Начало здесь http://proza.ru/2021/07/05/15
НАИВ КАТЕРИНЫ БИЛОКУР
Если заглянуть в глубь тысячелетий ...То начало всего изобразительного искусства берёт из наива. Ведь можно же считать наивным искусством росписи первобытных художников и их наскальные рисунки.
Моё открытие Катерины Билокур произошло в Мухинском. Однокурсник киевлянин Витя Оришич подарил альбом, небольшую монографию Катерины Билокур,
А летом после второго курса по пути в Феодосию, заехали мы с мужем к Вите в Киев. И окунулись в древнюю киевскую Русь. Cвятая София и Лавра, Золотые ворота, Андреевский спуск и Подол, и музеи, музеи, музеи. Нет, мы конечно купались в Днепре и загорали до полудня на песочке напротив собора св. Александра и Михайловского Златоверхого монастыря с Витей и его братом. А вечером умудрялись нашипучиться игристым вином до...До состояния, когда могли не стесняясь орать на Крещатике
We all live in a yellow submarine
Yellow submarine, yellow submarine
(вообще-то кричать битлов не получалось, "жёлтую подводную лодку" мы всё таки пытались петь:)))
Но днём ...
Днём специально ходили в музеи на работы Катерины Билокур. Там на холстах, такая жизнь копошилась в цветах, не только пчёлы-мухи, даже комары! Разглядывать эти сокровища было захватывающе интересно. Мария Примаченко - та оставила меня совсем равнодушной.
А Билокур. Я тогда даже не поняла на сколько её работы стали для меня важными. Вроде как совершенно невозможно объединить школу Шаманова Бориса Ивановича*, Каволиной Тамары Фёдоровны** и эту народную художницу? А вот поди ж ты как затронуло. И переплелось. В альбоме, что подарил Витя выдержки из писем мастерицы.
«Судьба испытывает тех, кто отважился идти к великой цели, но сильных духом не поймает никто, они со стиснутыми руками упрямо и смело идут к намеченной цели. И тогда судьба вознаграждает их сторицей и открывает перед ними все тайны действительно прекрасного и несравненного искусства»..
По истории жизни, Народного, Заслуженного художника Украины причисляют к наиву и примитивизму. НО честное слово, о каком наиве, можно говорить рассматривая работы Билокур. Вот из всех наивных - там, там такое мастерство ...
Да, она не получила профессионального образования, но талант, любовь к своему делу и трудолюбие подняли её живопись на такой высокий уровень, что у меня захватывало дух.
***
Родилась Катря в крестьянской семье в селе под Киевом в 1900 году. Какая участь ждала её в те годы - ранний брак, муж, дети, хозяйство и работа в поле. В школу её не отдали, научилась читать самостоятельно по Азбуке младшего брата, да и зачем читать девочке крестьянке? Родители запрещали. А Катря очень хотела рисовать и завидовала братику, что у него есть тетрадки. Однажды, как любому ребёнку, ей захотелось порадовать родителей своими рисунками и она развесила их по хате. Отец сжёг в печке те сказочные картинки и потом за рисунки, если находили их, нещадно били её розгами. Ни к чему это "бессмысленное занятие".
После революции Катерина пыталась поступить в Миргородский техникум художественной керамики, но из-за отсутствия образовании её рисунки даже смотреть не стали.
Была она девушкой привлекательной и на селе поклонников хватало, но никто из них не понимал её увлечения живописью и требовали оставить глупое занятие - "жена не должна быть мазилкой"!
Катерина замуж не спешила. Продолжала рисовать и жить с родителями, и выполнять всю работу, что требовалось в крестьянской жизни. Сопротивление родителей продолжалось. Только после попытки самоубийства,( она пыталась утопиться в 1934 ) ей позволили рисовать и не принуждали больше к замужеству. Катерина, простудившая ноги в холодной воде, на всю жизнь осталась инвалидом.
Известность к ней пришла совершенно неожиданно. По сельским меркам - немолодая уже женщина "чудачка" ( на тот момент ей было 39 лет ), Катерина по радио услышала песню
Чи я в лузі не калина була,
Чи я в лузі не червона була?
Взяли ж мене поламали
І в пучечки пов’язали.
Така доля моя!
Гірка доля моя!
Слова и голос так тронули женщину, что она написала известной киевской певице письмо, рассказала о своей жизни и вложила в письмо рисунок калины. Певица заинтересовалась судьбой талантливой мастерицы и она показала картинку своим друзьям. Очень скоро в село приехали представители Полтавского дома творчества.
И вот свершилось! Чудо. Удивительные работы отобрали на персональную выставку сначала в Полтаве, а потом выставили в Киеве. Успех был огромным! Художницу-самоучку премировали поездкой в Москву.
Музеи! Наибольшее впечатление на неё произвели "малые голландцы" и французские импрессионисты.
Всемирное признание пришло после войны. «Царь-колос», «Березка» и «Колхозное поле» участвовали в международной выставке в Париже в 1954 году.
Но слава чревата...После выставки во время транспортировки в СССР эти картины были похищены. Две из них так и не нашли до сих пор.
Третья - «Колхозное поле» -хранится в Национальном музее украинского народного декоративного искусства.
Многие сравнивают её натюрморты с голландской живописью, но картины великих художников она впервые увидела только после своих персональных выставок. Нигде не учась Билокур своим учителем называла природу.
Её почти чёрные фоны ...Скорее эти картины можно сравнить с национальной мухусской вышивкой или народной вышивкой по чёрному сукну гуцулов и словак.
Картины Билокур отличаются тщательной детализацией, видимо поэтому и сравнивают с голландцами. Она выписывала каждый цветочек, лепесточек с прожилками, каждую веточку с трещинками и зазубринками. Писала долго, иногда один натюрморт целый год. Зимой по памяти. В своих букетах соединяла несоединимые по времени цветения растения. Никогда не срывала цветы. В тёплое время года - работала в поле и в саду.
Трепетное дыхание природы излучают её картины. Это так. Для меня.
Удивительная судьба. Катерина так и не вышла замуж, к 50 годам затосковала о детях. Почувствовала одиночество. http://proza.ru/2021/07/06/91
В селе её не понимали, а так хотелось поделиться своими радостями и горестями с близким человеком. На руках - тяжело больная мать. Да и сама она уже была больна раком.
Свои переживания она оставила в письмах.
Прямая речь всегда честнее. Поэтому приведу длинную цитату из её письма
"Может вы недовольны моей работой, поскольку я рисую лишь одни цветы? Но как же их не рисовать, если они такие красивые! Я и сама, когда начинаю рисовать очередную картину с цветами, иногда думаю: вот когда эту закончу, тогда уже буду рисовать что-нибудь из жизни людей. Но пока закончу, в голове уже возникает целый ряд новых картин, и одна другой чудеснее и одна другой краше - и все цветы. Вот вам и весь сказ.
А придёт весна, зазеленеют травы, а потом и цветы зацветут... И боже мой! Как глянешь кругом - и те хороши, а те ещё лучше, а те ещё чудесней...
И как бы склоняются ко мне и говорят: "Кто ж нас тогда будет рисовать, как ты нас покинешь?" И я забываю всё на свете, и снова рисую цветы. Не гневайтесь на меня, мои близкие и далёкие друзья, что я рисую цветы, ведь из цветов картины красивые."
ПРОДОЛЖЕНИЕ... НАИВ ИВАНА ГЕНЕРАЛИЧА ... http://proza.ru/2021/07/07/36
*Шаманов Борис Иванович(1931-2008)советский живописец, график и педагог, Заслуженный художник РСФСР, Народный художник Российской Федерации. Мой педагог по живописи, училась у него со второго по пятый курс.
**Каволина Тамара Фёдоровна(1934)- худ.акварелист.
Тамара Федоровна является единственным художником, защитившим диплом в Академии Художеств на факультете живописи в технике акварель. И первый художник, который выставляет акварели на секции живописи в Союзе Художников.
Училась у неё живописи два года на подкурсах в Мухе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 http://proza.ru/2021/07/06/45 "Пионы"
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 http://proza.ru/2021/07/06/52 портрет Надежды Билокур
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 http://proza.ru/2021/07/06/59 "Цветы и орехи"
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 http://proza.ru/2021/07/06/66 "Цветы"
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 http://proza.ru/2021/07/06/91 Счастье. Аисты ребёнка принесли"