Из записок странника. Часть пятая

Сергей Корольчук
Время текло медленно. Время течёт медленно в двух случаях, когда ты занят монотонной работой, или когда ты ничего не делаешь. У меня был второй случай. Сэм куда-то надолго исчезал. О своих делах он мне не отчитывался, да я и не спрашивал. Мар`и ошиблась. На следующий день, меня никто никуда не вызвал. Казалось, про меня все забыли. Я бесцельно бродил по городу, пытаясь раскрыть его тайны.  Но безуспешно.

Город не производил впечатление счастливого места. Дело даже не в каменных зданиях, каменные здания всегда немного мрачноваты. В одном классическом городе, с серыми вечно влажными стенами строений, в маленьком дворике местного университета, университета, в полдень я встретил двух мужичков невзрачного вида, которые будучи немного навеселе распевали не совсем пристойные песни под гармошку. И я подумал:
- Как мало для счастья надо.

Я бродил по улицам и всматривался в лица прохожих. Они были неплохо одеты, не голодали, у них была крыша над головой, но у всех на лицах была, как бы это выразится, печать нерешённой проблемы. Я понимаю, слишком, свежа  была память недавних событий. Но было что-то ещё.

Мимо меня куда-то промаршировали строем солдаты в зелёных мундирах.
- Ать два, ать два, - грубым хриплым голосом командовал сержант с перекошенным от напряжения лицом. Он сверлил своими тёмными, горящими адским огнём, глазами лица солдат, и казалось, разорвёт в клочья каждого, кто не сделает «ать два».

Я посторонился и пропустил служивых, им нужнее. А я уже почти на месте. Дом, который был мне нужен, находился в двух шагах. Тот самый дом, в котором две трубы. Найти его не трудно, гораздо труднее найти повод попасть внутрь. Ведь разгадка его тайны лежит именно там. Так мне, по крайней мере, казалось. Такое здание приступом брать нельзя. В такое здание можно войти в распахнутые двери, только так и не иначе. Но двери были заперты, и я медленно прошёл мимо. Я уже миновал дом, когда неожиданно отворились большие ворота, ведущие во двор, и оттуда выехала подвода, груженная металлическими решётками. Одного взгляда внутрь мне было достаточно, чтобы сориентироваться.
 
- Здесь живёт кузнец? – спросил я крепкого мужчину, который отворил ворота и ждал, пока выедет повозка.
Даже не глядя в мою сторону, мужчина едва заметно кивнул головой:
- Проходи.

Это было приглашение. Так я оказался внутри. И это действительно был кузнечный двор. Ошибиться было трудно. Огромная наковальня, металлические щипцы, молотки, подковы, и главное, кузнечный горн, возле которого спиной ко мне стоял высокий мужчина и терпеливо ждал, пока металлический прут раскалится до красна. Были ещё детали, детали всегда запоминаются лучше. Прямо из стены дома торчала металлическая балка, на которой висел большой корабельный колокол.
 
- Я - кузнец. Хотел чего? – окликнул меня мужчина, который стоял у ворот.
- Хотел, - неопределённо ответил я.
Мужчина закрыл массивные деревянные ворота, задвинул  тяжёлый металлический засов и повернулся ко мне.
-  Интересная конструкция, нигде такой не встречал, - заговорил я, указывая вверх на две трубы над домом.
- Интересная, - кузнец казался немногословным.

 Но я уже успел оценить собеседника и понял, разговор состоится. Я встречал таких людей раньше, сильных и открытых. Настолько сильных, что мелкие хитрости и уловки обычных людей не могут причинить им вреда.
- Можно? – спросил я и указал жестом на корабельный колокол.
- Давай, - кивнул в ответ кузнец и направился вглубь двора, где у самой стены, которая ограждала кузнечный двор, стояла деревянная скамейка.
 
Я слегка дёрнул за верёвку, привязанную к языку колокола, и раздался звон. Звон, не удар, как это происходит на кораблях, а именно звон. Я посмотрел в сторону, где сидел кузнец и одобрительно кивнул. Я провёл рукой по теплому металлу, почувствовал его легкую вибрацию и только тогда заметил надпись. Вероятно, название корабля. Однако прочесть надпись не смог. Язык был незнакомым.

- Так что насчёт двух труб? – повторил я свой вопрос, присаживаясь рядом с кузнецом.
- Это старая история, - кузнец был расположен поговорить. Это хорошо, я был расположен послушать.

- Когда-то давным-давно, задолго до моего рождения символом этого города был сокол сапсан. Не знаю почему, в этих краях он не водится. Так, заносит иногда сильным попутным ветром. В тот год занесло пару.  И пара решила обосноваться здесь, свить себе гнездо.   Да, да, вон там, на той самой трубе. Которая никогда не топится. Вот с тех пор и не топится. Так решили старейшины города. Рядом другую построили, чтобы птиц не тревожить. Не знаю, сколько в этой истории правды, сколько вымысла, но её рассказал мне мой дед. А у меня нет оснований не доверять ему.

- Твой дед жил в этом доме? – спросил я.
- И дед, и прадед. 

Кузнец внимательно посмотрел на меня, он хотел знать, понимаю ли я, что это значит. Я понимал.  Кузнец продолжил, не спуская с меня глаз:
- Когда-то эта кузница процветала. Знаешь, даже на деревянных кораблях есть много металлических деталей. Так что - работы хватало.

- А что с птицами? – спросил я.
- А птицы погибли. Не выдержали зимы.  Дед помнит ту ночь, когда они замёрзли. Морозы стояли лютые, и птицы до утра издавали какие-то звуки. А к утру затихли.  А старейшины сказали, трубу не трогать, пусть стоит. Может быть, прилетит ещё пара, тогда наш город возродится.

- А что город? Шумит вон за стеной. Чего ему возрождаться?
- Это не наш город. Наш город, город корабелов, умер пятьдесят лет тому назад.
- Из-за потепления? – попытался уточнить я.

- Нет. Потепления случаются время от времени. С потеплениями жить можно. Из-за экономической блокады. Вон там, - кузнец указал в направлении моря.- Стояли неприятельские корабли. Топили всё, что движется. Впрочем, ничего и не двигалось. Никто не осмеливался. Все ожидали, что со дня на день разразится война. В общем, наш город встал. Заказов не было, встало всё. Так продолжалось пару месяцев, а потом нам предложили переселиться. И ещё не голодали, в городе были запасы продовольствия, да и фермы вокруг. Но вот неопределённость угнетала. А тут жителям предложили уехать вглубь страны, подальше от будущих боевых действий. Всё было продумано до мелочей. Пункты назначения, маршруты. И даже предлагали компенсацию за оставленное жильё.

Кузнец замолчал. Высокий мужчина у горна не обращал на нас никакого внимания. Он выхватил железными щипцами раскалённый прут из жара, перенёс его на наковальню и стал наносить по нему удары молотком, загибая один конец в кольцо.

Я не стал торопить рассказчика.
- А потом поползли слухи, тот район переезжает, эта улица уже получила компенсацию. Вобщем, пока держались все вместе, держались. А потом потекли ручейки. Первыми тронулись те, у кого здесь дела не шли, эти сорвались легко. К концу первой недели ситуация достигла критической точки. Мой дед уезжал одним из последних, правда компенсацию брать не стал, сохранил кузницу и дом за собой. У него были  какие-то сбережения. Погрузили свой скарб на повозки и отправились в путь. Мародёрства не было, в город сразу же вошли солдаты.

- Через год всё наладилось. Только разбросало людей по всей стране. Большинство уже обжиться успело. Мастеровые люди везде на вес золота. А тут опять с места срываться. Не стали. Да и некуда срываться-то. Дома то уже хозяев сменили. Я родился в трёх днях пути отсюда. Поселение небольшое на берегу реки. Места там красивые. Мне там хорошо было, и отец привык, а дед тосковал сильно. А перед смертью позвал меня и говорит:
- Вот тебе внук мой наказ. Ремеслу своему я тебя обучил. А теперь возвращайся в наш город. Вот тебе ключ от дома, обоснуйся там, живи и жди.

- Чего жди? – не вытерпел я.
- Я вернулся. Для меня слово деда закон. А тут уже эти. Ювелиры. Всё поменялось. Вроде стены те же, что и дед рассказывал, а жизнь другая. Ну, да мы непривередливые. Дом наш стоял нетронутый. А что с ним станется? Обветшал немного, правда. Ну, да я постепенно привёл его в порядок, и вот живу и жду. Чего жду? А вдруг сюда ещё пару птиц попутным ветром занесёт. И возродится город корабелов. 

- Давно ждёшь?
- Почитай двадцать лет.
- И что за двадцать лет ни разу сокола сапсана не видел?
- Видел, как же, пролетают иногда. Гнездиться не хотят, вот в чём загвоздка.

Я медленно поднялся со скамейки, повернулся к кузнецу, посмотрел ему в глаза и похлопал по плечу:
- Успехов тебе, старина.

Он кивнул в ответ и спросил в свою очередь:
- А приходил-то зачем?
- Поговорить, старина, поговорить.

- Постарайся быть нам полезным, - заявили те двое, которые со мной разговаривали.

Разговор состоялся дня через три после нашего памятного ужина. Эти двое были одеты в мундиры стального цвета практически без оттенка. Они не играли роль Фемиды, слепой и бесстрастной. Они были пристрастны и корыстны, и не скрывали этого. Их корысть выражалась не деньгами, их корысть лежала в другой области.
Их не интересовала степень моей вины. С этим они уже определились. Их вердикт был понятен, виновен. Теперь они торговали свободой. Моей свободой. Волей судеб моя свобода оказалась в их руках, и они её пытались продать. Мне. Больше никому она не нужна.
 
- Постарайся быть нам полезным.

И я старался. И не потому, что я хотел выкупить свою свободу. А потому что я был на их стороне. И я хотел, чтобы пираты были наказаны. Раз уж нашлась сила, которая смогла их победить, эта сила должна им воздать по заслугам. Я так считаю, а как же может быть иначе.

- Сколько времени ты пробыл на корабле? – разговаривал со мной только один из них. Второй находился всё время у меня за спиной, и это создавало чувство дискомфорта, мне всё время хотелось повернуться к нему. Он время от времени издавал непонятные звуки. Недоверия или неодобрения.
- Около двух суток.
- Можешь показать, где они тебя подобрали? – он пододвинул мне карту.

- Точно не могу. Но учитывая розу ветров. Могу предположить, где-то здесь.
- Двое суток, - он что-то прикидывал в уме. Он соединил прямой линией город и точку в море, где меня подобрали. – Двое суток.
Что-то у него не сходилось. Его внимание переключилось на группу островов, которые лежали чуть в стороне от нарисованного маршрута.

- Они нигде не становились на якорь?
- Нет, - ответил я.
- Может быть ночью.
- Нет, я бы заметил.

- Странно. Ты знаешь, ты мало чем нам помог, - это была прямая угроза.
И тут меня осенило, они ищут сокровища.  Значит, дело всё-таки в деньгах. Значит, их цель не наказать зло, а завладеть золотом пирата. А как же Кодекс, который писали много лет несколько поколений законодателей? Неужели вы не должны ему следовать? Или и в нём золото проходит красной нитью. Я вдруг понял, что мне с ними не по пути. Впрочем, чего ещё можно было ожидать, у странников своя дорога. У них бывают попутчики, но только на коротких отрезках.

- Вы не там ищете, - сказал я, и тот, что стоял у меня за спиной недовольно хмыкнул.
- Вы надеетесь, что кто-то из захваченных пиратов по памяти нарисует вам карту острова, и скалу с экзотическим названием Подзорная труба, и сосну от которой нужно отсчитать триста пятьдесят шагов на юг или на восток. Не смешите меня. Его золото находится здесь, в вашем городе.

Тот, который меня допрашивал, застыл с открытым ртом, второй у меня за спиной, перестал ходить и замолчал.
- И ты знаешь где? – тихим голосом, словно боясь спугнуть удачу, спросил меня первый.
- Да, его золото хранится у вас в банке. В банке на законных основаниях. И в один прекрасный день Пират наденет такой же мундир, как у вас, и средь бела дня придёт и заберёт свои гинеи, и вы ничего не сможете сделать.

Лица людей, которые меня допрашивали, посуровели.
- Ты знаешь, где хранятся личные деньги Уго, - произнёс следователь уже совершенно другим тоном. – Ты должен отдать их нам.
- Я должен передать их ребёнку, - спокойно возразил я.

- Они не принадлежат ребёнку, - в голосе следователя я услышал нотки раздражения.
- Они не принадлежат вам. Вы не собираетесь вершить правосудие.
- Жаль, что ты не захотел быть полезным. И да, мы не собираемся вершить правосудие. Мы отправляем пиратов на остров Тобо. Там их будут казнить. И тебя тоже.

- Я не участвовал в нападении на остров Тобо.

Мне ничего не ответили. Я не захотел быть им полезным. Однако они не стали меня задерживать и отпустили, как я понял до «завтра». Завтра меня конвоируют вместе с другими пиратами на остров Тобо. После резни, которую Пират устроил на этом острове полгода назад, исход всего дела был совершенно ясен. Ты хотел правосудия, ты его получил.

Или они действительно хотят, чтобы я сбежал.

Продолжение следует.  http://proza.ru/2021/06/11/1206