Довоенная узкоколейка

Анна Мержвинская
   Помню, была у нас узкоколейка. Как доедешь до железнодорожной станции "ДУБОЧКИ"на электричке (идет с Балтийского вокзала в Петербурге и Ленинграде так же было),сходишь с перрона и начинаешь подниматься в крутую гору. По краям множество лиственных деревьев, тонких, толстых, а с левого края бежит ручей. Когда весна или после дождя - он сильно журчит, перекатываясь по камням-булыжникам. Гора тоже во множестве булыжников. Подниматься тяжело, потому что сильный уклон, а другого пути нет. Наверху есть огромные валуны. Поднявшись, дорога идет ровно. С обоих сторон участки с дачами и заборами, есть несколько разбегающихся улочек в стороны. Пройдя, примерно минут 15, небольшой подъем и дорогу перегораживает узкоколейка. Иногда мы шли по ней до своего садоводства, минуя таким образом ещё одну гору, на которой находится, собственно, сама деревня с Сельмагом - "Дубочки" (название деревни). Узкоколейка идет вкруголя, метров за 300 за деревней, пересекает дорогу. Дорога песчаная, неасфальтированная.

   Шпалы на узкоколейке старые. Одни совсем серые, а другие так и маслятся на горячем солнце от нагревшегося мазута, которым они густо пропитаны. Идешь и в воздухе стоит сильный запах мазута. Такой запах можно встретить только в метро. Но там он легче, слабее.

   Если идти до конца по узкоколейке, с обоих сторон леса, а шпалы сильно в песке. В самом конце тупик. Он у самой плотины через лесную речку, её все называют Черной. У тупика, по бокам, видны старые заброшенные вышки. Когда-то на них были наблюдательные посты военных красноармейцев. Со временем они обветшали, не хватает ступеней. Справа сохранилось старое деревянное здание, большое. То ли склад бывший, то ли амбар или барак-казарма. И было ещё сквозное строение, к нему небольшая развилка  в одну колею и краны двигающиеся на рельсах. Туда въезжали паровозы. Наверное, для ремонта или стоянки (до отправки в обратный путь). Иногда там можно было увидеть нескольких солдат. Это в 1970-1980-е года. Сейчас, скорее всего, там больше никого нет. Время от времени проезжала дрезина по этой узкоколейке или паровоз с одним прицепом. Возили щебень. Когда паровоз приближался к повороту, машинист давал один долгий гудок и два коротких. Это на тот случай, чтобы дачники, шедшие вдоль полотна или переходящие его, услышали и отошли с узкоколейки. Мы частенько за лето ходили за грибами и ягодами через эту узкоколейку или шли вдоль нее, а потом сворачивали на каком-то отрезке, либо, дойдя, переходили на другую сторону. Леса там большие и разные. Лиственные и хвойные, больше смешанные, сосняки с ягелевыми мхами, брусничниками и черничниками, голубикой. Но все там дышит прежними временами. Овраги, воронки, канавы. Вблизи речки и плотины,в лесу, продираясь,  можно увидеть старые замшелые, заросшие деревцами остатки каменных фундаментов домов финнов. Они остались с довоенных и военных времен. Никто не знает имен тех, кто там жил.