я рада что мы его смогли одни пережить. Не сломились перед всеми трудностями, сложностями. Спасибо моей подруге Жене, она временами поддерживала, раза 2 приезжала в гости, помогала одежкой для дочки, словами поддержки. Наверное, нам нужен был этот опыт для дальнейшей жизни.