В начале 1980 года, окончив учебу в сельхозинституте, вернулся работать в Усть-Вымь Миша Ворсин и сразу же примкнул к нашей группе. Нам было по 16-17 лет, а Миша был старше нас на целых пять лет, поэтому он сразу же взял на себя роль организатора и художественного руководителя.
До его прихода репертуар наш пополнялся так – кто-то что-то услышал, где-то записал на магнитофон или нашел слова, а еще лучше и аккорды к песне; сели – поиграли. Понравилось – стали играть постоянно. Не получилось – да и ладно, еще найдем. Что-то можно было выудить из журнала, который выписывали в Доме культуры. Он назывался «Молодежная эстрада». Там в каждом номере печатали слова и ноты песен – сначала о Ленине, Родине и партии, а в конце можно было найти что-то и для себя, хотя бы для концертного номера. Как-то так мы и выходили из положения.
Несколько песен, правда, мы написали сами. Писал Серега Батманов и я. Играли мы их мало, в-основном на танцах и то по два-три раза сыграли, поэтому широкой известности они так и не получили. Помню только отрывки из них. В песнях Сереги была такая лирическая направленность, он написал, например, песню «Цветы любви».
Цветы любви, какая радость для тебя,
Цветы любви и наш секрет…
или еще оттуда же:
А там лежит записка для тебя,
А в ней два слова «I love you» …
Я тоже не отставал от него по части песен про любовь, навроде песни «Безумный мир»:
…безумный мир, безумный мир, безумный мир,
все кончилось, и кончилась любовь,
и слышу я, и слышу я, и слышу я,
лишь голос твой, лишь только твой…,
но писал и разные другие: «Жизнь», или «Колесо фортуны», например,
Колесо фортуны крутит жизнь,
Ты стоишь на нем, ну что ж держись,
Но нельзя на месте устоять,
Надо бежать!
Еще одной стороной моего увлекательного творчества было чтение стихов разных поэтов и переложение их на какую-либо музыку. Так, одно из стихотворений, которое написал известный белорусский поэт Максим Танк, стало песней на мотив «Там, где клен шумит», и мы частенько играли эту песню на танцах. Вроде, музыка та же, а песня уже другая. А вот стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Два ворона» (Ворон к ворону летит) я распевал там же, на танцах, на мотив известной похабной песенки «А чем хорош Советский герб? А слева молот, справа серп…» Мотивчик-то был неплохой, забойный, да и играть его было легко и просто, а вот слова никуда не годные, причем с матом, вот я и заменил их тогда стихотворением великого поэта.
В-общем, если принимать во внимание, что мы не знали музыкальной грамоты, а учились всему сами, тыкаясь мордочками, как слепые котята, то можно простить наивность наших песен, но, честно говоря, когда я слышу теперешние песни, которые поют с большой эстрады, я думаю, что наши были в чем-то даже лучше.
Но, конечно же, все основное, что было в нашем репертуаре – это песни советских композиторов. И это в первую очередь касалось наших концертов. Так вот, когда к нам пришел Михаил, наш ансамбль постепенно стал отходить от хаоса и стал более организованным, в плане построения и исполнения музыкальных композиций. Помню, притащил Миша как-то кучу пластинок, и мы несколько часов все вместе слушали, чтобы выбрать песни для исполнения на концерте, решали, что лучше сыграть. При этом надо было исходить из наших скромных возможностей.
У нас не было тогда клавишника, и это значительно обедняло звучание ансамбля. На танцах-то это было еще полбеды, а на концерте хотелось большего, поэтому Миша пригласил поиграть вместе с нами на клавишных молодую учительницу пения нашей школы Валентину Полеву. Я по-прежнему на концертах только пел, а на танцах играл на ритм-гитаре и пел. Несколько песен на концертах спела с нашим ансамблем Наташа Разманова. Пела она у нас песню «Калина» из репертуара ансамбля «Оризонт», что-то еще, но самая запоминающейся в ее исполнении была песня «В последний раз», незадолго до этого прозвучавшая на диске «Музыкальный глобус», записанном в 1979 году ВИА «Веселые ребята». У Наташи получилось очень похожее исполнение этой песни и по стилю, и по голосу.
В апреле 1981 года я ушел служить в армию. Через два года, в апреле 1983-го я вернулся в Усть-Вымь. По стечению обстоятельств в Усть-Выми был Серега Батманов (он приехал на похороны отца и задержался дома на некоторое время). К 1 мая из Кирова приехали на праздники друзья-одноклассники, и в том числе наш незаменимый басист Леша Мацаков. Мне кажется, это был последний раз, когда мы собрались своим первоначальным составом вместе. Кого-то из молодежи посадили за ударник и сыграли на танцах. Народу было много, нас еще помнили и просили песен! Играли популярную тогда «За тех, кто в море», что-то еще из старого, ну и «Лимузин», конечно тоже, словно в последний раз окунаясь в свою прекрасную юность, в которую, увы, уже нет возврата…
Фото: Страница из моего песенника той поры. Фото автора.
Продолжение - http://proza.ru/2021/06/19/704