Жизнь и творчество Пушкина ч. 10

Николай Мринский
Затаённая, незабываемая его тема: Она, осень, море... Старше его годами, серьёзная, она не флиртовала с ним, двадцатилетним поэтом, она помогала ему читать Байрона. О, любовь к Кате Раевской - это непростая любовь... Между тем в период одесской ссылки для поэта (в ноябре 1823 г.) всходит второе солнце. В голубой гостиной воронцовского дворца Пушкина впервые принимает графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова. С врождённым польским легкомыслием и кокетством желала она нравиться, была равнодушна к женскому обществу, предпочитая общество мужчин... Воронцова имела не только необыкновенную физическую красоту, но и отличалась чистой душой, хорошим воспитанием, а также изумительной образованностью. Поэт страстно влюбился в жену графа Михаила Семёновича Воронцова и она отвечала ему взаимностью. При расставании с поэтом 1 августа 1824 г. графиня Елизавета Воронцова подарила Александру Сергеевичу необычное кольцо, а точнее перстень-печатку.

МИСТИЧЕСКИЙ ПЕРСТЕНЬ ПОЭТА.

Изделие было сделано из золота, с сердоликовой вставкой, на которой была надпись на древнееврейском языке. Загадочный талисман, караимское кольцо использовалось затем для запечатывания корреспонденции. Так вот надпись на сердоликовой вставке была сделана, что называется, «в негативе», а «позитивное» (т.е. правильное) её прочтение было возможно при отпечатывании надписи на сургуче или воске. Над надписью находился растительный орнамент, по-видимому, изображение гроздей винограда. В караимской и еврейской традиции виноград символизировал плодородие и народ Израиля в общем и целом. Второе кольцо, аналогичное этому, Е. Воронцова оставила у себя. Из воспоминаний сестры Пушкина О.С. Павлищевой известно, что, «когда приходило из Одессы письмо с печатью, изукрашенною точно такими же кабалистическими знаками, какие находились и на перстне её брата, – последний запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал к себе».

Несомненно, что здесь идёт речь о переписке поэта с Е.К. Воронцовой, которая запечатывала корреспонденцию таким же перстнем, что и Пушкин. Ухаживание за супругой ген. Воронцова и неспособность к гос. службе обострили его отношения с высоким начальником. К тому же в 1824 г. полицией в Москве было вскрыто письмо поэта, в котором он писал об увлечении «атеистическими учениями». Это также послужило одной из причин его отставки от службы. Граф М.С. Воронцов тонко учуял, увидел в Пушкине не только поэта, но и принципиального врага, так как тот не только созерцал происходящее в Одессе, но ещё и оценивал деятельность генерал-губернатора. Уже в конце марта 1824 г. Воронцов пишет в Петербург министру иностранных дел графу Нессельроде: «Собственный интерес молодого человека, не лишённого дарований, заставляет меня желать удаления его из Одессы... Ему кружат голову, что он – замечательный писатель, в то время как он, только подражатель писателя, в пользу которого можно сказать очень мало, - лорда Байрона». В следующем письме, в апреле, граф Воронцов выражается менее сдержано: «Повторяю мою просьбу – избавьте меня от Пушкина; он может быть, превосходный малый и хороший поэт, но мне бы не хотелось иметь его ни в Одессе, ни в Кишинёве...». А Пушкин именно в этот период осознает себя как профессиональный литератор, что предопределилось бурным читательским успехом его произведений. Вообще южная ссылка считается периодом расцвета романтизма в творчестве Пушкина.

Стихотворение "Талисман" было написано им в 1827 г. в период творческой зрелости. Оно имеет 32 строки и поделено на четыре строфы. Произведение посвящено Елизавете Воронцовой и подарку, который она преподнесла Пушкину. Стих был опубликован только после смерти автора. Главный герой произведения - сам Александр Сергеевич Пушкин. "Талисман" абсолютно точно показывает отношение автора к подарку графини. Многие, наверное, ещё со школьной скамьи помнят этот знаменитый стих классика о талисмане, который заканчивается строками:

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Кроме стихотворений до нашего времени дошли и рисунки поэта, на которых изображён талисман А.С. Пушкина на его руке. Он любил этот перстень и почти не расставался с ним, за исключением того случая, когда забыл подарок графини дома. Тогда, Александр Сергеевич просил своего брата отправить талисман и писал в письме, что скучает за подарком Елизаветы. Пушкин снял перстень только будучи при смерти и отдал его своему другу В.А. Жуковскому. Василий, как и Александр Сергеевич, не сомневался в магических свойствах талисмана. Перед своей смертью Жуковский, передал кольцо-перстень сыну, чтобы тот отдал его писателю И.С. Тургеневу. И только наследница Тургенева - Полина Виардо не продолжила традицию и передала талисман Пушкина в Пушкинский музей в 1887 г.

Позже он был украден, его судьба неизвестна до сих пор. Пожалуй, история человечества не знает второго перстня с аналогичной судьбой... Помимо волшебного (как называет подарок в стихотворении Пушкин) перстня, Воронцова также преподнесла ему медальон со своим изображением. После пропажи талисмана администрация музея А.С. Пушкина обратилась с просьбой к наследникам графини, чтобы те подарили второй перстень. Наследники согласились, но, как выяснилось позже, перстень-талисман Воронцовой также бесследно пропал. Все, что напоминает о нём - это футляр, слепок, а также оттиск магического перстня, которые сохранились в музейном помещении... Пушкин становится всё более экономически независимым, и слава его продолжает расти. 10 марта 1824 г. вышел из печати «Бахчисарайский фонтан», принесший автору значительный гонорар в 3 тыс. руб.; в мае Пушкин получил предложение переиздать «Кавказский пленник» с гонораром в две тыс. руб. Вернувшись из командировки, Александр Сергеевич 18 июня подает прошение об отставке. В полученном ответе говорилось: «Пушкину выехать под административный надзор в Псковскую губернию, где и жить ему в родовом имении матери, в сельце Михайловском...». Четыре года прожил Александр Сергеевич на юге неволей, и никто из друзей лицейских и столичных не навестил его. Для них, уже ставших офицерами, дипломатами, титулованными сановниками и т.д. - Пушкин стал опасным сочинителем, а они для него остались юношами в лицейских мундирчиках.

Однако этот период пребывания на юге лёг на память поэта огромным грузом впечатлений, стал новым романтическим этапом его развития, как поэта. В это время Пушкин познакомился с творчеством Байрона и Шенье. Увлечённый личностью Байрона, по собственному признанию поэт «сходил с ума» от него. Первым стихотворением, созданным им в ссылке, стала элегия «Погасло дневное светило…», в подзаголовке которого Пушкин отметил: «Подражание Байрону». Стержнем, основной задачей его произведений стало отражение эмоционального состояния человека, раскрытие его внутренней жизни. Художественную форму стиха Пушкин разрабатывал, обращаясь к переводам античных поэтов. Переосмыслив образное мышление древнегреческих поэтов в романтическом ключе, взяв лучшее из творчества своих предшественников, преодолев штампы элегического стиля, он создал собственный поэтический язык. Основным свойством пушкинской поэзии стала её выразительная сила и в то же время необыкновенная сжатость, лаконизм. Сформировавшийся в 1818-1820 гг. под влиянием французских элегий и лирики Жуковского условно-меланхолический стиль претерпел серьёзную трансформацию и слился с новым «байроническим» стилем. Сочетание старых, усложнённых и условных форм с романтическими красками и напряжённостью ярко проявились в «Кавказском пленнике». «Путь следования по самонужнейшей казённой надобности» Пушкину был заботливо преподан одесской администрацией: через Николаев – Елизаветград – Кременчуг – Чернигов – Витебск – Псков. Итак, Михайловское!..

А куда ещё ехать чиновнику десятого класса в отставке, дворянину, который лишился своего «оклада» в 700 руб. в год. Как раз и ехать в родительскую деревню, на подножный корм... Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 г. и, как писал в одной из своих автобиографий, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., - но всё это нравилось мне недолго».  Бытует мнение, что самый известный русский классик был очень богат. Однако действительно состоятельным можно назвать деда Александра Сергеевича, который владел 3-мя тысячами душ. Отцу поэта, как и его брату, досталось около 1200 крестьян, но они оба не отличались хозяйственностью и не смогли приумножить свое наследство, погрязнув в долгах... Александр Пушкин находился в помещичьей усадьбе до сентября 1826 г. и это было самое продолжительное его пребывание в Михайловском. Вскоре после приезда в имение у него произошла крупная ссора с отцом, фактически согласившимся на негласный присмотр за собственным сыном. В конце осени все родные Пушкина уехали из Михайловского. Вопреки опасениям друзей, уединение в деревне не стало губительным для поэта. Несмотря на тяжелые переживания, первая Михайловская осень была для него плодотворной. Здесь творческий талант Александра Сергеевича продолжает раскрываться. Он много читает, размышляет, обдумывает сюжет драмы и пишет её - первую народно-реалистическую трагедию «Борис Годунов» (окончена 7 (19) ноября 1825 г., опубликована в 1831).

Продолжение следует в части  11                http://proza.ru/2017/01/03/1912