56. Лучшие лыжники Усть-Выми

Косолапов Сергей
  В девятом классе (сезон 1978-79 годов) я бежал очень сильно, словно во мне наконец-то прорвалось что-то. Первый разряд я выполил уже в середине сезона, причем перекрыл норматив минуты на две сразу. К концу зимы я уже сбегал «по первому» несколько раз на десятке и на пятнашке (15 км). В конце сезона я вообще выиграл первенство района среди всей молодежи, пробежав десятку за 33 минуты. Немудрено, что после этого сезона я попал в юношескую сборную Коми АССР по «Урожаю».

   Следующее лето я провел на сборах в Сыктывкаре и в Белоруссии. Но, то ли я перебрал с летней нагрузкой, то ли что-то еще, но только к началу сезона я не мог уже бежать как раньше. То есть я заставлял себя бежать, а скорости и легкости не было. Объем-то был сделан огромный, иногда в день на сборах бывало кроме утренней часовой зарядки еще две тренировки, километров 50 получалось, да еще, если ты с кем-то «зарубился» на тренировке – получалась тренировка в очень высокой интенсивности.
   В Сыктывкаре на беговом кругу, помню, на подъеме пульс зашкаливало за 200! Тренерам (Кретинин В.Е, Богомолова Г.А., Чупров П.В., Кирасов В.И.) приходилось нас тормозить. Так или иначе, но в сезон я вкатился с большим трудом и более-менее нормально стал бежать уже после середины зимы.

   А в январе тогда в Айкино провели первенство Северо-Западной зоны среди «Урожая» по молодежи. И хотя бежать должны были только наши школы, бежали и мы, и минпросовские ДЮСШ (их называли громко – школы Олимпийского резерва). Зона эта наша, конечно была очень сильная, это было, можно сказать, было не первенство Северо-Западной зоны, а почти первенство ЦС «Урожай», так как практически все лучшие лыжные команды были собраны здесь.
   Выступали две команды Коми АССР (да еще и "личники"), Карелия, Кировская, Архангельская, Ленинградская, Вологодская, Псковская, Новгородская области. Несмотря на мое «разобранное» состояние, я неплохо тогда пробежал. На 15 км был двадцатым, а 10 км – чуть похуже, но тоже не провально.

   Несколько слов хотелось бы сказать о тех лыжниках, которые тренировались в нашей детско-юношеской спортивной школе и были сильнейшими лыжниками Усть-Выми семидесятых.
   Одним из первых таких лыжников, которых я застал в школе, был Володя Болотов, но я его уже плохо помню на лыжне. Позднее мы общались с ним довольно часто, когда он уже учился в Ухте и приезжал на каникулы. Вместе с ним мы часто катались на лыжах, играли в футбол и занимались физподготовкой в спортзале.

   Другим таким лыжником тех давних лет можно назвать Василия Сизева. Он окончил среднюю школу в 1972 году, наверное, как раз в год начала работы ДЮСШ.
   Далее был Александр Тырин из Вогваздино. Он окончил школу в 1974 году и тренировался уже в детской спортивной школе. В 1975 году школу окончили два сильных лыжника – Николай Поповцев и Михаил Ворсин. Из выпуска 1976 года вышли Григорий Кожухов (мой троюродный брат) и Николай Павлов из Вогваздино.

   Николай Павлов – это вообще удивительный человек. Он выигрывал не только лыжные соревнования, но и соревнования по зимнему многоборью (лыжи, стрельба и подтягивание), а еще за ним числился школьный рекорд по подтягиванию. В настоящее время Николай Павлов – мастер спорта, заслуженный работник физической культуры Коми АССР.

   Кроме этих двоих спортсменов, в 1976 году окончила школу Людмила Сизова, кандидат в мастера спорта, член сборной команды Коми «Урожая». Кстати, вскоре Людмила Сизова вышла замуж за Василия Сизева и стала Сизевой. В 1977 году окончил школу Сергей Попов, а вот после него началась наша эра, и главными устьвымскими лыжниками на три года стали мы втроем из нашего класса. Три года я выигрывал первенство школы, оставаясь лучшим лыжником Усть-Выми. В 1980 году мы окончили школу, и ушли из ДЮСШ сразу три перворазрядника: Сергей Батманов, Володя Туркин и я.

 Фото: я на тренировке. Усть-Вымь. Март 1979 года. Фото из семейного архива Косолаповых.


Продолжение - http://proza.ru/2021/06/05/711