В конце сентября мамин отпуск закончился, и Катя стала ходить на продленку. Уроки проверяла Ирина Александровна, которая обожала делать разные поделки. Вместе с учительницей дети мастерили чеканки из пустых тюбиков от зубной пасты, раскрашивали деревянные доски, трудились над композициями из рентгеновских снимков, яичной скорлупы и коробок.
Их школа была построена в те времена, когда мальчики и девочки учились раздельно, и раньше считалась мужской. Во время войны в здании размещался госпиталь, а после победы в ней стали учиться и девчонки, и мальчишки.
На первом этаже находился только мужской туалет, состоящий из двух смежных помещений. Первый, сразу на входе, — то, где мыли руки. Во втором стояли унитазы без «кружков» и с ручкой на цепочке, за которую надо было потянуть, чтобы смыть воду.
Поскольку продленка располагалась на первом этаже, то школьникам разрешали ходить в мужской туалет. Дверь в туалет не закрывалась, и девчонки обычно ходили вместе и караулили друг друга возле входа. За одной партой с Катей сидела Таня, которая жила рядом со школой в маленьком деревянном, вросшем в землю домике.
— Тань, пойдем сходим? — попросила Катя. Но та отказалась:
— Мне надо срочно дописать домашку, я скоро уйду! Сходи одна. Урок же. Вряд ли кто-то придет.
Катя натягивала колготки, когда в туалет зашли шестиклассники, которые учились во вторую смену. Они показались маленькой первокласснице совсем взрослыми ребятами. Мальчишки не видели всего того, что могли бы увидеть, приди они хоть на три минуты раньше, и не отпустили ни одного неприличного замечания - но им явно было неловко не меньше, чем Кате.
“Ну вот, забралась без спроса на мужскую территорию, — подумала Катя. — Стыд-то какой! Теперь вся школа узнает…”
Но ребята через пять минут забыли о происшедшем: ну подумаешь, какая-то первоклашка зашла в туалет...