Николай Яковлевич Кириленко – советский и российский ученый в области механики, экологии, педагогики, психологии, академик Российской академии естественных наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Московской области, лауреат Национальной экологической премии «Экомир», лауреат Международной экологической премии «EcoWorld», Международной премии им. М. Нострадамуса, специальный диплом им. Н.И. Вавилова Международной экологической премии «EcoWorld», почетный ученый Европы, почетный изобретатель Европы, выдающийся натуропат Европы.
КОНЦЕПЦИЯ РАСШИРЯЮЩЕГОСЯ СОЗНАНИЯ
Предметом естественнонаучного познания человека является все, что относится к его естеству.
Человек подвержен социальным закономерностям. Естествознание изучает физическую основу социальных действий и вносит свой особый вклад в их целостное понимание.
В процессе совершенствования механизма реагирования на воздействия окружающей среды психика все более усложнялась, что в конечном итоге привело к появлению того, что является главным отличием человека от всех других видов жизни, – сознания [1, 2].
В соответствии с так называемой холотропной моделью сознания С. Грофа [3]:
1. Человек имеет бесконечное поле сознания, выходящее за пределы трехмерного пространства, линейного времени и причинно-следственных связей; он соизмерим со всею целостностью бытия.
2. Для коммуникации и получения информации не обязательны сенсорные каналы и известные виды энергии.
3. Психика включает весь опыт Вселенной. В каждом человеке есть всё.
4. Память может существовать без материального субстрата.
5. Духовный опыт является универсальным.
6. Сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем.
7. Цель лечения – глубокая трансформация личности и смена фундаментальных ценностей человека. По-настоящему здоров тот, кто приходит к чувству планетарного единства, экологической озабоченности и необходимости служения.
Какими бы удивительными ни казались максимы холотропной модели сознания, прослеживаются определенные параллели между ними и современными физическими представлениями:
1. Поле сознания выходит за трехмерное пространство и линейное время (в физике: пространство-время многомерно и нелинейно).
2. Отсутствует однозначный детерминизм (в физике: внедрение вероятностных представлений).
3. Память, как и энергия, может существовать без материального субстрата (в физике: масса покоя может быть равна нулю).
4. Поле сознания бесконечно (в физике: принцип дальнодействия).
3. Сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем (в физике: «свобода воли» электрона).
4. Вселенная предполагает участие космического разума как решающего фактора развития. Сознание – исходный атрибут существования (в космологии: антропный принцип).
Модель «расширяющегося сознания» имеет очевидное экологическое значение, что позволяет говорить о расширении сознания в глубины экологии – область нравственно-духовного.
Развитие Вселенной ведет к социальным изменениям – таков один из выводов, а именно этический, из современных концепций естествознания.
Природа, как объект изучения естествознания сложна и многообразна в своих проявлениях.
Круг знаний о природе становится все шире. Область сопряжения его с безграничным полем незнания усеяна научными идеями-концепциями естествознания.
Некоторые из этих идей пробьются в круг классических знаний и дадут жизнь новым идеям, новым естественнонаучным концепциям, другие же останутся лишь в истории развития науки.
Такова диалектика развития познания действительности.
Список литературы
1. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.
3. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. – М., 1994.
См. Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.
Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.
Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.