Индия далекая и близкая

Валентина Кононова 2
        В ноябре 2019 года я получила приглашение на свадьбу в Индию, подумала, и решила, что это мой шанс увидеть не только достопримечательности, которые обычно показывают тем, кто едет по туристической путевке, но и познакомиться с родственниками.  Дело в том, что моя дочь Марина замужем за индийцем - Вирендром Томаром.  Его семья живет в Индии. А свадьба у старшего сына брата моего зятя. А еще я смогу познакомиться с людьми, их бытом не со стороны, а окунувшись в их жизнь. И я решила ехать.
            Аэропорт в Дели меня поразил своим масштабом, чистотой, порядком и индийским колоритом. Нас, (а мы летели со старшим внуком Кираном) встретили на машине. Сначала мы поехали в торговый центр. Он был очень большой, с огромным разнообразием товаров. Но уже при входе было нечто такое, чего нет в наших ТЦ - всех посетителей пропускали через «рамку». Причем, женщин и мужчин через разные «рамки». Сумки пропускали через ленту. Эти меры в Индии приняты с целью борьбы с терроризмом. И потом, куда бы мы ни заходили, этот порядок был точно такой же – и в музеях, и в храмах, и в магазинах.   
        Перекусили в Макдональдсе. Набор блюд такой же, но все приготовлено с более острыми специями. Как оказалось это очень вкусно. И еще одно открытие – в Индии нет полиэтиленовых пакетов и пластиковой посуды. Даже трубочки для сока сделаны из бумаги, как и все остальное – экологически чистые материалы.
              Сделав покупки, мы поехали в деревню, где жили родственники.
         Следующий день был для нас днем отдыха. Начали с экскурсии по дому. Дом огромный. Но конструкция дома совсем не похожа на наши дома в России. Входим в ворота и попадаем во двор. Во дворе - автомобиль, трактора и много разной техники, так как Харендр - фермер.   Он продолжает дело своих предков – выращивает сахарный тростник и зернобобовые культуры. Еще в этом дворе растет дерево ним, оно очень старое, выше дома и оно лекарственное.
         Если проходим дальше, то попадаем в другой двор, который имеет форму квадрата или прямоугольника. По всему периметру жилые комнаты, кладовки, складские помещения.
          Второй этаж – это жилая зона:  большой холл, из которого можно выйти на балконы на две стороны дома. По периметру расположены жилые комнаты и кухня. Одна из комнат выделена под домашний храм. 
          Так как студеных зим там не бывает, то отопления в доме нет. Еду готовят в специально отведенной комнате – кухне. 
            Третий этаж это, по сути,  крыша, но она плоская и может служить, как местом для отдыха, так и прекрасной смотровой площадкой. Посмотрели на деревню с высоты третьего этажа. 
            Утром мама Вирендра пригласила меня пройти с ней. Оказалось, что пришли женщины деревни, чтобы посмотреть и познакомиться со мной. Я вышла, и обряд знакомства был в лучших индийских традициях. Младшие женщины кланялись и касались моих ног, а я в ответ гладила их по голове. Женщины ровесники и те, кто постарше, просто обнимали меня, и я их тоже. Было очень волнительно.
       В этот же день, ближе к вечеру, в дом пришли женщины деревни. Начинались предсвадебные мероприятия. Женщины и дети собрались во втором дворе, чтобы танцевать и петь. Это тоже традиция – пожелание счастья и добра жениху в будущей жизни.
          В Индии рано ложатся спать и очень рано встают. Когда мы вставали рано, то я видела, что в соседних домах уже не спят, а метут двор или что-то делают по дому и во дворе. Вечером запирают все двери и все ворота. 
         Еще одна традиция – когда в дом приходят гости, то им всегда подносят и предлагают воду. Я поинтересовалась, почему именно воду. Мне объяснили, что в Индии почти все время жарко, поэтому выпить стакан воды очень актуально. Со временем это и стало у них  традицией.
       Главная религия в Индии индуизм, ее основой является Тримурти (три главных божества) - это Брахма, Шива и Вишну. Брахма тот Бог, который сотворил мир, Вишну - хранитель мира, а Шива уничтожает мир в конце определенного жизненного этапа.
            Утром следующего дня мы поехали в путешествие по стране.  Первым городом стал Вриндаван. Во Вриндаване мы поселились в гостинице, довольно комфортабельной. В номерах было все необходимое для комфортного проживания. Гостиница была трехэтажная, очень красивая снаружи и внутри.
      И потом, где бы мы не останавливались, во всех гостиницах нас встречали чистота, отменный обслуживающий персонал, а в ресторанах вкусная еда. И всегда можно было сделать выбор между индийской и европейской кухней. Персонал всегда владел, кроме своего языка, еще и английским, поэтому в общении затруднений не возникало.
     Сразу, как только устроились, мы отправились в белоснежный мраморный храм. 
            Многие люди со всего мира приезжают сюда, чтобы увидеть красоту и насладиться атмосферой.
        В нашем путешествии мы побывали в храме Прем Мандир, тоже во Вриндаване. На следующий день мы поехали в Агру, и по пути посетили храм, посвященный рождению Кришны в городе Матхура.
        Незабываемые впечатления оставило посещение Тадж-Махала.  Еще в Агре побывали в Красном форте.
Минарет Кутб – Минар, Храм Лотоса, Индуистский храмовый комплекс Акшардхам в Дели – каждый храм и памятник производили впечатление, которое я увезла с собой, в своей душе.
         Кроме впечатляющих поездок по Индии, мне также посчастливилось не просто увидеть, но и принять непосредственное участие в свадебной церемонии сначала у жениха, а потом у невесты. Это было очень масштабно и красочно.
       На следующий день после свадьбы рано утром наше путешествие продолжилось. На этот раз мы направлялись к священной реке Ганг. У нас принято называть эту реку Ганг, в мужском роде, а в Индии ее называют Ганга. Омыв ноги и лицо священными водами Ганги, мы отправились на две тысячи метров над уровнем моря в Сад цветов в город  Массури — это город в округе Дехрадун. Массури является популярной горной станцией, расположенной у подножия Гималаев в 34 километрах от города Дехрадуна. Средняя высота над уровнем моря — 1826 метров.
        Таких достопримечательностей, какие я видела в Индии, нет нигде. Величие, красота, которые создали своими руками мастера - умельцы.
            Но главное в Индии, и это запомнилось и осталось в сердце, это люди - добрые, отзывчивые, трудолюбивые, любопытные, иногда немного наивные. Это люди с открытыми сердцами и чистой душой.
         Впечатлений после поездки было так много, что по приезду домой, я написала и издала книгу «Индия далекая и близкая».
       Очень хотелось бы побывать в этой стране еще. Не любить Индию невозможно.