25. Проводы зимы

Косолапов Сергей
   Проводы русской зимы проводились тогда всегда в последнее воскресение марта. Тогда никто не привязывал этот день к масленнице или предстоящему посту (об этом никто и не думал тогда даже, и не мог думать в эпоху исторического материализма, где атеизм был возведен в ранг основной религии государства!). Честно говоря, я даже думаю, что так было правильней, чем сейчас, когда провожают зиму задолго до ее окончания, а потом она еще много-много раз возвращается и напоминает о себе. Живем-то все-таки не на юге и март, по большому счету, это еще зимний месяц. Мне даже кажется, что это вообще должны быть два разных праздника – масленица и проводы зимы, каждый в свой срок. В начале семидесятых этот праздник проводили возле здания совхозной бани. Недалеко от нее была хоккейная коробка, а рядом с ней расчищали от снега большую площадь, где и происходило это событие.

   Неизменным атрибутом этих праздников был столб, на вершине которого подвешивали на крестовине четыре приза. Одним из призов обязательно была бутылка шампанского. На столб надо было залезть без посторонней помощи и каких-либо подручных средств. Это занятие привлекало народ, люди стояли и веселыми шутками подбадривали тех, кто брался лезть наверх.
 
   Народу на этом празднике всегда было очень много, на проводы зимы приходило все село, как говорится, от мала до велика. Тут работала торговля: продавали выпечку и сладости. Задорно играла музыка, и обязательно были гармонисты-баянисты. Тут же проводили различные конкурсы: по стрельбе из «духовки», по поднятию гири, перетягивали канат, пели песни, плясали. Детей, да и всех желающих, бесплатно возили кататься по окрестной местности на совхозном автобусе и в санях, запряженных лошадьми. 

   Заканчивалось все обычно каждый год одним - сжиганием чучела зимы. Основание чучела делалось из деревянных реек, на которые одевали старые женские тряпки. Получалось что-то навроде чучела на огороде. В конце праздника его и поджигали. Сколько я смотрю на это действо, столько думаю, что осталось все-таки в нас что-то древнее, языческое. Так и тянет к себе людей огонь.

   С появлением нового Дома культуры проводы зимы стали проводить возле него. Программа праздника в целом кардинально не менялась, но все-таки здесь было уже гораздо удобнее собираться на праздник, транслировать на улицу музыку, не надо стало никуда везти аппаратуру. Для выступлений артистов появилась уличная сцена, можно было зайти и погреться в помещении, если кто-то замерз, в-общем, стало гораздо удобней, как для устроителей праздника, так и для его участников.

   В заключение этой главы хочется сказать, что именно это здание нового Дома культуры стало началом того самого центра Усть-Выми, который существует сейчас. Именно с него началось преображение и преобразование села. Уже после этого появились новые здания школы, детского сада, торгово-административного центра и жилых четырехэтажных домов. Но, повторюсь, первым на этот путь новой жизни старого села Усть-Вымь стал Дом культуры – поистине народный и любимый всеми дом и душа всего села!

   Фото: Проводы зимы у Дома культуры. Группа молодежи слева направо: Миша Павлов (Ляпа), Саша Москальчук (Пасик), Витя Захаров (Захар), Игорь Разманов, Иван Пономарев. Да, еще там под ногами выглядывает Боря Пономарева. Фото конца 70-х гг. из семейного архива Размановых.

Продолжение - http://proza.ru/2021/05/25/599