О простоте, что хуже воровства

Аглая Анхори
       Примечание: до недавнего времени дамы были безымянными, но в этой миниатюре без имен не обойтись. Назову их Кира, Лира и Мира.



       - Ох, девочки, - начала первая дама, - вот слышу я как некоторые вздыхают о том, что в СССР люди были добрыми, отзывчивыми и понимающими, так и хочется уточнить, что не бывает правил без исключения. Мне довелось встретиться с групповым эгоизмом, милейших, в общем-то, людей.
       Был период, когда мама лежала со сломанной ногой. Узнав о несчастье, стали коллеги и знакомые ее часто навещать. Сначала я не возражала, но в какой-то момент стал напрягать меня тот факт, что приходят они исключительно по субботам и воскресеньям, хотя все уже пенсионеры, могут прийти в любой будний день. После 3-4 испорченных выходных я, наплевав на политес, напрямую спросила очередных посетителей, мол, почему непременно в субботу. Ответ обескуражил:
       - Твоя мама же не сможет за нами поухаживать, подать-убрать.
       - Предупредите о дне визита, я заранее накрою стол к чаю, все выставлю, Вам останется только газ зажечь и потом чайник в комнату занести.
       - Что ты, Кира, НАМ ТАК ПРИЯТНО СМОТРЕТЬ, КАК ТЫ СУЕТИШЬСЯ. Наши-то даже ради гостей не трёхнутся, не говоря уж о том, чтобы за нами поухаживать.

       Мама пролежала 8 недель, и все 8 недель по субботам и воскресеньям с аншлагом шло представление "Кира суетится". Представляете, 16 раз мои выходные летели псу под хвост, 16 раз я не могла распорядиться своими законными днями отдыха так, как хотелось бы мне... Зрители в восторге, а исполнительница главной роли еле сдерживает рвущееся наружу пожелание... Текст пожелания приводить не буду. Но мама могла не сомневаться, что мое желание ее скорейшего выздоровления было  искренним на все 200%.


       - Не только эгоизм, элементарная невнимательность тоже частенько встречалась - подхватила вторая дама, - и почему-то иной раз неуважение, проявленное вроде как по мелочи, задевало сильнее, чем явное оскорбление.
       Гостила я у родителей в селе. Родители тогда были еще весьма бодры, поэтому иногда я могла на недельку съездить к другим родственникам.
       Гуляю с тетушкой по древнему городу Пскову, размышляю, какой презент-сувенир привезти папе с мамой. Заходим в магазин чтобы отовариться к ужину, и я вижу то, что надо –  баклажки с надписью "Медовуха"! Купила несколько штук, и на тетушкиной кухне, при внимательном изучении этикетки выяснила, что медовуха изготовлена в Короче. А от родительского села до Корочи всего 40 км! И в Короче у нас тоже родственники есть!
       Медовуха оказалась настолько приятным напитком, настолько пришлась по душе старой гвардии, что я обернуться не успела - уже ни одной запечатанной  баклажки не осталось. А ведь я парочку хотела с собой прихватить, дома подружек угостить русским национальным (но подзабытым) напитком. Поэтому, приглашая родню из Корочи на прощальный ужин, я попросила купить лично для меня пару баклажек медовухи. Даже объяснила, что увезу с собой, поскольку для наших краев это самая настоящая экзотика. Тетя Валя была удивлена, узнав, что их корочанский заводик прохладительных напитков выпускает "Медовуху", она о такой знать не знала, но пообещала, что если встретит в магазине, то обязательно купит на мою долю.
       Последний вечер моего пребывания, завтра уезжаю. Корочанские родственники в количестве 6 человек приехали на проводы. Тетя Валя мою просьбу выполнила – привезла 2 баклажки медовухи. Вручая баклажки в мои руки, тетя Валя сообщила, что "Медовухи" в их магазинах полным-полно, даже удивительно, почему они ее раньше не замечали (видимо потому, что в магазин шли настолько целенаправленно за пивом, квасом, "Фантой", "Спрайтом" и т.д., что не присматривались к этикеткам прочих выставленных бутылей). Я баклажки сразу в свои покои унесла, но в чемодан не засунула, оставила возле тумбочки.
       Узрев передаваемый мне презент, остальные 5 человек поизумлялись, они тоже не знали, что такой напиток выпускается буквально на соседней улице. Узнали, но вместо того, чтобы дотерпеть до завтра, а завтра с утра пораньше в магазин, кто-то предложил снять пробу прямо сейчас, за столом… Я девочка вроде бы воспитанная, но если бы такое предложение поступило в моем присутствии, то невежливо отказала бы. Не поленилась бы в очередной раз повторить, что у них в Короче "Медовухи" - хоть упейся, а эти 2 баклажки со мной уедут.
       Но, увы и ах, я как раз возилась на кухне, проверяя готовность индюка в белом вине, а когда вернулась за стол, спасать уже было нечего. Моя добрая мама, услышав пожелание отведать "Медовухи", бодренько засеменила в мои покои и вынесла обе баклажки. Ладно бы, одну, но зачем обе?! К моменту моего возвращения из кухни гости успели вскрыть и значительно опустошить обе баклажки. Мне, правда, стаканчик оставили. Вот спасибочки! Уважили!!!

       Третья, немного помолчав, как бы в задумчивости произнесла:
       - Не знаю, уместно ли упомянуть про одно семейство... Той пары, с которой довелось пообщаться, недолго, очень недолго, наверное, уже нет в живых, вроде как негоже прах беспокоить, но вот сидит заноза... Хочу забыть, а не получается.
       Помню, мне где-то встретилась замечательная фраза, я позволю себе заменить в ней только одно слово, и она будет звучать так: "Незамутненных людей не так-то уж много, но они очень грамотно расставлены, поэтому никому не удастся избежать встречи хотя бы с одним из представителей".
       Моя мама – на редкость общительный человек, она, проживая за 300 км от города своей юности и не слишком-то любя писать письма, сохранила дружбу с некоторыми одноклассницами и одногруппницами. Уж не говорю про родню, которой было великое множество.
       Как только мама приедет ко мне в гости, так не успокоится, пока всех не обойдет. Но иногда случалось, что она не успевала нанести визит каждому, и, в тех случаях, когда надо было что-то передать или забрать, посылала меня вместо себя. Дипкурьером.
       В один из приездов слегла она с простудой, поэтому доверила мне отнести знакомым какую-то коробУшку.
       Я-то думала – приеду, передам коробку и тут же развернусь. Не вышло. Встретили меня радостными возгласами, под белы рученьки завели в квартиру и начали расспрашивать о житье-бытье не только нашего семейства, но и всех, о ком знаю. Задержали меня там минимум на полчаса, а то и поболе. Однако, уходила я от той семьи с мыслями: "Да чтоб я еще хоть раз к ЭТИМ! Интересно, маму ОНИ тоже так встречают-привечают?".
       Девочки, признайтесь, какое мнение у вас сложилось бы обо мне, если бы я вас угостила только чаем. Тем, который в чайнике, а на столе кроме чайника и пиалушек – НИ-ЧЕ-ГО!
       Мне довелось навещать семьи с очень скромным доходом, но даже в таких семьях к чаю предлагали лепешку или сухарики (те, которые сами сушат из хлеба).
       Это семейство не бедствовало. У них в квартире очень просторная прихожая, и хозяева часть прихожей заставили стеллажами с консервацией. Причем, никаких занавесок или шторок, любуйтесь, гости дорогие, какие мы запасливые!
       И вот, словами бурно выражая радость, учинив мне форменный допрос, угостили только чаем. Без ничего, даже без сахара, без сухариков из хлеба. Не понравилось мне такое "гостеприимство". Поверьте, я не претендовала на то, что передо мой выставят розетки с 20-ю видами варенья, но считаю, при выставленных напоказ "богачествах" можно было бы и к чаю в самую малюсенькую пиалушечку наложить 3-4 чайных ложечки вкусненького.
       Правда, некоторые из моих коллег заявили, что я не права, выкатывая претензии к хозяевам, что в своем жилище они имеют право никого из заглянувших не угощать, а то, что на стеллажах никакого прикрытия – опять-таки воля хозяев, нечего мне по сторонам зыркать. В общем, постарались донести до меня мысль, набиравшую в те года популярность, что "никто никому ничего не должен". Но я осталась при своем мнении, что больше никогда и ни за что не пойду к этим людям, как бы мама меня не уговаривала.
       Прошло какое-то время. Мама снова приехала ко мне. Представьте мое удивление, когда я узрела эту пару у нас на пороге. Маме они приятны, она их пригласила, я возникать не стала, но, помня, как они меня когда-то принимали, решила ограничиться минимумом: чай, лепешка, даже несколько кубиков рафинада в вазочку положила.
       Мама, напрочь забыв об оказанном мне приеме (хотя мне казалось, что я очень красочно описала скупость принимающих), удивленно спрашивает:
       - А где варенье?
       Нагло вру (знаю, мама проверять не станет):
       - В подвале, но я туда сейчас не полезу, что-то с проводкой случилось, и там сейчас нет света.
       Тут гостья подает голосок:
       - Мира, мне Люба (одна из сонма маминых знакомых) рассказывала, что ты делаешь бесподобные цукаты из айвы. Угостишь?
       - Нет, в этом сезоне они мне не удались.
       - Люба еще говорила, что у тебя очень вкусная намазка на хлеб, похожа на мармелад, но нежнее.
       - Прошлогодняя кончилась, а в этом году еще не делала.
       Вру, бессовестно вру, но мне не стыдно. Уж слишком возмутило меня двуличие этих товарищей. Свои ломящиеся от припасов полки выставляют напоказ, а чтоб малой толикой угостить - нетушки! Но как только роль гостей примерили - изволь, хозяюшка, метать на стол все, чем располагаешь, не хочешь вкусняшки добровольно выставлять - мы тебе прямым текстом подскажем, чем желали бы угоститься. И это при том, что я свои запасы, в отличие от некоторых, на всеобщее обозрение не выставляю.
       Мамина знакомая еще на что-то набивалась, мол, слышала о моих умениях, но я оборону держала четко. Пусть не забывают народную мудрость: "Каков привет – таков ответ".
       После ухода гостей мама меня отругала за неприветливость, и я пообещала исправиться. Но не сомневалась, что именно эта пара к нам больше не заявится.