Кыргызстан и Казахстан. В этот день 7 лет назад

Арслан 2
При финансовой поддержке Исполкома Гагаузии (башкан М.Формузал) два будущих кандидата в башканы Гагаузии (2015 года), депутат Парламента Молдовы от Партии коммунистов Олег Гаризан и бывший политзаключенный (трижды) и общественный деятель Леонид Добров в мае 2014 года выехали в Кыргызстан, а затем в Казахстан (Туран, пригород Шемкета) для участия на Всемирном Курултае тюркских народов.

+++

Яхья Юсиф Джанияр, первый Вице-президент В.А.Т.Н. Баку, 10 мая 2014 г.

"...Мы должны всегда помнить самое главное, что у нас один общий отец – Деде Горгуд (Коркут Ата). Ему исполнилось 5.000 лет, он родился и жил в Туркестане (в нынешней Кызыл – Ординской области) а похоронен вблизи г. Дербента, могилу его нашел видный сын Туркского Мира – Мурад Аджи. У нас все общее: история, культура, мысли, чаяния, а самое главное – наш дух, который и помог нам  выжить, хотя и с очень большими потерями".
"...Спрашивается, как могли якобы «всего 15% уцелевших огузов, бежавших в Переднюю Азию» в Х веке, через 20-30 лет после этого «бегства» создать Великую Сельджукскую Империю, просуществовавшую свыше 200 лет, которая положила начало эпохи возрождения грандиозного военно-политического триумфа туркских народов в мире, что вдохновило нашего общего предка Махмуда Гашгари к созданию в 1073 г. величайшего исторического труда – шедевра  «Диван Лугат ат-Турк» («Толковый словарь туркских терминов»), как свидетельство торжества их культуры и духа. Как могли те же 15% турков затем создать еще две империи – Османскую и Сефевидскую, просуществовавшие  от 250 до 624 лет".

+++

Из Архива, 2014 года.

+++

Леонид Добров, ФБ, 27 мая 2014 г.  ·

Несколько часов подряд мы в Бишкеке сидели в ресторане с кыргызским депутатом и его друзьями и, дегустируя немецкое сухое вино (молдавских вин здесь не продают), местное пиво "Арпа" и закусывая интересными блюдами, попутно беседовали о преимуществах Евро-Западной или Российско-Восточной интеграции.

Мы, два гагаузы, - идейный коммунист Олег Гаризан и профессиональный антикоммунист Леонид Добров (будущие кандидаты в башканы Гагаузии 2015 года) - всячески пытались доказывать преимущества "тоталитарной" и "коррупционной" России перед "демократической" и "цивилизованной" гей-Европой, когда речь заходила о нравственности общества, образовании, медицине, благосостоянии среднего класса и т.д.

После этого нам в лоб был задан вопрос: "Расскажите нам хотя бы несколько конкретных преимуществ России перед Евросоюзом", на что мы стали загибать пальцы (первое, второе...), но ничего конкретного в плане "преимущества" не смогли привести, кроме "космоса, танков и атомных подводных лодок".

После этого я им всем заявляю: "Скажите, пожалуйста, почему Всевышний в этом мире дал самую огромную территорию именно русским, а не кыргызам или гагаузам?. А как известно, - на все воля Божья. И если после такого аргумента вы будете продолжать выступать против России, значит вы сознательно будете совершать грех против воли Бога".

Все падали от смеха... Аргумент оказался железобетонным, и мы все обменявшись рукопожатиями, продолжили допивать прекрасное пиво "Арпа".

ВЫВОД:  На Украине до сих пор не нашелся МЕСТНЫЙ  ИДЕОЛОГ, который своим железобетонным АРГУМЕНТОМ вынудил бы сесть за стол переговоров людей с разной идеологической ориентацией, поэтому там ежедневно погибают десятки и сотни граждан.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ОСМОТРА КЫРГЫЗСТАНА...

Леонид Добров, ФБ, 27 мая 2014 г.  ·

После обеда проходили по центральной площади Бишкека и попали на военный парад. Оказывается, сегодня страна справляет день вооруженных сил страны.
Встретились с двумя депутатами Парламента Кыргизии, один из них несколько раз баллотировался в президенты страны и придерживается пророссийской ориентации, другой - прозападник.

Удивил тот факт, что на дверях всех кабинетов висят таблички только на русском языке (кыргызский алфавит на кириллице), хотя все депутаты и сотрудники Парламента говорят между собой на родном киргизском языке.

Также удивил тот факт, что по внутреннему регламенту Парламента все двери всех кабинетов должны быть открытыми, чтобы начальство могло видеть, кто не занимается работой, а сочкует в рабочее время.

Реально, - есть что перенять нам у кыргызов.

+++

Леонид Добров, ФБ, 30 мая 2014 г.

Как известно, с 24 по 26 мая с.г. в Казахстане, городок Туран, состоялся 6-й Курултай Всемирной Ассамблеи тюркских народов (ВАТН), где с приветственным посланием от имени башкана Гагаузии выступил Леонид Добров, председатель общественного объединения "Аркалык", а от имени третьего президента Молдовы с приветственным посланием выступил Олег Гаризан, депутат парламента Молдовы.

На фото представлены некоторые моменты работы Курултая:
Фото с президентом ВАТН академиком Ерментай Султанмурат и момент выступления Олега Гаризан на Курултае, которое вызвало огромный интерес у присутствующих.

+++

Леонид Добров, ФБ, 2 июня 2014 г. 

Имеются, однако, реальные сведения о том, что предок Энвера-паши был гагаузом православного вероисповедания.

До сих пор довольно трудно разобраться во всех тонкостях политики Энвер-паши, лавировавшего между эмиром, басмачами, Красной Армией, и поочерёдно вступавшим в союзы и конфликты то с теми, то другими силами, однако при всём при этом он старался проводить свою линию, пытаясь создать в Средней Азии пантюркское государство. В частности, он пользовался титулом «Главнокомандующего Вооруженными силами ислама и наместника эмира Бухарского». На личной печати Энвера-паши была выгравирована надпись: «Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять Халифа и наместник Магомета».

В одно время Энвер выпускал прокламации, в которых провозглашал себя сейидом, то есть потомком пророка Мухаммеда. Имеются, однако, реальные сведения о том, что предок Энвера был гагаузом православного вероисповедания, служил крымским ханам, принял ислам, женился на одной из придворных в Бахчисарае, а после завоевания Крыма Россией переселился в Дунайские княжества. Так что никакого отношения к потомкам пророка Энвер не имел. Он лишь использовал самозванно свой тезис для собственного возвеличения

+++

Эневер Паши, великий тюркский воин-герой, представитель гагаузского народа.

+++

Леонид Добров сейчас с Олегом Гаризаном. ФБ, 2 июня 2014 г.
 
На 6-м Курултае Всемирной Ассамблеи тюркских народов в Казахстане (24-26 мая с.г.) в городке Туран, в момент торжественного открытия памятника великим тюркским личностям, наряду с другими героями,  также прозвучала фамилия Энвера Паши, после чего  тут же многие присутствующие здесь братья-якуты стали вслух выкрикивать фразу: «Он был гагаузом».

В связи с этим, мы решили опубликовать полный текст доклада первого вице-президента ВАТН Яхья Юсиф Джанияр (Алиев), разосланного по электронной почте задолго до начала работы Курултая (10 мая 2014 года) всем будущим участникам съезда для ознакомления, где также упоминается и этот эпизод, связанный с подвигами Энвера Паши, а именно:

«…Заслуживает глубочайшего уважения героизм другого турка, Энвера Паши (родился в семье гагаузов, но нигде в истории об этом не упоминается), брата  Нури Паши, который освобождал Азербайджан от большевиков, а после того как Азербайджанская Демократическая Республика 28 апреля 1920 года прекратила свое существование, он перебрался  в Среднюю Азию, где воевал с большевиками за свободу и возрождение Туркестана и там  же героически  погиб. Вот с таких людей  надо брать пример! Наш долг отыскать его могилу и сделать ее местом всенародного  поклонения. Для таких  людей не существовало отдельно ни Турции, ни Казахстана, ни Азербайджана и пр., у них была одна Родина – Туран, за которую они и отдавали свои жизни».

+++

Леонид Добров, ФБ, 26 мая 2014 г. 

В Казахстане уже третий день (с 24 по 26 мая) продолжает свою работу 6-й Курултай Всемирной Ассамблеи тюркских народов.

В 30 км от города Шемкент по направлению в сторону Ташкента, на горном перевале Казакурт идет строительство городка ТУРАН, центр возрождения тюркской культуры и меж-тюркского общения, где еще в недостроенном помещении проходит нынешний форум. Таким образом, на стыке центрально-азиатских республик, поднимается городок Туран, как светско-культурный центр тюркского мира, как общий дом всех тюрков. К сожалению, Интернета здесь пока нет, поэтому для передачи некоторой информации, нам приходится выезжать в город Шемкент.

Гагаузскую делегацию представляют коммунист Олег Гаризан, депутат парламента Молдовы и АНТИкоммунист Леонид Добров, председатель общественного объединения «Аркалык». Более подробную информацию о работе Курултая нами будет предоставлено чуть позже.

Ниже предлагаем читателям ознакомиться с краткой историей создания и становления ВАТН и Решениями 5-го Курултая ВАТН, которое состоялось в 2007 году (http://dta-turan.org/archives/154).

Курултаи.

ВАТН берет свое начало с I Съезда Народов Востока, состоявшийся в 1990г. в г.Москва, который на следующем этапе стал называться Съездом Ассамблеи Тюркских Народов.

Организаторами Первого Съезда были казахский поэт Олжас Сулейменов и др. общественные деятели.

С 1990 по 2007 годы было проведено 5 Съездов Ассамблеи Тюркских Народов (АТН), которая позднее была переименована во Всемирную Ассамблею Тюркских Народов (ВАТН).

II Съезд АТН состоялся в 1991 г., в Казани (в котором председателем организации был избран татарский ученый и общественный деятель Рафаэль Мухаметдинов);
III Съезд АТН состоялся в 1993 г., в Чебоксарах (председателем был избран представитель чувашского национального движения Вячеслав Тимофеев);
IV Съезд ВАТН состоялся в 1997 г., в Измире – Турции (председателем был избран представитель крымско-татарского народа Ильми Умеров);
V Съезд ВАТН состоялся в 2007 г., в г. Шымкент – Казахстан (президентом был избран Ерментай Султанмурат – академик, предприниматель, общественный деятель).

Пятый курултай Всемирной ассамблеи тюркских народов

Программа.

Всего на съездах (2-ом, 3-ем и 5-ом) были приняты 3 программы ВАТН.

Первая Программа

Первая Программа развивала идеи тюркского единства в русле антиколониализма и антиимпериализма, в русле борьбы за права человека, неразрывно связанных с правами нации. Демократия и национальная свобода – вот два главных постулата этой программы. Религии отводилась роль защитницы и стимулятора культуры и нравственности. АТН предлагала в своей программе определенные механизмы по укреплению политических, общественных и культурных связей между тюркскими народами.

Вторая Программа

Во вторую Программу был добавлен раздел, согласно которому тюркские народы не должны слепо и механистически насаждать у себя демократию западного образца, а создать свою тюркскую модель демократии, базирующуюся на исторических традициях тюрок и тюркском менталитете.

Новым было также то, что тюркскому миру предлагалось обезопасить себя от чрезмерного влияния как Запада, так и исламского мира, не оказаться лишь орудием в их руках. Тюркам предлагалось быть неким срединным миром между этими двумя цивилизациями и в геополитике играть свою самостоятельную роль.

Разработчиками и авторами проекта 1-ой, да и во многом 2-ой Программы АТН были представители татарского национального движения: Рафаэль Мухаметдинов, Рашад Амирханов, Рафаэль Хакимов и Рифат Садыков.

Третья Программа

Проект третьей программы ВАТН (2007 г.)

В начале XXI века тюркский мир столкнулся с проблемой создания новой идеологии.

 Ее создание является отнюдь не самоцелью. Она нужна тюркам для того, чтобы в условиях глобализирующегося мира сохранить свою самобытную культуру и идентичность. Тюрки должны быть не объектами, а субъектами процесса глобализации.
Не секрет, что на данном этапе реально глобализация осуществляется под патронажем Западно-христианской цивилизации, поэтому, чтобы глобализация стала многополярной, тюрки должны представлять собой тюркскую цивилизацию.

Исходя из изменившихся политических и социально-экономических условий в тюркском мире, в третьей Программе упор был сделан не на политические и геополитические моменты, а на духовно-культурную и социально-экономическую составляющие пантюркизма. В проекте Программы были представлены следующие разделы:

1. Воссоздание и развитие общей духовно-мировозренческой основы тюркского мира. Эта основа должна представлять из себя мировоззренческую систему (или философию), основанную на богатстве тюркского языка, фольклора и искусства. Это будет, своего рода, дешифрованная тюркская философия доисламского и дохристианского периодов, прочитанная языком XXI века. Без наличия такой общей духовной основы невозможно идеологическое единство тюркского мира. (Разработчиком данной части Программы является Рафаэль Мухаметдинов и группа его единомышленников).
2. Создание общетюркского языка «Анатюрк» как средства культурной коммуникации тюркского мира (Разработчик – узбекский академик Бахтияр Каримов и его коллеги – представители тюркских народов).
3. Создание новой общественной и социально-экономической модели в тюркском мире. Спасительным выходом из сегодняшней кризисной ситуации является двухфакторная модель рыночной экономики. Она на сегодня является самой эффективной системой организации деятельности предприятий и уже развивается в свыше ста странах мира. Ей, во многом, обязан своими экономическими достижениями и Китай.

Суть её состоит в том, что при этом в качестве собственника и работника выступает одно лицо. Желание собственника и желание работника окажутся объединенными в одном лице и могут быть удовлетворены только через постоянное повышение экономической эффективности предприятия. Экономика, базирующаяся на союзе этих двух факторов, называется двухфакторной моделью рыночной экономики. Когда эта модель будет воплощена в жизнь, тогда и начнется эра тюркской демократии (Разработчик этой части Программы – академик Ерментай Султанмурат и его единомышленники).

+++

Председателю Организационного Комитета по проведению 6-го Объединительного Курултая ВАТН и учреждению Ассоциации Общественных Организаций туркских народов, президенту ВАТН,  академику, г-ну Ерментаю Султанмурату 

Тезисы на Курултай ВАТН

Многоуважаемый Ереке! Дорогие братья и сестры!

Ознакомившись с новыми материалами, поступившими в преддверии Курултая, хочу высказать свое мнение по ним и вообще поднимаемым проблемам.

Вы давно меня знаете и надеюсь уверены в том, что я предпочитаю больше практически и физически делать, чем бесконечно рассуждать по избитым и наезженным темам, устраивать бесконечные полемики по понятным всем нам проблемам Тюркского (или как вы правильно трактуете «туркского») Мира. Да и достаточный интеллектуальный уровень Ваш, мой и большинства видных деятелей Турана не должен нам позволять бесконечно барахтаться в теоретических рассуждениях типа того, что было раньше «яйцо или курица». Скажу честно: мне уже становится стыдно от того, что  чуть ли не каждый представитель определенного туркского народа с пеной у рта доказывает, что чуть ли не вся туркская история, ее язык, культура, передовые обычаи и традиции, мифические, мужественные герои этносов, самые древние туркские верования и даже сам… величайший, беспримерный и неповторимый  туркский дух зародился, существовал и побеждал именно в его народе, а затем уже был … экспортирован в другие туркские народы нашего единого и могучего суперэтноса.

Если мы срочно и в безапелляционном порядке не прекратим игру «в курицу и яйцо», то наши недоброжелатели в недалеком будущем доведут нас и до петушиного боя, после которого уже не будет ни яйца  ни курицы…

Следуя такой пагубной и вреднейшей для нашего общего дела позиции я тоже как азербайджанский турок вроде должен был бросить все свои силы, знания, опыт и возможности для восхваления истории огузской ветви туркских народов и доказыванию их первопроходческого  преимущества над остальными ее ветвями и народами нашего общего суперэтноса. И был бы вроде «прав», т.к. для этого имеется уйма побудительных мотивов в виде великих побед и успехов огузов, основанных на исторических фактах.

Так, передовая и самая боеспособная конница нашего общего Великого предка Атилая (Атиллы, как его называли в Европе) почти целиком состояла из «гузов» (огузов), среди которых преобладали представители огузского племени суваров, от которого и произошел военный  термин «сувари» - воины-передовики, т.е. конница. В середине VI в.н.э. огузы, наряду с другими туркскими племенами – кыпчаками, сахами и др. создали Великий Туркский Каганат, затем Западный, позже в VIII-XII веках в бассейне великой реки Сырдарьи – Огузское Царство. Но те же Бартольды, Гусевы и даже Гумилевы (несомненно, Вы Ереке, правы, что нашу историю писали все кому не лень, но не мы сами!) кого многие наши братья называют «Великими», клевеща на всех турков, дружно доказывали, что «огузов из Средней Азии  прогнали кыпчаки, карлуки, савиры и др., в результате чего 80% их были уничтожены, а всего 15 % еле унесли ноги в Переднюю Азию и всего 5% бежали обратно в Горный Алтай и Саяны (имеется ввиду хор-огузы), откуда они когда-то пришли в Среднюю Азию».

Спрашивается, тогда как могли якобы «всего 15% уцелевших огузов, бежавших в Переднюю Азию» в Х веке, через 20-30 лет после этого «бегства» создать Великую Сельджукскую Империю, просуществовавшую свыше 200 лет, которая положила начало эпохи возрождения грандиозного военно-политического триумфа туркских народов в мире, что вдохновило нашего общего предка Махмуда Гашгари к созданию в 1073 г. величайшего исторического труда – шедевра  «Диван Лугат ат-Турк» («Толковый словарь туркских терминов»), как свидетельство торжества их культуры и духа. Как могли те же 15% турков затем создать еще две империи – Османскую и Сефевидскую, просуществовавшие  от 250 до 624 лет. То есть даже спустя века, фальсифицируя нашу историю, нас хотят поссорить. Некоторые наши братья выражают   сожаление, что  «последние 500 лет туркский мир прожил в страданиях, лишениях и сплошных потерях…», с чем согласиться невозможно. Наоборот, XV – XVII в.в. были веками расцвета туркских государств. Тогда существовали аж 4 Великих Туркских Империй – Могольская, Шейбанидская, Сефевидская и Османская, которые диктовали свою волю всему тогдашнему миру. Небывалого расцвета достигла их культура, искусство, поэзия. За редким исключением (противостояние Султана Селима I и шаха Исмаила Сефеви, Эмира Тимура и Султана Баязита) туркский мир был самой дружной и влиятельной силой в мире. Почему? Потому что у этих империй был сильный тыл из своих же соплеменников и политика их была вполне миролюбивой, хотя была возможность отуречить  всю Европу и другие континенты или же продолжить распространением того же Ислама  не только на новые территории, но и на весь мир. Некоторые наши братья возвеличивают Турцию и ее возможности доводя это до попыток создания образа «второго старшего брата». Да, это – великая страна почти с 80 миллионными населением, наша опора и надежда, но у нее есть национальные интересы, которые имеют для нее превалирующее значение. Самых близких к ним Азербайджанских  турков тоже 60 миллионов, но это не означает, что количество должно давать нам основания для создания какого-то особого режима наибольшего благоприятствования для огузов, (составляющих вместе более половины населения туркского мира), а ровно как и для других ветвей турков – кыпчаков, сахов, карлуков и др. и также продолжать вести поиски и доказательства своей этноисключительности в туркском мире.

Мы должны всегда помнить самое главное, что у нас один общий отец – Деде Горгуд (Коркут Ата). Ему исполнилось 5.000 лет, он родился и жил в Туркестане (в нынешней Кызыл – Ординской области) а похоронен вблизи г. Дербента, могилу его нашел видный сын Туркского Мира – Мурад Аджи. У нас все общее: история, культура, мысли, чаяния, а самое главное – наш дух, который и помог нам  выжить, хотя и с очень большими потерями.

И прежде чем назвать себя казахом, узбеком, азербайджанцем и др. мы должны с гордостью признать, что мы турки, а все остальное потом, но потом может ничего не надо, кроме своего достойного места в истории.

Нам раз и навсегда надо избавиться от вредного термина – «туркоязычные», что на руку нашим недоброжелателям, которые используя это глаголят: да у вас похожие языки, а остальное все разное, включая даже национальную ментальность, характер, обычаи, традиции и т.д. и т.п.

Нет, уж извольте господа все как раз таки наоборот!

Мы все – сыновья и дочери одного общего Туркского Суперэтноса, у нас один и тот же туркский язык, но со многими  прекрасными, певучими, как слова песни диалектами, говором мы милыми сердцу произношениями  и акцентами, которые звучат бархатно-волновыми мелодиями, как струны тара и домбры, наполненные утренней соловьиной трелью, краткостью и четкостью крика души беркута… У всех у нас кроме языка также еще одна, общая история, культура, традиции, обычаи, поэзия, психология (даже мимика, жесты, движения, эмоции и интонации), общая и неразрывная география сосредоточения и соприкосновения, которую еще Геродот называл «монос-холос», т.е. одной свободной зоной одних и тех же близкородственных племен», в большинстве своим вера (хотя это всего лишь форма философского, а не этнического сознания), один образ жизни, один образ мыслей и т.д. и т.п., и все эти качества покоятся на одном, Великом Туркском Духе!

Да у Турана поистине много тайн. Но до сих одной из самых неразгаданных тайн мира является факт того, что как все-таки смогли всего 60.000 турков, которых в историографии Китая, России, Персии и Европы называют «монголами»  (хотя «монос» – это один, холос – (кол), т.е. одна ветвь по Геродоту), да и в туркской историографии – «монгол» – это от слова «мын кол», т.е. по числу почти тысячи больших и малых родов, а также племен, объединенных Великим Темучином (от слов «Тему» - гроза, а «чин» - Китай, т.е. гроза китайцев) овладеть доброй половиной тогдашнего мира, а сам безграмотный степняк Чингисхан («Властелин Востока») стал самым непревзойденным полководцем всех времен  и народов?!? Как  воин он дал Военному  Искусству Мира используемую ею до сих пор стратегию психологического натиска и арьергардных боев; неистребимый духовный кодекс туркского воина, а как создатель он оставил после себя ямский и почтовый институт сообщения, военно-вилайетскую окружную форму управления на местах, ввел налоговую систему (вместо поборов), узаконил равные права и обязанности всех народов и племен, населяющих его империю,  впервые ввел практику назначения на высокие должности путем обсуждения достойности кандидатов, по предложению великого визиря Майкы би ввел туркский  язык (джагатай) в качестве государственного языка своей империи.

В России его войска, руководимые в последствии Ханом Батыем, оказались на основе обращения 13-ти (из 14) русских князей, т.е. монголо-татары Россию не завоевывали, а наоборот защитили от тевтонского, шведского, германского и пр. нашествия, а также от крестовых походов Папы Римского, неоднократно пытавшегося покорить Россию и насадить в ней католичество. Будучи в союзе с Россией Хан Батый женился затем на сестре Александра Невского и мы стали родственниками. Да и утверждения многих русских историков о «300-летнем монголо-татарском иге» в России являются оскорблениями для честного и простого русского народа и российской государственности, ибо такая великая страна, с ее многочисленными людскими ресурсами и мощью не могла быть столь такое длительное время чьим-то рабом и под чьим-то игом. Это были явные попытки поссорить Россию с турксим миром.

Но в результате нашей с вами многолетней борьбы удалось все-таки сделать почти невозможное: руководство России создало специальную комиссию, которая в конце концов согласилась со многими представленными доводами и в новом учебнике Истории России, которая теперь называется «Россия в составе Ордынского владычества» и станет преподаваться в школах и ВУЗ-ах с 01 сентября т.г., многие факты освещены в соответствии с исторической достоверностью, реальностями, но к сожалению это еще не все.

Но факт остается фактом, что в этногезе русского народа налицо три исторически ее составляющих частей – славянский, туркский и угро-финский. Отсюда и менталитет весьма близкий к нашему: стремление к свободе действий, необъятности, самоутверждению, постоянное стремление к сильной государственности, имперские замашки, подчинение для достижения этих целей всех внутренних ресурсов и мобилизация народа, которой всегда и в конечном счете, несмотря на свое положение и обиды вставал на борьбу и спасал свое отечество. Так было всегда: и в войне с Наполеоном в 1812-15 г.г.  и в первой и во второй Мировой войне и др. Так происходит и сейчас, несмотря на изменившиеся цели. Нам для выработки дружеского подхода в наших отношениях важен и другой исторический факт: более половины выдающихся военных деятелей, прославивших военное искусство России, а также ученых, историков, написавших ее историю, поэтов, мыслителей и др. которые верой и правдой служили этой стране, ее народу и империи были туркского происхождения,  о чем написано немало, но я повторюсь еще раз. Так туркского происхождения были: выдающаяся поэтесса Анна Ахматова, художник Иван Куинджи, писатель Иван Бунин,  военный министр России Александр Аракчеев, адмирал  Александр Колчак, писатель Всеволод Гаршин, писатель Федор Достоевский (Артищев), историк Дмитрий Кантемиров, полководцы Александр  Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, адмирал Нахимов, поэт Гавриил Державин, мать Императора Петра I Наталья Нарышкина, царь Иван Грозный, писатели Иван Куприн и Иван Тургенев, историк Иван Карамзин, царь Борис Годунов, Аксаковы, Юсуповы, Мордвиновы, Казымовские, Татищевы, Урусовы, Ермоловы, Максим Горький, Балакиревы, Улановы, Таракановы, Коллонтай, Кочубеи, Измайловы, князья  Давыдовы, Черкасские, Чапаев, Лачиновы, Баташовы, Каракозовы, Арсеньевы, и т.д. и т.п..

Я это все веду к тему, чтобы остудить некоторые «горячие головы», которые оставив в стороне наши основные проблемы «атакуют Россию» и призываю их всех вернуться к реальности.  Прошлое нужно помнить и уважать.  И «кто в прошлое  выстрелит из ружья, тот в будущем  погибнет от снаряда», говорили наши мудрецы. («Ke;mi;; g;ll; atan, g;l;c;kd; top at;;in; m;ruz qalacaqd;r!»)

Будущее России я вижу в союзе с Туркскими государствами и народами, как это ни раз бывало в истории. «Москва смеется татарским смехом», говорил Наполеон. Он был прав: именно в тесном союзе с туркскими народами Россия победила не только его, но и других захватчиков. В своей исторической работе «Ритмы Евразии» Л.Н.Гумилев говорил: «Евразийский тезис состоит в том, что надо искать не столько врагов, их и так много, а надо искать друзей и что самая главная ценность в жизни и союзников нам надо искать искренних. Так вот, турки и монголы могут быть нашими искренними друзьями».

Во-первых, я считаю, что нам в своей деятельности в категорической форме необходимо избегать политики и пусть ею занимаются руководители государств. Наша же задача яснее ясного: это – помочь возрождению туркской культуры, языка, обычаев, традиций, истории и помочь всем другим народам понять нас турков и убедиться, что мы цивилизованный этнос, а не какие-то «исторические изверги», как нас пытаются преподнести известные всем определенные силы и их мощная пропаганда, обоснованная на политике двойных стандартов.

Во-вторых, более половины районов  традиционного проживания и субъектов туркских народов находится на территории Российской Федерации. Да, мы можем проявлять солидарность со своими братьями по крови, если явно  нарушены или же нарушаются их права  на образование  (как это имело место в Республике Саха-Якутия), на право интеллектуальной деятельности и пр. но справедливости ради хочу подчеркнуть (просто для сравнения), что при и Советской власти азербайджанские турки имели свои национальные школы, вузы, детсады, ясли, средства массовой информации, национальное радио и телевидение, консерваторию, где преподавали и трудились 14 профессоров  (их всего-то в Союзе было около 40), которые воспитали целую плеяду известных всему миру певцов и музыкантов, был свой театр оперы и балета, драматический театр и пр. В общем было почти  все,  кроме второго секретаря ЦК компартии, который  щадяще «надзирал» за республикой. Конечно, все это получило невиданный  доселе расцвет за годы независимости Азербайджана, под руководством нашего Общенационального Лидера, гениального политического деятеля современности, г-на Гейдара Алирза оглы Алиева, курс  и идеи  которого успешно проводятся в жизнь нынешним нашим Президентом, г-ном Ильхамом Алиевым. Наш Общенациональный Лидер г-н Г.Алиев  уделял огромное внимание отношениями с туркским независимыми государствами и проблемам туркского мира.

Касаясь отношений с братской Турцией г-н Г. Алиев охарактеризовал их как «один народ, два государства». В Баку открыт и успешно действует Центр имени Ататурка, в котором мы с Вами Ереке проводили ряд крупных международных мероприятий.

В городах Баку, Нахчывани и Габале за последние годы были проведены саммиты Глав Туркских Стран, в Баку действует Межпарламентская Ассамблея Туркских Государств (Турк ПА), с Вашим  участием открыта и успешно действует штаб-квартира ВАТН. Но регион большой, работы много, средств нет, кроме здоровья, нервов, потери времени и пр. ничего нет, но ради такого святого дела ничего не жалко. Но все это  как Вы знаете омрачено армянской оккупацией Нагорного Карабаха и семи близлежащих, но не имеющих никакого административного отношения к ней районов Азербайджанской  Республики.

У нас 1 миллион беженцев  и вынужденных переселенцев. Еще в 1993 г. Совет Безопасности ООН принял 4 резолюции за №822, 853, 874, 884 о немедленном  и безоговорочном освобождении всех оккупированных азербайджанских территорий и возвращения беженцев к местам их постоянного проживания, но воз и ныне там, но никому в мире нет дела до  этого, а мы пока  терпим. Как образно сказал наш Президент, г-н И.Алиев  что «во все времена туркский мир географически был единым и можно было по ее территории беспрепятственно проехать от Дальнего Востока до Европы, но с созданием в 1920 г. Армении за счет Азербайджанских земель – Зангезура, Ведибасара, и Гейчи туркский мир был разорван на части и потерял территориальную связь между собой, что пагубно отразилось на наших исторических связях, ограничило наше общение, хотя естественно оно не могло истребить наш дух и наше братство».
 
Боль и гнев за геноцид, учиненный армянскими агрессорами в азербайджанском городе Ходжалы в ночь на 26 февраля 1992 г. не имеет аналогов истории, когда за одну ночь по этническому принципу было уничтожено около тысячи ее жителей. Мы должны в рамках ВАТН и создаваемой нами ассоциации общественных организаций и видных деятелей туркских народов добиться международного признания геноцида в Ходжалы, принять резолюцию и выдвинуть требования по немедленному освобождению оккупированных азербайджанских земель в Нагорном Карабахе и вокруг нее, а также возвращению беженцев и вынужденных переселенцев в места их проживания.
Отдельной резолюцией мы должны призвать власти Исламской Республики Иран дать право на образование на своем национальном языке 35 миллионам азербайджанских турков, которые не имеют ни школ, ни ВУЗов, ни детских яслей, садиков, газет, журналов, радио, телевидения и пр. на своем национальном языке, тогда как всего 200,000 проживающих там армян имеют два ВУЗа, свыше 20 школ, бесчисленные дошкольные учреждения, свои СМИ, радио, ТВ и пр. на своем родном, армянском языке. Кроме того, не один год в Иране идет переименование туркских населенных пунктов, местностей, рек, озер и пр. на фарсидский лад, а количество туркского населения страны искусственно занижается чуть ли не в три раза, путем выделения туркских племен – кашкайцев, шахсеванов, кызылбашей, карапапахов и пр. в отдельные национальности. Вот Вам и ответ для сравнения в каком положении были и есть теперь две части одного и того же народа в двух разных государствах.
Военная история и героизм туркских народов нашла более или менее достаточное освещение в истории, но вот вопросы интеллектуального уровня, культуры, творчества, гуманизма и пр. у туркских народов все еще остается малоосвещенным и рассматривается с позиции евроцентризма. Поэтому, на Курултае нам надо принять решение об организации и проведении в ближайшие годы в общетуркском, а где и получится то в мировом масштабе памятные даты, творческие дни, месячники и пр. наших выдающихся поэтов, писателей ученых – Низами, Физули, Абая, Магжана Жумабаева, Олжаса Сулейменова, Навои, Махтумкули, Айтматова Махмуда Кашгари, Мухтара Шаханова, Габдуллы Тукая, Кайсына Кулиева и многих других внесших и вносящих по сей день выдающийся вклад в развитие мировой, интеллектуальной цивилизации. Нам есть  кем и чем гордиться. Но все ли мы знаем о том, что в 1948 году ООН устами ЮНЕСКО признала и утвердила список пяти корифеев – интеллектуальных гениев всех времен и народов, внесших наиболее выдающийся вклад в общечеловеческое интеллектуально-литературное развитые, которое было признано наследием мировой цивилизации. И среди них два турка поэты – Ильяс Низами и Мухаммед Фузули, далее  идут два  фарса – поэты Саади и Омар Хайям и наконец английский поэт Байрон.

Но они не только просто азербайджанцы или даже азербайджанские турки, а они – турки всего Туркского Мира, всего Древнего, но вечно молодого Турана.
Нам всем надо всех своих туркских интеллектуалов также близко и по родному воспринимать, воспевать гордиться, любить, восхищаться и пропагандировать среди всех других этносов, как носителей культуры и гуманизма в мировом масштабе но пока еще мы не можем освободиться от плена гордости только за наших выдающихся полководцев, несомненно приумножавших нашу славу, но  ведь в тоже время мы должны возродить райский период, когда весь Туран славился мудрецами, говорил стихами, искал в прозе покой и  наслаждение, в общем был на высочайшем, интеллектуальном уровне. Только столкнувшись с арабами, персами, китайцами и одолев их, туркский воин стал слушать и их стихи, пить вино, наслаждаться танцем живота, упиваться явствами, но в итоге он растолстел, у него вырос живот и он разленившись стал тяготеть по всему готовому, наживе, деньгам и пр. Потом еще и женившись  на представителях вышеуказанных этносов стал менять кроме морального и свой физический облик, а дети стали уже говорить с акцентом и естественно языком своей иностранной матери и так мы стали терять сочность своего языка, а потом и дух свой, туркский, непобедимый загнали вглубь себя, но слава Всевышнему что совсем ее не потеряли, и теперь постепенно вытаскиваем ее наружу, проявляем в характере, хотя пока как у ребёнка и начали наконец бороться за своё духовное возрождение.
Но как человек прошедший несколько воин я скажу честно, что даже самый «плохой мир» лучше всякой «хорошей войны». Поэтому наша цель – это совершенно мирное возрождение туркской цивилизации и чтобы наш братские народы стали друг другу опорой, надеждой и верой в будущее, а наш язык и культура заняли своё, достойное место в общеглобальном содружестве всех народов мира.

Кто же выступает с другими формулировками, вставляя вместо «Дня Туркской культуры и языка». Типа «дня письменности и языков», он опоздал во времени и плавает в пространстве.

Дорогой брат Ереке! Вы хорошо помните что впервые мы с Вами провели этот «День Туркской Культуры и Языка» 20 июня 2009 г. на моей малой родине в селе Мерке, Меркенского района, Жамбылской области, Республики Казахстан по случаю избрания Человека Года Туркского Мира, после чего мы все продолжаем ежегодно отмечать этот праздник. Он прижился, его все государства, где проживают турки принимают и даже оказывают посильную помощь. Так что ничего менять не будем, а дату проведения этого дня решил на Курултае окончательно. Но с Днем проведения еще Туркского  Единства   думаю что надо еще раз подумать и обсудить, можно и подождать немного, чтобы этот вопрос как говорится поспел (как арбуз) тоже окончательно.

Вопрос создания Единой Диаспоры Туркских Народов, проживающих за границами своих национальных государств и образований, один из самых проблемных вопросов, мучающих меня в последние годы. Я считал, а теперь и вовсе уверен в том, что их время уже давно настало, мы уже запаздываем с их созданием и деятельностью. Мы уже проводим эту работу в Европейских странах и Америке, уже есть первые результаты, в Голландии, Италии, близки к этому в США и хотелось бы, чтобы мы на этом Курултае приняли соответствующее решение.

В этих странах создаются «Диаспорский Союз Туркских Народов» и т.д. и т.е. Названия могут быт самые  различные, но суть одна: мы турки должны быть вместе, действовать как один этнос и все мероприятия проводить по единому плану, координируя  эту работу с ВАТН или с создаваемой Ассоциацией (лучше Ассамблеей) Общественных Организацией Туркских Народов Мира.

А в странах, где работа с диаспорой возведена в ранг государственной политики (РК, АР например) можно дополнительно создать Координационное   Центры по более тесному взаимодействию Диаспор Туркских народов и проведению совместных мероприятий.

В этом аспекте я сам являюсь живым свидетелем примером высочайшей солидарности и братской дружбы наших туркских народов. Волею судьбы так сложилось, что 150.000 азербайджанских турков в 1937-38 г.г. были первыми высланы в Казахстан, где половина погибла от голода, болезни, эпидемии и др., а другая половина выжила только  благодаря братской помощи казахских турков. В их числе был и весь наш род  и наша семья,  которая в результате сталинских репрессий потеряла 36 человек близких родственников.   

У всех туркских народов поистине братские и образцовые взаимоотношения и имеют они глубокие исторические корни и поэтому мы не безразличные к судьбе друг друга. Еще в середине  XII века наш великий поэт и мыслитель Низами Гянджеви влюбился, а потом и женился на кыпчакской девушке Аппак («Афаг»),  любовь к которой вдохновила его к созданию шедевра мировой литературы – поэмы «Едди гёзяль» («Семь красавиц»). От этого счастливого брака  родились дети, потомки которых тоже являются частицей жестоко репрессированного народа. В Азербайджане есть город Казах  и административный район под тем же названием, где с XII века проживают потомки наших братьев-кыпчаков, также ставших частицей нашего народа.
В трагические дни 1990 г., когда советские войска на танках  ворвались в Баку и устроили там настоящую бойню,  уничтожив и покалечив сотни людей, братский Казахстан не остался безучастным к этим событиям, а выдающийся поэт современности, горячо любимый во всем туркском мире Олжас Сулейменов, будучи депутатом Союза ССР и несмотря на грозящую ему опасность прибыл в г.Баку и был вместе с нашим народом и неоднократно публично выступая клеймил позором  современных советских фашистов.

Когда Азербайджан при поддержке тогдашнего руководства России подвергся агрессии со стороны Армении, в результате  которого тысячи наших соотечественников в Нагорном Карабахе были убиты, а сотни тысяч их стали беженцами в своей, собственной стране, то в ноябре 1991 г. другой, видный сын братского Казахстана Саулау Сериков, будучи заместителем Министра Внутренних Дел добровольно, в составе миротворческой миссии прибыл в Нагорный Карабах и несмотря на подстерегающую его на каждом шагу смертельную опасность,  как простой солдат, разъезжал по сожженным селам и деревням, успокаивал беженцев и чем мог помогал им,  клеймил позором  агрессоров, разоблачал  их преступные действия и предпринимал посильные действия по предотвращению  вылазок армянских сепаратистов, одним словом, делал все от него зависящее, чтобы ликвидировать последствия агрессии и решить конфликт мирным путем. Однако, армянские агрессоры не простили ему их разоблачения и вертолет, в котором он летел был сбит ими  тепловой ракетой, где вместе с ним погибли также и все 22 высокопоставленных членов миротворческой миссии.  Наш народ никогда не забудет подвиг  славного туркского сына Казахстана, отдавшего свою жизнь во имя  мира и спокойствия на нашей земле и будет вечно помнить его образ, который своим подвигом еще больше сблизил наши братские народы и своей  кровью соединил их навечно.
В декабрьских событиях 1986 г. в Казахстане на стороне братского народа Казахстана выступили тысячи азербайджанских и других турков, один из них погиб, а 21 человек были привлечены к уголовной ответственности.
 
Таких примеров братской помощи и солидарности в туркском мире было множество. Так, 1918-20 гг., когда  Турция одна боролась против агрессии аж 14 государств, то к  ней на помощь пришли многие тысячи славных сынов Турана – из Средней Азии, Крыма, Казахстана, Азербайджана и других регионов. Только в битве Сарыкамыше погибло свыше 3 000 азербайджанских турок и свыше 1000 турков их других регионов, что запечатлено в знаменитом памятнике «Кыргыз Батыр». Ранее, в 1918 году 20 тысячный Исламский Корпус Турции во главе с прославленным полководцем Нури Пашой пришел на помощь Азербайджану и оказал неоценимую помощь в завоевании национальной независимости.

Выдающийся туранист-гуманист, крымский турок Исмаил бей Гаспралы в начале ХХ века оказал неоценимую помощь в воссоздании азербайджанской литературы и явился одним из создателей нашего алфавита на латинице. Дочь И.Гаспралы – Шафига ханум вышла замуж за своего  сокурсника,  по Одесскому Университету Насиббека Усуббекова, ставшего в последствии первым премьер-министром независимого Азербайджана и погибшего в борьбе с большевистской агрессией в 1920 г.

Заслуживает глубочайшего уважения героизм другого турка, Энвера Паши брата  Нури Паши, который освобождал Азербайджан от большевиков, а после того как Азербайджанская Демократическая Республика 28 апреля 1920 года прекратила свое существование, он перебрался  в Среднюю Азию, где воевал с большевиками за свободу и возрождение Туркестана и там  же героически  погиб. Вот с таких людей  надо брать пример! Наш долг отыскать его могилу и сделать ее местом всенародного  поклонения. Для таких  людей не существовало отдельно ни Турции, ни Казахстана, ни Азербайджана и пр., у них была одна Родина – Туран, за которую они и отдавали свои жизни.

Некоторые наши братья предлагают с участием всех сил туркского мира построить мечеть Ходжа Ахмеда Ясави в городе Туран.

Думаю, что пока не надо, так как у туркских народов свыше 10 религий: ислам (две ветви), христианство (три конфессии), иудаизм,  тенгрианство, буддизм, индуизм, бахаизм, фетишизм, анимизм, последователи многобожия, но при этом  они философски  не приемлют друг друга. Практически кроме мусульман (у которых то же 2 ветви, 11 течений и плюс самые последние виды – ваххабизм и салафизм) и то некоторых, туда никто не пойдет, а если и пойдут, то мы погрязнем в дискуссиях типа вышеуказанного «яйца» или «курицы». Поэтому, если это будет когда-то  возможно, то названия могут  быть разные:  Дом Туркского Духа (“T;rk Ruhu Evi”),  Дом Единого Всевышнего (“Bir Tanr; Evi”) или Молитвенный Дом Туркского Этноса (“T;rk Etnosunun ;bad;t Evi”) и прочее.

Некоторые  наши братья предлагают «скинуться» и привезти на Курултай видных специалистов – юристов, ученых – политологов и прочих, чтобы они помогли нам разработать  и принять итоговые документы нашего Курултая, что  мне совсем непонятно.

Дорогие мои братья и сестры! Благодаря такой  позиции мы чуть ли не полностью оказались без собственной истории, которая  пылится в архивах Китая, Ирана, России, Великобритании и др. странах.  Вот такие мы были и раньше, вследствие чего расписываясь в своей собственной невежественности (а может быть ленивости?!?) поручали писать  протоколы Курултаев,  принятие решений, да и своей истории другим, порою своим недоброжелателям, а иногда даже просто врагам, «благодаря» чему  и появился жестокий варварский образ «турка -головореза», в мире, к которым стали относить даже наших Великих личностей – Культегина, Атилая (Атиллу), Чингизхана, Джучи, Батыя, Узбека, Бабека, Тимура, Османа, шаха Исмаила (который отверг предложение своих полководцев напасть на спящее вражеское войско, сказав при этом: «Я туркский воин, а не разбойник с большой дороги и не могу напасть на спящих людей!»), Манаса, Кобланды Батыра и многих других.

При этом евроцентризм и двустандартники (есть такие) обходят  молчанием нашу Великую Культуру, представители которой творили и продолжают творить чудеса!  Так, Великий архитектор – турок Мемар Синан 600 лет тому назад построил в Индии по заказу турка  - императора Шах Джахана шедевр мировой архитектуры и зодчества «Тадж Махал» («Корона Мира»). Он же, не разрушив, а отреставрировав,  превратил в мировой бренд мечеть «Айа София» - обычный христианский храм. А кто вообще ковал первый метал на Алтае и потом изобрел из него различные орудия, создал  «Висячие Сады Семирамиды», приручил многих диких животных, сделав из них верных друзей – помощников для человечества? Конечно наши с вами предки!
Так, что дорогие мои, никого лишних «умов» приглашать думаю не стоит, со всем справимся сами, историю свою начнем писать только сами. Слава Всевышнему среди нас для этого есть все необходимые таланты и кадры.
О репрессированных народах и съезде.

Идея нормальная, но ее нельзя пускать на самотек.  Дело в том, что Туркские Народы – самый большой пострадавший  от сталинских  репрессий этнос. Сам я посвятил этому две книги и множество  статей. «Кровавая память истории» и «Репрессии – чудовищное преступление против человечества». Свыше 300 000 азербайджанских турков в 20-50 гг. ХХ века  подверглись массовым репрессиям, т.е. каждый десятый житель республики, в т.ч. свыше 20 000 человек из них были расстреляны, 91 000 человек незаконно  осуждены к различным  срокам лишения свободы, а остальные 189 000 человек были  высланы из них 150 000 человек в Казахстан, а остальные в Сибир, Узбекистан и Киргизию. Но несгибаемость туркского характера и духа, а также беспримерная помощь казахских и др. среднеазиатских турков помогли половине наших соотечественников не только выжить, но и принять активное участие в хозяйственной экономической и культурной жизни и строительстве нового Казахстана и др. туркских стран.

Так, за  самоотверженный и героический труд во имя братского Казахстана 11 азербайджанских – турок, бывших «врагов народа»  несмотря на большие препятствия были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.
Среди них: Свекловичница Тамара Абдуллаева из Меркенского района, Жамбылской области; Хлобкороб Сария Фарзалиева из села Пахтаарал, Южно-Казахстанской области; бригадир полеводческой бригады Мазахир Гусейнов из села Джетысай, Южно-Казахстанской области: звеньевые и бригадиры полеводческой бригады совхоза «Новый Путь», Шуйского района, Жамбылской области – Шахверди Мирзоев, Мамедсалех Таривердиев, Алаш Ибрагимов, Имамверди  Мамедгасанов, Сугра Алиева, Бахадур Валиев, Фарман Мурадов и Черкез Мурадов.

Подумать только, всего из одного казахстанского  села вышло 8 азербайджанских турков – Героев Социалистического труда!  Это ли не самый яркий и уникальный пример несгибаемого  туркского духа и результат поистине братской солидарности в борьбе и в труде! Ведь если бы не  помощь наших братьев, которые нас спасли от голода,  холода, болезней помогли нам во всем,  наши  соотечественники наверняка бы погибли, не то, чтобы еще стали героями, полковниками, генералами, учеными, бизнесменами, руководителями и прочее. Как например, начальник управления Министерства Юстиции РК профессор Мирбашир Алиев, бизнесмен и благотворитель Ибрагим Алиев, народный художник РК Вагиф Рахманов, публицист  - языковед, доктор наук  Асли Осман, бизнесмен, руководитель диаспоры Абульфаз Хаммедов, Председатель этнокультурного объединения «Туран», Халил Алиев, известный врач Арастун Мусаев, бизнесмен и благотворитель, один из руководителей диаспоры Закир Алиев, ветеран правоохранительных органов Ровшан Алиев, депутат Петропавловского областного  Маслихата Гюлага  Илдрымов и другие. Эта же участь  репрессий постигла и другие  туркские народы, но уже в 1944 году, которых также сослали по причине я думаю, что «этнической неблагонадежности» - крымских татар, балкарцев карачаевцев,  кумыков, ногайцев, ахыскинских турков и других. Будучи  фанатичным антитурком и антисемитом Сталин готовился «очистить» от них весь Кавказ, упразднить их государственность и заселить эти места армянами, грузинами и славянскими народами, но этому зловещему  плану  помешала война.

Но наибольшей репрессии все-таки подверглись сами казахстанские турки, несмотря на то, что к 1939 году  число сосланных в Казахстан уже составляло около 5 млн. человек. В эти годы в Казахстане  свирепствовали репрессивные режимы Д.Голощекина и Л.Мирзояна, благодаря  «успешной деятельности» которых были расстреляны свыше 22 000 человек, в т.ч. все лидеры и большинство членов движения «Алаш», вырезано 40 млн. скота (из 44 млн.) и республику постиг  небывалый голод «джуд». По данным Академика Тлеу Кульбаева  от голода, репрессий, эпидемий и другим причинам  погибли 2 миллиона 300 000 казахов, еще столько же покинули страну, оказавшись в Китае, Иране, Монголии, Пакистане и др. странах.  Несмотря на эти «заслуги» и уничтожение интеллигенции  Левон Мирзоян переименовал имеющий 2000-летнюю историю г. Джамбул на свое имя, после  чего сам был расстрелян в 1938 году. До этого он успел  «проработать» в Азербайджане секретарем  ЦК Компартии республики и уничтожил тысячи видных деятелей культуры и искусства  и в письме к своей матери обещал, что он «будет уничтожать столько турков, сколько у нее на голове волос». Потом он перебрался в Казахстан и уничтожал  тамошних  туркой «по разнарядке», которые он просил у Сталина (копия письма Л.Мирзояна в ЦК ВКП (б) с просьбой  разрешения на дополнительные репрессии в Казахстане прилагается). Вот ходи и улыбайся после этого по одной из самых больших улиц Астаны по ул. имени Л.Мирзояна!  Кощунство какое-то! Мне объясняли, что эту улицу назвали в честь Левона Мирзояна потому, что  акын Джамбул  ласково называл его «Мирзаджаном». Ну и что? За что? Мы турки всех называем джаном, т.е. душой.  Может за собственный страх, или показывал свою культуру?  Вы можете себе представить  улицу имени Д.Голощекина, Ермака или Г.Колбина в Баку? Наверное нет. Я тоже. Мы хорошо помним,  что массовый коммунистический террор и развязные им  агрессии не закончились в 20-50-е годы и  время от времени повторялись уже в 90-е годы в Алматы, Баку, Вильнюсе, Тбилиси и в других местах, в результате  чего были убиты  тысячи людей, а свыше 1 миллиона азербайджанцев стали беженцами в своей собственной стране.  Мы хорошо помним как в Казахстане в 80-гг. прошлого века затевался новый вариант  1937 г., когда Г.В.Колбин, ставленник Кремля, хотел  повторить сталинский метод, затевая массовые  репрессии. Весь народ Казахстана и Туркский Мир поднялся против этого и в итого  ничего не получилось, потому, что время было другое, изменился мир, изменились и мы. Мы  стали дружнее и солидарнее в борьбе за наше единство и достойную участь. Прав наш ветеран Салав Ага в том,  что «Во всей Вселенной человек своего рода  единственное существо, созданное Богом наподобие себя». За эти слова в 1417 году  Великий поэт Турана Имаметдин Насими был казнен в г. Халебе (Сирия). По наветам «богословов» с него живого содрали кожу. Может быть таким зверством люди и «разгневали Тенгри» Салав Ага?. Может  быть поэтому Земля Сирии который год уже горит и  стонет, не  зная покоя. Всевышний суд Танры все еще ждут тех, кто подверг  чудовищным  репрессиям  целые  туркские народы, истребил лучших ее сынов и хотел даже раз и навсегда покончить даже с нами как  физически тоже и идейно, дав  туркам разные названия – казах, узбек, азербайджанец, якут, чуваш, кыргыз, карачаевец, балкар, кумык, хакас, тувинец, татар, лобнор, чулым и прочее, забывая при этом, что вот уже свыше 5 000 лет весь мир зовет нас одним именем турки…
В связи с этим нам надо почтить память всех  турков погибших за свободу и независимость своего народа и своей общей Родины – Турана минутой молчания, а также принять резолюцию по жертвам политических репрессий.
Насчет чистоты языка и обращения друг к другу.
Да, это – один из самых больших  наших проблем Турецкий язык, например засорен  арабскими и европейскими словами и пониманиями, азербайджанский и узбекский  языки  фарсидскими. С казахским немного полегче: с одной стороны Китай, с другой стороны Россия, т.е. соседи  с разными языками,  культурой, верой, обычаями и традициями, в силу чего дегенерация казахского – туркского присутствует слабо за исключением отдельных слов, взятых в лексикон, за неимением своего обозначения данного понятия.  Так вместо одинакового для всех турков  приветствия «Гюнайдын» (Добрый день!) турки Турции употребляют арабское «Мархаба», вместо «кечиресиз» (извините) они  употребляют  французское  «пардон», вместо сагол (спасибо) у них как и у азербайджанцев фарсидское «ташаккур» и прочее.
Многие к сожалению  объясняют это т.н. «богатством языка», но это – полная чушь и ортатурк скоро всех нас должен избавить от этого.
В настоящее время мы подняли вопрос об открытии в Баку Университета Туркских Народов (или Туркского Мира) и  думаем, что оно найдет поддержку у нашего правительства,  что будет способствовать решению всех этих вопросов.
Насчет переименования Республики  Казахстан на «Казах Эли».
Туркестан подходит больше всего потому, что этот регион до 1926 года так и назывался, даже военный  округ был такого же названия, Туран же это не конкретный регион, а целое географическое пространство.  Но в любом случае слово «Республика» должна идти второй (например, Дештекыпчакская Республика).
В отношении медалей и других наград.

1. Мы должны голосованием ежегодно выбирать 1 человека члена и объявлять его Человеком  Года за особые (исключительные, может быть даже выдающиеся) заслуги перед Туркским Миром и награждать его Высшей наградой «Золотая Звезда Турана».
Она будет из золота без степени, одна и все.

2. Один раз в четыре года могут быть ордена: им. Атилая (Атиллы), Султана Захиреддина Бейбарса, Чингизхана, Шаха Исмаила, Гейдара Алиева,  Культегина и др. или могут награждаться за военные  заслуги, служебно – патриотическую деятельность, за успехи на современном  дипломатическом фронте, борьбе  за восстановление территориальной целостности туркских стран стран, мирное решение международных и внутренних проблем и др.

Другие ордена: имени М.Кашкари, Ильяса Низами, Мухаммеда Физули, Абая, Навои, Мемара Сина, Ходжа Ахмеда Ясави и др., за выдающиеся успехи  в области туркской  литературы, искусства, поэзии, архитектуры, за образцовую благотворительную религиозную и просветительскую деятельность и др.

3. Медали: Они могут вручаться на любых мероприятиях без срока. Они могут быть разные. Например, за конкретный героизм, благородный или рыцарский поступок, за примерное, честное и самоотверженное служение нашему делу, за укрепление дружбы  между народами, за успехи в службе, учебе, труде и прочее. Названия могут быть разными: Хан-Тенгри, Алтай, Бакал, Туркестан, Анадолу, Ангара, можно и Арлан, Барс, Беркут и прочее (смотря кого и за какую деятельность будем награждать).
Затем идут Почетные Грамоты, Приветственные Адреса и Благодарственные Письма (по необходимости) и прочее.
И на сей раз последнее.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы по воле Всевышнего собрались у Великого Турка современности и всего Турана г-на Ерментая Султанмурата, неутомимого организатора, вложившего все свои силы, здоровье, знания, сбережения и многие годы своей жизни на алтарь нашего общего дела- возрождению туркской культуры и языка,  традиций и обычаев наших предков, борьбе за их достойное место в общечеловеческой цивилизации. Ваш Героизм  и Самопожертвование ради нашего общего дела поражает всех нас, многоуважаемый Ереке!

То, что Вы  делаете один доказывает, что даже один турок в поле-тоже воин! Такое что делаете Вы, может делать только Выдающийся Человек с поистине несгибаемым Туркским Духом, кА Вы!

Долгие годы мы все занимались этим благородным делом и каждый в отдельности, хотя у каждого были свое возможности, но трудности, войны, борьба только закалила нас и наш дух позвал нас друг к другу и мы встретились, чтобы дальше идти вместе. Теперь уже неважно, кто побежал искать своего единомышленника, Вы или я. Но я поистине счастлив, что у наших туркских народов есть такой Общий Герой как Вы, как наша общая история, достоянием которой Вы уже стали. Позвольте выразить вам за все это огромный Рахмет от всех нас – учатников Курултая и всего Туркского Мира.

P.S. Представляю Вам и участникам Курултая также «Краткую историю Азербайджана и ее правителей» и предлагаю каждому представителю нашего супер-этноса привезти с собой подобный  краткий исторический документ о своем туркском народе. Мы же договорились с вами писать свою историю самим. Это всем нам будет весьма интересно и полезно, ибо я лично верю только той истории, которую вы напишите сами, а не кто-либо другой, как было раньше. Потом мы все вместе воссоздадим нашу общую историю.

Крепко обнимаю Вас,
Первый Вице-президент В.А.Т.Н.
Яхья Юсиф Джанияр.
Баку, 10 мая 2014 г.