Зачем нужны хищники?

Павел Каравдин
ЗАЧЕМ  НУЖНЫ  ХИЩНИКИ?

Кто-то сказал, что если звезды горят на небе, то, значит, это  кому-то нужно. А если есть на Земле хищники, то и они кому-то нужны. Но мы их не  любим и в Йелоустонском парке в США волки были уничтожены около 70 лет назад. А в 1995  году экологи выпустили 14 волков там на свободу.  И перевернули экосистему парка с головы на ноги. До этого момента волков в тех краях не было уже почти 70 лет, поэтому там царствовали олени. Животные, лишенные естественных врагов, стали бесконтрольно размножаться и наносить заметный вред окружающей флоре. Попытки людей урегулировать ситуацию не привели к успеху.

14 волков, конечно, не нанесли существенного урона популяции оленей, но серьезно напугали травоядных. На тех пастбищах, куда они больше не рисковали заходить, начала возрождаться растительность. За шесть лет количество деревьев увеличилось в пять раз. В окрестных водоёмах снова стали селиться бобры, которым раньше не хватало древесины. Появились плотины, а в образовавшихся заводях – рыба, утки, ондатры.

Волки уменьшили популяцию шакалов, что привело к увеличению количества зайцев и мышей, а те в свою сторону привлекли в парк ястребов, хорьков и лис. В парк пришли медведи, так как они смогли отгонять волков от их добычи или доедать их объедки. В парке увеличилось количество ягод.

Но самое удивительное, волки изменили течение рек. Их русла выпрямились и стабилизировались, уменьшилась эрозия берегов. Случилось это потому, что влияние волков на оленей привело к взрывному росту деревьев и травы по берегам рек, что привело к их укреплению. Помeнялась сама география парка, а все благодаря четырнадцaти волкам, выпущенным туда менее двадцати лет назад.

Но ведь до сих пор в человеческом обществе пропагандируется теория Маркса против эксплуатации человека человеком. В мире есть хищники-буржуи и бедные пролетарии. Уничтожить хищников и можно жить счастливо. После 1917 года это и произошло. Количество, как известно, изменяет качество. Жизнь людей и всей природы происходит в полном соответствии с  законом единства и борьбы противоположностей. Чтобы было движение,  изменение, развитие, нужна пара противоположностей. Например,  высокое и низкое давление, высокий и низкий уровень, противоположные  убеждения, богатые и бедные и т.д. и т.п. В этих случаях дуют ветры,  текут ручьи и реки, развиваются наука и общество. Бедные тянутся за   богатыми, как отставшие за ведущими спортсменами. Различие между противоположностями  является противоречием. Нет противоположностей - нет противоречия. Природа находится в вечном движении вследствие своей неоднородности. Все живое различает противоположности. В первую очередь различаются ощущения, приятные и неприятные.  Неприятное ощущение вынуждает человека действовать, чтобы избавиться от него. Приятное же ощущение прекращает действие. Жизнь, состоящая   из одних приятных ощущений, практически невозможна. Она подобна  смерти. Когда появились богатые и бедные, появилась и движущая сила  для развития общества. Но так как эта сила проявляется в виде  неприятных ощущений (обида, зависть и т.п.), то у части людей     возникла мечта о «справедливом» социально однородном обществе.

Сначала это была мечта о будущей райской жизни у верующих, затем у утопистов и, наконец, у коммунистов. Весной 1918 года эта мечта  начала претворяться в жизнь. Было решено забирать все излишки хлеба  у крестьян и распределять его среди рабочих. Почему сеют хлеб   крестьяне? Потому что есть разница между урожаем и семенами. Если  этой разницы не ожидается, никто не будет сеять. Эскимосы не сеют в   снег, понимая, что хлеба все равно не будет. Когда у наших крестьян   стали забирать хлеб, они перестали сеять. «Сей или не сей, хлеба все   равно не будет».
При всяком взаимодействии противоположностей есть  действие и противодействие. В общем случае они не равны между собой.  Например, во время войны взаимодействуют две военные силы. Когда одна из них ослабевает, наступает победа другой. Если же силы равны,  то война может длиться много лет без победы. Ньютоновский закон -  действие равно противодействию - является только частным случаем  закона единства и борьбы противоположностей. Диапазон действия этого   закона охватывает все случаи, возможные в природе. С одной стороны,  на одном фланге действие равно противодействию, на другом всякое   противодействие исчезает. Во втором случае наступает катастрофа.

Если в электрической цепи исчезнет сопротивление, возникнет разрушительный ток короткого замыкания. Если прихотям ребенка нет  никакого противодействия, вырастает звереныш. Если властелину нет  противодействия (оппозиции), возникает катастрофическая для страны  абсолютная власть. Против абсолютной власти философы придумали метод  - разделение властей, который успешно применяется во многих странах.

Между тем в нашей стране большевики, придя к власти, поставили своей дальнейшей целью ликвидацию такого разделения. В Программе партии,  принятой в марте 1919 года, записано: «...Советская власть в то же   время уничтожает отрицательные стороны парламентаризма, особенно    разделение законодательной и исполнительной властей...». Кроме того,  в той же Программе констатировано: «Перепроизводство... представляет    собой неизбежное следствие развития производительных сил в   буржуазном обществе».

Нетрудно видеть, что обе эти цели успешно осуществлялись в течение  последующих семидесяти лет. Вместо перепроизводства постоянное   недопроизводство и человек зверел в поисках дефицита. И это все   произошло вследствие попытки построить социально однородное   общество, то есть общество без противоречий. Общество не может быть   однородным, так как объединяется разделением труда, которое    возникает вследствие неоднородности (в обществе должны быть люди  всех профессий - от уборщика мусора до профессора). Однородное же   общество, если бы его удалось осуществить, могло бы быть только   застойным, так как в нем не может быть внутренней причины для   движения (противоречия).
 
Противоречия возникают у людей при реализации соответствующих  интересов. А если лишить людей собственных интересов? Если оставить   им только общественные? Интересы общества выше интересов личности. В Программе партии 1919 года было записано: «Заменив частную  собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так   как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества    другой». Идея превосходна. Все люди трудятся, складывая продукты в   общий котел, из которого потом получают все необходимое (на первом   этапе по труду, а впоследствии - по потребностям). Весной 1918 года   стали отниматься у крестьян излишки хлеба (продразверстка).

 Исчезла   причина для развития сельского хозяйства. Природа не допускает    явлений без причин. Пришлось возвращаться к старой экономической   политике, назвав ее новой. Вот что писал Ленин в 1921 году   (см.т.44,с.155 и далее): «...вы не можете не видеть, какой резкий  поворот сделала наша Советская власть и наша Коммунистическая   партия, перейдя к той экономической политике, которую зовут «новой»,  новой по отношению к предыдущей нашей экономической политике. А по сути дела - в ней больше старого, чем в предыдущей нашей  экономической политике». «...мы сделали ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству    и распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нам   нужное количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам,  и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение».

Ленин к 1921 году понял наконец, что является причиной кризиса:   «Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход   к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных   сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и  политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года».   Поняв это, Ленин отказался от разверстки и вернулся к налогу: «Новая  экономическая политика означает замену разверстки налогом, означает  переход к восстановлению капитализма в значительной мере».

Но это не означало, что Ленин окончательно отказался от построения «однородного общества», то есть коммунистического. «При нашей   некультурности мы не можем решить лобовой атакой гибель капитализма. При ином уровне культуры можно было бы решить задачу прямее...».

Сталин продолжил дело Ленина на более высоком уровне. Чтобы не  возиться с каждым крестьянином по отдельности, их объединили в   колхозы. Существуют три причины для  труда: экономический интерес, моральное удовлетворение и страх. При   Сталине первые две причины действовали слабо. Остался лишь страх, с   помощью которого людей принуждали к труду. В этом смысле сталинские   репрессии были вынужденными, без них ничего не удалось бы построить.  Личность диктатора тут мало значима. Доказательством тому являются     репрессии практически во всех странах социализма.

До  сих пор мы не можем понять, что теоретической предпосылкой всех   наших невзгод является невыполнимая цель - построение социально-однородного общества. Практической же мерой по выполнению этой   задачи явилось обобществление средств производства, распределения и информации. Обобществление практически всей собственности   ликвидирует товарно-денежные отношения, так как продавать можно  только свое, а не общее. Это понимали и авторы Программы партии от  1919 года: «В первое время перехода от капитализма к коммунизму,  пока еще не организовано полностью коммунистическое производство и    распределение продуктов, уничтожение денег представляется  невозможным». Авторы Программы надеялись уничтожить деньги в будущем.

Обобществленное не является в действительности общим, так как   неизбежно становится фактической собственностью властителя.  Количество и здесь изменяет качество. Абсолютизму королей   препятствовала экономическая независимость феодалов, а затем и   нарождающейся буржуазии. Нашему сверхабсолютизму не могло быть никакого противодействия, так как граждане страны не имели никакой независимости. Они полностью зависели от властей, от благорасположения многочисленных чиновников, являющихся  представителями власти на местах. Чиновники распределяли все   материальные блага (квартиры, путевки, машины и даже мыло).

Жить нужно по законам природы, а не вопреки им. Главным законом является закон противодействия. Всякое действие идет через противодействие. В общем случае они не равны друг другу. Противодействие служит тормозом действию. Хищники тормозят движение. Но жизнь без них, без тормоза ведет к гибели.

9.06.2021      Павел Каравдин