Строительство на дачном участке. Часть 1

Дмитрий Маштаков
        На мини-конкурс «Дачные истории» http://proza.ru/2021/06/16/1498

 Дача перешла ко мне по наследству от бабушки. Налево от станции находится посёлок Старых большевиков, а справа и немного вперёд по ходу поезда - пос. Менжинского, то есть, наш дачный кооператив. Место зелёное. Участок находится на Октябрьской улице, но проход к нему обособлен. Этот проход называется Октябрьский тупик.
  Знаковое, однако, название!
  Вот тут есть видео, как их нашего тупика выходит Катя, подружка моей внучки - http://youtu.be/jkxxOahjgsI Справа знак "пожарный въезд". Соседский забор слева изрядно зарос сорняками. В общем, глушь вблизи Москвы, со всеми своими прелестями.

Бузина, малина, бузина -
За забором дачная страна,
Там дома побольше муравья,
Там в сирени пенье соловья.

И бросает солнце благосклонный взор
       На смородину и грядки помидор,
       И на тех, кто, вызывая легкий смех,
       Загорает в странной позе попой вверх.

Может быть, идиллии конец -
Новый русский выстроил дворец.
Но поет там тот же соловей,
Все на пользу родине моей.

       Бузина, малина, бузина -
       За калиткой дачная страна,
       Там мой дом - побольше муравья,
       Там в сирени родина моя.

  Насчёт «побольше муравья», это литота. Дом деревянный, довольно большой, обшит вагонкой с засыпкой стен опилками и шлаком. В основании огромные деревянные чурбаки, поставленные на попа. В земле, под домом, в середине и подальше от чурбаков – углубление для сбора талых вод. Чердак большой, на крыше – щепа (поверх щепы, впоследствии – шифер).
  Три комнаты. И точно так же устроена соседская половина. Дом общий. Разделение по коньку. У нас – восток. У них – запад.

  Дом строился в 1935-м году, по типовому проекту. О подробностях строительства не знаю, но с "архитектурой" дома, как вы уже поняли, я знаком, поскольку свою часть дома впоследствии перестраивал.
  О! Это была целая эпопея.

  Началась она в 1998-м году. Тогда мы с женой решили обустроить небольшую кухоньку, примыкающую к дому, заменив её зелёные фанерные стеночки на солидные стены их шлакоблоков – надо же мне использовать свои строительные навыки, приобретённые в студенческих строительных отрядах.
  Сам себе и прораб, и плотник, и штукатур, и каменщик, а также – специалист по опалубке и железобетону. Одном словом, поехали мы на небольшой частный заводик (он тогда был один на всю Москву) и купили там 500 шлакоблоков*. Из расчёта, чтобы их хватило и на фундамент, и на стены (за вычетом оконных проёмов).
  Но ещё до начала масштабного строительства пришлось устранять некие недоработки устройства нашего дома. Дело в том, что бабушка, во время своего собственного житья на своей даче, пристроила к ней шикарную по тем временам террасу – вдоль всех трёх комнат дома, со «стеклянной кровлей» и без стен. То есть, были только деревянные столбики для поддержки кровли и перила между ними. Если бы не перила, то с высокого дощатого пола террасы можно было шагнуть прямо в заросли цветов и на дорожку, окружающую дом.
 
  Вы заметили, что слова «стеклянная кровля» я взял в кавычки?
  М-да. Стёкла, вмазанные в деревянный переплёт, не самая лучшая защита от дождя. Поэтому во время дождя на полу терраски стояли тазики, в тех местах, где особенно течёт. Они бойко собирали воду, падающую с неба.
  У меню до сих пор в ушах стоят эти волшебные звуки. Налетающие со шквалом порывы ветра то заглушали, то усиливали этот шум.
Процитирую стихотворение автора, с чьим творчеством оказался случайным образом знаком ещё в до интернетовскую пору** -

56
В звучании дождя пророческие ноты
В них знак судьбы и тайна бытия
Не потому ли нас задумчивости своды
Спасают в дождь от нашего житья.
В звучании дождя гармоний неизменность
Пред ними никнет мимолётность чувств
И распадается
   всей нашей жизни бренность
На скопище бессмысленных причуд.
В звучании дождя надежд былых продленье
Обретших наконец-то свой приют
В звучании дождя мелодия смиренья
Для нас для всех кто в прошлое уйдут.
                http://proza.ru/2016/03/30/852

  Однако, не протекающая крыша оказалась главным недостатком бабушкиной террасы. Как-то, приехав весной после долгого зимнего отсутствия, мы обнаружили, что на дачу проникли воры. Очень культурные. Не потому, что ничего не своровали (ровно ничего стоящего в комнатах не было). А потому, что они вынули стекло из окна аккуратно. Не разбили, а положили на стол. И рядом со стеклом, ровной кучкой – гвоздики.
  Но вышли-то они через дверь. А после них в комнату забрались собаки.
  Жила свора собак всю зиму, располагаясь со всеми удобствами на наших мягких кроватях. Пришлось всё выбросить. Поскольку запах псины был неописуемый.
  Вот что значат «только перила», при отсутствии иной загородки.
 
  И вот, я вечерами выхожу на промысел. Орудуя гвоздодёром, отрываю дощечки от щитов, окружающих строительную площадку. Ну, не так уж совсем в наглую ворую. Выбираю разбитые щиты, которые для огородки уже не годятся.
  В домике загорается свет, выходит человек. Даю три рубля. Он говорит – «Ты не стесняйся, бери целые щиты – я тут сторож»
  Насобирав к пятнице достаточное количество досточек, укладываю их на тележку. Получается нечто, похожее на крокодила, которого можно вести за верёвочку, привязанную к морде. Везу «крокодила» через всю ночную Москву по Садовому кольцу на Ярославский вокзал, потом запихиваю в электричку, и - на дачу. Так я всю террасу снизу досточками и загородил.

  Не буду затягивать рассказ. Про строительную эпопею в продолжении расскажу. Поскольку эпопея эта долгая и разнообразная.  Вы узнаете об особенностях фундамента и о конфигурации в кладке стен, с местами для подвески батарей отопления и с выступами для оконных проёмов, об особенностях кладки печей, и ещё о многом таком. Но сначала хочу рассказать чуть-чуть о своей бабушке. Поскольку дача до сих пор хранит её первоначальный дух, и даже в форме портрета, написанного неизвестным художником. По моему мнению, фамильный портрет в потемневшей золочёной раме должен висеть над лестницей, и это было бы прикольно.
  Бабушка моя была невысокой и в меру худенькой старушкой, весьма креативной в своих занятиях. Она постоянно посещала художественные выставки, где, разумеется, общалась с художниками, ходила в университет на лекции по медицине, и химии – купила себе даже массу маленьких пробирочек и химических реактивов. Чтобы проводить в пробирочках разные химические опыты.
  Но главной любовью её были опыты сельскохозяйственные.
  Это моя мама рассаживала по всей даче цветы***, а бабушка занималась другим. Она резала клубни картофеля на части с глазками и потом яровизировала и проращивала их. Купала и замачивала в разных растворах – от марганцовки и до жень-шеня. Затем высаживала результаты своих опытов на отдельные деляночки в конце участка, обозначая каждую деляночку воткнутой в землю заострённой латунной полосочкой с соответствующей надписью – что и как посажено.
  Ведро с этими полосочками и сейчас лежит в нашем сарае. Они бывают удобны для разных столярно-слесарных поделок. Для скрепления частей скамеек, например.
  Бабушка следила за своим здоровьем. Пропагандировала бром-ксероформную мазь, сама лечилась и всех лечила этой мазью. Мазь в большой банке тёмного стекла так между нами и называлась – «бабушкина мазь». Если сейчас девицы делают маски для лица, и не выходят из дома, то бабушка намазывала своё морщинистое лицо жёлтой мазью и изображала китайца, возвышаясь над зелёными побегами молодой картошки.
  Бабуля прожила бы ещё очень долго. Но попала под трамвай, переходя Каланчёвскую площадь. Шла, по своему обыкновению, выставив вперёд палку, со словами – водители видят меня, пусть и объезжают.
  Но трамвай поворачивать не умеет.
  Никогда не делайте так.

__________
21.06.2021    продолжение следует

*  Блоки на основе смеси цемента с песком, керамзитом или шлаком имеют размер 20х20х40 см. Именно из таких блоков наш строительный отряд строил большой коровник на целине невдалеке от нынешней столицы Казахстана.

**  С творчеством Карена Сарксяна, бывшего в то время руководителем проекта лазерного термоядерного синтеза в ИОФАНе, я познакомился через свою знакомую, Наташу Ларионову, тоже выпускницу МГУ, работавшую у него в группе по теме лазерная индикация плазмы. Она принесла мне маленькую голубенькую книжечку его стихов (самиздат, разумеется) с надписью на обложке – «Ваня Курсорский».

***  Любимыми цветами мамы были пионы и флоксы –

Цветов, отцветших среди лета,
Не жаль - другие расцветут.
Но флоксы летние приветы
В сырую осень унесут.

И съёжившись под первым снегом
В короткий и холодный день,
Лиловым станут оберегом,
Напоминающим сирень.

Напоминающим собою
Античных кратеров узор,*
В которых смесь вина с водою,
Не веселя, туманит взор.

И я сорву сирени-флоксы
Как след, что видеть мы должны,
Как звук печальный терменвокса,
В прозрачной вазе у стены.
_______
* Кратер (др.-греч. — «смешиваю») — древнегреческий сосуд из металла или глины, реже — мрамора для смешивания вина с водой.