От казаков днепровских до запорожских ч. 61

Николай Мринский
Московский царь Алексей Михайлович поздравлял его с победами. В январе 1649 г. в Киеве Хмельницкий был провозглашен гетманом Украины и в феврале признан в этом качестве Яном-Казимиром, не имевшим ещё достаточно войск для подавления мятежа. Польские комиссары привезли Хмельницкому королевскую грамоту на гетманское достоинство, булаву, усыпанную драгоценными камнями, и красное знамя с белым орлом. В ходе польско-украинских переговоров казаками было заявлено: номинальное подчинение только королю, минуя шляхту, отмена унии и засилья евреев-арендаторов. Поляки в свою очередь настаивали на восстановлении своих имений на Украине и выплаты шляхтичам компенсации за разорение, а также на ограничении численности казацкого войска. А в целом восставшие должны были сложить оружие и непременно вернуться к своим помещикам для работы на барских полях. Будучи дальновидным гос. деятелем Б. Хмельницкий, безусловно, понимал, что его сила заключалась как раз в общем народном восстании. Переговоры были провалены, предложения послов отвергнуты, и они уехали ни с чем, радуясь, что остались живы. Уже в первых числах марта 1649 г. посол Хмельницкого полковник Силуян Мужиловский вёл переговоры в Москве. Он вручил русскому царю личную грамоту гетмана, в которой последний от имени Войска Запорожского и всего народа украинского бил челом государю и сообщал, что украинцы дружно поднялись против польских угнетателей и стоят за веру православную и волю народную.

В грамоте содержалась просьба о направлении ратных людей на Смоленск, с тем чтобы вместе с войсками гетмана выступить там против общего недруга. Хмельницкий также смиренно просил Алексея Михайловича оказать помощь хлебом и солью, а в случае вынужденного отступления на русскую землю после сражений с поляками, не чинить препонов. В заключение гетман просил царя прислать своих послов для переговоров и быть для украинского народа «православным царём и самодержцем», так как у русских и украинцев «вера общая и благословенная вовеки». Грамота Хмельницкого была принята благосклонно и без промедления. 13 марта из Москвы в Чигирин, где находилась Ставка и канцелярия гетмана было послано высокое московское посольство во главе с думным дьяком Григорием Унковским. Московское посольство, с которым вернулся и Мужиловский, встречали радушно. Последующие переговоры гетмана и старшины с послами русского государя прошли успешно. На них к удовлетворению обоих сторон было решено учесть, что Россия в данное время испытывает зкономические трудности и некоторые внутренние политические осложнения, не готова к войне с Польшей и вынуждена придерживаться Поляновского мирного договора. В силу этого русский царь пока не может открыто оказать военную помощь Б. Хмеле; в то же время русские не будут помогать полякам (по договору) в их борьбе с Хмельницким; русское правительство окажет Украине помощь хлебом, солью и другими продуктами питания, а также будет снабжать казаков оружием и деньгами;

Б. Хмеля со своей стороны отменит все пошлины в торговле с Россией и прикажет оказывать всяческое содействие русским торговым людям. Москва разрешит украинцам при необходимости свободно переходить русские пределы и по желанию оставаться на русских землях; царь не будет возражать, если по просьбе запорожских казаков донские казаки примут участие в военных действиях против польской шляхты; Хмельницкий пока сохранит союз с крымскими татарами, но при этом не будет выступать против русских и будет информировать Москву о намерениях хана. Оскорблённая польская Корона весной 1649 г. объявила новое «посполитое рушение». Войска собирались в Люблине и летом 50 польских полков и 12 тыс. немецких пехотинцев-наёмников во главе с королём выступили в новый поход против казаков, предавая на своём пути, всё огню и мечу. Вишневецкий сосредоточил 12 тыс. солдат в Збаражском замке, имевшем 60 орудий. Богдан Хмеля собрал у Чигирина 30 казачьих полков. На помощь ему пришли запорожцы, донские казаки, пятигорские черкесы и татары во главе с ханом Ислам-Гиреем. Казацко-татарская армия, насчитывавшая до 50 тыс. чел., в марте двинулась в направлении Збаража. 25 марта перед замком основные силы поляков были окружены и начались бои. Казачий полк Бурляя вместе с татарами опрокинул немецкую пехоту и ворвался в неприятельский обоз. Однако И. Вишневецкий бросил против казаков Бурляя гусарскую хоругвь, которая оттеснила их к пруду и почти всех уничтожила.

На помощь Бурляю устремился полк Морозенко, но поляки отразили эту атаку, а полковник Морозенко был убит. К вечеру армия Вишневецкого отступила в Збараж, где он сумел организовать оборону замка. Два месяца осаждённые, в рядах которых начался голод, отбивали атаки армии Б. Хмели. Тем временем к Збаражу подходило 30-тысячное войско Яна-Казимира. Узнав об этом, Хмельницкий в конце июля предпринял общий штурм под прикрытием гуляй-городов. Однако люди Вишневецкого сделали вылазку и сожгли гуляй-города, вынудив казаков отступить. Оставив у Збаража небольшой блокирующий отряд, Хмельницкий выступил с главными силами навстречу польскому королю. Они встретились недалеко от Зборова на р. Стрыпе. С учётом потерь, понесённых у Збаража, и оставленного у замка отряда, гетман Хмельницкий имел лишь небольшой численный перевес. С утра 5 августа польское войско стало переправляться через реку по двум мостам. Хмельницкий поочередно атаковал оба отряда польского войска, успевшие переправиться на правый берег, и уничтожил их. Затем в бой вступили главные силы. Казакам и татарам удалось опрокинуть левое крыло неприятеля, где стояла шляхетская конница из собственно польских земель. Король бросил ей на помощь рейтарскую конницу. Одновременно правое крыло, состоявшее из польской шляхты Брацлавского и Подольского воеводств, перешло в контратаку. В результате, наступление украинского войска было остановлено. Поляки смогли укрыться в обозе и обнести его шанцами.

Утром 6 августа казаки атаковали польский лагерь с фронта, а татары - с тыла. Несколько казачьих сотен одновременно ворвались в Зборов, занятый слабым гарнизоном поляков. Однако накануне вечером Ян-Казимир направил письмо крымскому хану, где предлагал ему любые уступки (в том числе большие деньги) в обмен на прекращение татарами боевых действий. В разгар штурма польского лагеря крымский хан предал казаков и потребовал от Хмельницкого прекратить наступление и пойти на переговоры. 8/22 августа между Украиной и Польшей был заключен Зборовский мирный договор. Поляки заплатили татарам 200 тыс. золотых и обещали платить по 90 тыс. ежегодно. Число реестровых казаков по этому договору увеличивалось до 40 тыс. (их фактически так и было в армии Хмельницкого, которой «объявлялось прощение»). Король обязался платить им жалованье и снабжать оружием. В трёх воеводствах - Киевском, Брацлавском и Черниговском, власть польской шляхты ограничивалась, и те, кто занимал должности должны были быть православного вероисповедания, и признавать власть гетмана. Польские войска не должны были оставаться на Украине. Произошёл размен пленных, в результате чего в Польшу вернулись гетманы Потоцкий и Калиновский. Поляки обещали, что православная церковь будет пользоваться в стране теми же правами, что и католическая, а киевский митрополит наравне с другими сенаторами будет заседать в сейме. Он то как раз и не поддержал Зборовский мир, посчитав уступки, сделанные Хмельницкому - чрезмерными.

Зборовский договор не устраивал польскую знать, поскольку Хмельницкий оставался грозной реальной силой и теперь официально представлял власть Украины. Но ещё меньше этот договор устраивал широкие массы украинского народа. Не вошедшие в реестр крестьяне (а их было абсолютное большинство) снова превращались в подданных своих господ. Под новый, 1650 г. Ян-Казимир обнародовал универсал "Об оставлении всех украинских селян в послушенстве панам". Неудивительно, что Зборовское перемирие вызвало большое возмущение в народе и это лучше всех понимал сам гетман Хмельницкий. Сравнительно короткий период после Зборовского перемирия характеризовался повышенной дипломатической активностью в отношениях между Россией, Польшей, Турцией, Украиной и Крымским ханством. Москва оказывала помощь Украине, чтобы совместно с нею выступить против панской Польши, вернуть себе Смоленск, а также одновременно пресечь враждебные выпады со стороны султана и крымского хана. Польша в свою очередь стремилась подкупать хана, чтобы вместе с татарами выступить против Москвы и Хмельницкого. Крымский хан мечтал захватить Казанское и Астраханское царства и старался получать дань с поляков и при случае пограбить украинские и русские земли. Украинский гетман достаточно трезво разбирался во всех хитросплетениях соседей и при этом в своей внешней политике твёрдо держал курс на воссоединение с Россией. В феврале 1651 г. Земской собор в Москве одобрил идею воссоединения.

Продолжение следует в части  62                http://proza.ru/2019/09/13/1530