Архивы к нему оказались благосклонны; сохранилась Учетно-послужная карточка офицера (ЦАМО, шкаф 199, ящик 5) с фотографией.
Стольников Иван Фролович
Дата рождения: 27.04.1917
Место рождения: Брянская обл., Суземский р-н, п. Суземка
Наименование военкомата: Юхновский ГВК, Калужская обл., г. Юхнов
Дата поступления на службу: 11.11.1939
Воинское звание: майор
Дата окончания службы: 05.06.1968
Награды: Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Кроме того в архивном томе Полтавского тракторного училища нашлась пара страничек с его фамилией.
Приказ начальника училища от 16.09.41 – выплатить курсанту младшему сержанту Стольникову полевые деньги за пребывание в действующей армии с 6/VIII по 20/VIII; месяцем позже – приказе о присвоении звания "воентехник 2 ранга" и назначении его на должность командира взвода тракторной роты батальона обеспечения Полтавского тракторного училища.
Единственная награда, медаль за Победу позволила увидеть его фамилию ещё в одном списке (ЦАМО, фонд 131, опись 12523, дело 179):
Приказ подразделения
№: 1 от: 15.12.1945
Издан: Полтавское танк. училище.
Старший лейтенант Стольников, командир танковой роты Полтавского танкового училища в декабре победного 45-го.
Этой фразой можно было бы закончить историю бойца сводного полка – да только история человека неисчерпаема вглубь, так же как ленинский электрон (цитата из «Материализм и эмпириокритицизм: «электрон так же неисчерпаем, как атом»).
Порталом для путешествия во времени для меня оказалось место рождения Ивана Фроловича, деревня Сузёмка!
Много интересного об этих местах я узнал от автора Проза.ру Александра Разенкова («Суземская старина» http://proza.ru/2018/09/10/1115 ):
« Сузем – ряд изб в версте от дороги из Трубчевска в Севск», расположен в 134 км к югу от Брянска.
Эта дорога изначально древнее поселка, появившегося, по Википедии в XVIII веке (первоначальное название «Буда-Суземка»).
Место рубежное, в некоторых ранних источниках древний город Трубчевск называется и Трубежем и Трубежском.
Сегодня станция Суземка — ближайшая к границе с Украиной станция Московской железной дороги. На вокзале станции расположен таможенный пост.
Столетие назад, в 1918 году здесь проходила линия разграничения между Советской Россией и немецкими войсками.
Если нырнуть еще глубже в толщу времени, попадем в Северщину.
Один из участков южной границы княжества Литовского с Московским государством проходил именно здесь.
На протяжении двух с половиной веков за обладанием этими землями шла борьба между Великим княжеством Литовским и Московией, а впоследствии – Речью Посполитой и Российским государством.
Северщина и жители её севрюки, пережив Смутное время начала XVII века и приняв в нем активное участие, к середине века исчезли с исторической арены.
Еще раньше, до нашествия Орды здесь обитали подданные Черниговского княжества, граничившего на севере с княжеством Владимирским.
Проблемы были те же, что и у нынешних государств: сепаратисты и соседи. Рязанская украина стремилась отделиться, половцы досаждали набегами из Дикой степи.
В одном из походов северских дружин участвовал князь Всеволод Трубчевский, по прозвищу Буй-тур, который двигался в половецкие земли через Севск и у реки Оскола соединился со своим братом, князем Новгород-Северским Игорем.
В «Слове о полку Игореве», брат Игоря, трубчевский князь Всеволод, говорит: «А мои ти Куряне сведоми кмети: под трубами повити, под шеломы везлелеяни…».
Забытое слово «КМЕТ» понимается в этом контексте в смысле воина, дружинника, конного воителя.
Мы, родившиеся в XX веке - и курсант сводного полка Стольников и я - не знаем истории своей семьи глубже чем на четыре-пять поколений.
Войны, мятежи, пожары не оставили письменным свидетельствам шансов на сохранение, но портрет человека, связанного своим рождением с местами упомянутыми в «Слове о полку Игоревом» мне, автору «Еще одного слова о полку» http://proza.ru/2020/10/19/1099 оказался кстати.
Поводом провести исторические параллели, возможностью взглянуть в лицо потомку кметов полка Игорева самоотверженно защищавшему страну в августе 41-го в сводной дружине Полтавского тракторного училища!
И тот, предок, и другой, потомок «… бились с обычным мужеством и забвением опасности, которые на протяжении всей истории проявлял русский народ, когда понимал, что дело идёт о защите страны от нагло вторгшегося, попирающего русскую землю завоевателя» /Академик Е.В.Тарле/.