Роман Дэниела Киза входит в список обязательного чтения в американских школах. Имеет маркировку 12+
В рецензии я не уклоняюсь от пересказа содержания романа, поскольку цель моей работы не заинтересовать вас в чтении, а помочь понять, полезна ли эта книга для подростков, стоит ли родителям уделить ей внимание.
***
Главный герой Чарли Гордон взрослый слабоумный мужчина. Он уже 17 лет моет полы в пекарне, выполняет мелкие поручения . Над ним постоянно шутят (глупо и жестоко), смеются, но он воспринимает это как проявление любви.
Мы узнаем, например, такую историю о его детстве. Он был влюблен, попросил одноклассника написать девочке признание. Записку вместе с кулоном он оставил у двери одноклассницы, а на утро девочка отказалась с ним разговаривать. На уроке он кривляется, взбирается на парту, вертит попой, строит рожицы, чтобы порадовать ее, но безуспешно. После уроков его жестоко избивают старшие братья девочки за грязные непристойности, которые он написал. Мальчика пришлось перевести в другую школу.
Каждого обидчика Чарли прощает и даже любит.Он добр, честен, заботлив,трудолюбив.
Учительница из школы для слабоумных предлагает кандидатуру Чарли для экспериментальной операции, способной превратить человека из идиота в гения. Успешные испытания уже прошли на мышах, Чарли знакомится с умной мышью Элджерноном.
Мужчина соглашается, ему кажется, что, если он станет умным, общество его примет, люди его полюбят. Чарли движут две силы: стремление к любви и стремление к познанию.
Герою предлагают вести дневник. Роман "Цветы для Элджернона" это подробные откровенные записи Чарли, которые он ведет до операции и после нее.
Герой действительно становится гением, но общество его все равно не принимает, любви он не находит.
Записи настолько искренние, что нам дается возможность не только увидеть мир глазами слабоумного человека, но и заглянуть в его душу.
Именно поэтому педагоги стремятся дать эту книгу детям. Она поможет им принять непохожих на них людей, научит терпимости.
Я все же не рекомендовала бы книгу в таком раннем возрасте, и не потому, что роман содержит (пристойные) сцены сексуального характера (дети не поймут и роль этих сцен).
В 12 лет дети не способны увидеть другие уровни понимания текста, что значительно обеднит восприятие книги. Лучше - немного позже, лет с 14.
Конечно, автор проникновенно пишет о жизни человека, отличающегося от других. Ставит острые вопросы, что есть норма, каково жить людям, не вписывающимся в среднестатистическое среднее, почему общество не принимает тех, кто глупее или умнее, тех , кто не похож на них.
Но, на мой взгляд, автор ставит перед читателем более важные и глобальные вопросы, те, которые мы относим к разряду вечных.
Перед операцией одна из санитарок, Хильда, рассказывает Чарли про Адама и Еву, древо познания. Так автор вводит тему потерянного рая.
Действительно, Чарли за короткий период проходит историю человечества, покинувшего ради познания рай. Он теряет покой, видит отношение других к себе, начинает стесняться, замыкаться, теряет друзей, чувствует одиночество. Он видит слабости людей, их грехи, несовершенство, он уже не может их любить. Чарли начинает терять веру в Бога.
Чарльз чувствует себя нагим.
Люди, ушедшие из рая, уже не могут быть счастливыми. Они стремятся в космос, в глубины вселенной, раскрывают тайны мироздания , делают открытие за открытием - но все это не приближает к счастью, а уводит от него.
Почему мы, разумные люди, создаем мир, который на бешеной скорости несется к собственной гибели? Чем больше мы узнаем, тем дальше мы от Бога, Его замысле о нас.
В конце романа теперь уже ученый Чарли Гордон выводит формулу "Элджернона-Гордона", гласящую: чем быстрее идет умственный прогресс, тем быстрее и неизбежней наступает регресс.
Эта формула позволяет предсказать и будущее общества: чем больше мы заботимся о техническом прогрессе, о развитии интеллекта в ущерб моральному развитию, тем неизбежней приближаемся к краху человечества.
На Чарльзе ставят эксперимент не столько по увеличению его интеллектуального уровня, он проживает индивидуальный уход из рая. Снова подтверждает, что съеденное яблоко познания не приводит нас к желанному счастью, не делает нас богами.
Удивительно, нас не заботит, что человек теряет человеческое лицо, что мы порабощены злобой, ненавистью, жадностью, эгоизмом, жаждой обогащения. Мы не стремимся к личному совершенству, не пытаемся приблизиться к Богу, вместо этого производим новое оружие, бомбы, автомобили.
Мы клонируем человека - для чего? Разве мы ТАКИЕ можем создать что-то прекрасное?
Создаем искусственную реальность, чтобы убежать из настоящей реальности, которую мы почти разрушили до основания.
Мы обладаем знаниями об устройстве вселенной, но не можем проявить милосердие к своим близким.
Мы создаем высокотехнологичные устройства, но нас окружает синтетическая еда и одежда.
Формула "Элджернона-Гордона" в действии. Мы развиваемся, познаем, чтобы облегчить себе жизнь, создаем разумные машины, искусственный интеллект, облегчаем себе жизнь настолько, что наш мозг в конце концов неизбежно деградирует. (После вскрытия мозг Элджернона оказался вообще без извилин)
Для чего нам познание, на что мы его употребили? Ради этого мы ушли из рая?
***
В конце жизни Чарли вновь читает "Потерянный рай" Мильтона. Он теряет рассудок, но вернуться к блаженному незнанию не может. Он прощает всех, едет в интернат, чтобы жить среди подобных ему и найти там друзей. Он возвращается в свой потерянный рай.
Известно, что роман не принимали издатели, требуя изменить конец. Они хотели, чтобы герой женился, у него родились дети (классический хэппи энд). Как мы понимаем, такой конец противоречил бы замыслу, идее книги - и был невозможен.
Роман Дэниела Киза развенчивает идею цивилизации, обожествляющей разум, рассудок, при этом призывает нас к милосердию и состраданию.
***
Идею романа писатель вынашивал 14 лет. Замысел возник после того, как родители принудили его учиться медицине вопреки его желанию стать писателем.
Желание героя романа стать умным возникло в ответ на запросы матери, только так она могла принять сына. Этот конфликт красной нитью проходит через роман, актуален для всех родителей (наши амбиции, желания, мечты дороже собственных детей)
***
Теперь о сценах сексуального характера.
Мать героя боялась, что мальчик, взрослея, может совратить свою сестру, поэтому отказалась от него. Мужчина не может решить свои проблемы в интимной сфере, потому что в нем живы страхи, навязанные матерью (возьму нож, если замечу что-то)
Только теряя рассудок, он оказывается способным на близость с любимой. Близость оказывается решением проблемы одиночества, мучавшей его всю жизнь. Удалить эту сцену невозможно, поскольку она является идееобразующей. Она снова отсылает нас к Божьему замыслу, ведь близость мужчины и женщины задумана для рая, это Божий дар. (все, что нужно для счастья - было дано нам в раю)
Вопросы интимного характера не должны нами замалчиваться. Родители табуируют эти темы, демонизируют, делают вид, что эта сфера в жизни человека не важна. А потом оказывается, что ребенок входит во взрослую жизнь с массой проблем, комплексов и предубеждений.
В романе эти вопросы поставлены для взрослого читателя (как и весь роман), подходят для подростков (на мой взгляд) в случае, если между родителями и детьми возможен тактичный диалог на эту тему.
***
Если проводить параллели с мировой литературой, то мне кажется близким роман Джека Лондона "Мартин Иден". Интересно, что имена для главных героев (Чарльза и Элджернона) взяты у поэта Алджернона Чарльза Суинберна. Мартин Иден (герой Джека Лондона) в конце книги читает Суинберна, после чего прыгает за борт корабля.
У Чарльза тоже появляются мысли о самоубийстве, но он их преодолевает.
***
Критики на роман пишут, что "в произведение заложено столько всего, что в определенном смысле его можно уподобить бесконечно луковице..."
Действительно, роман подходит и для подростков, и для взрослых, так как в нем заложены разные смысловые пласты.
Книга была впервые экранизирована в 1968 году. Фильм получил оскар за главную мужскую роль. Естественно, что книга идейно богаче фильма. Фильм в первую очередь ставит вопросы социального характера, в то время как в книге основными являются философские вопросы.