Некоторые мысли о наиве и примитивизме. 4 часть

Эль Ка 3
Анна Силивончик .х.м. "Невидимый садовник".

первая часть здесь  http://proza.ru/2021/07/05/15 НАИВ АНРИ РУССО И НИКО ПИРОСМАНИ
вторая часть  http://proza.ru/2021/07/06/34  НАИВ КАТЕРИНЫ БИЛОКУР
третья часть  http://proza.ru/2021/07/07/36 НАИВ ИВАНА ГЕНЕРАЛИЧА

ПРО НАИВ И ПРИМИТИВИЗМ. 4 часть ПРИМИТИВИЗМ

Если говорить о начале ХХ века, то следует отметить, что черты примитивизма присущи творчеству и Поля Гогена, и группы французских художников «наби», и ранних представителей кубизма, фовизма, дадаизма (Марсель Дюшан), в Европе.

 В России это участники выставок «Голубая роза» (М. С. Сарьян, Н. П. Крымов), «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков), «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. З. Шагал) и др.


В настоящее время в направлении примитивизма работает очень много художников.
Я помню, как лет 15-20 назад начинали (приблизительно в одно время) Анна Силивончик в Беларуси и Евгения Гапчинская на Украине.
 Примитивизм чистой воды.
И как поначалу мне нравились работы обеих девочек.

НО.  Есть большая разница между   детками-ангелочками, ведущих взрослую жизнь, совершенно коммерционизированной худоЖНИЦЫ Евгении Гапчинской и персонажами Анны Силивончик.
 Гапчинская эксплуатирует один раз найденный образ. Это выгодный приём. Но к искусству это имеет мало отношения. Для меня такие работы -всё лебеди на клеёнке.
”Подходи-и, не скупись, покупай живопись!”
 штампованных мелкоглазых и красноносых ангелочков...

Собственно наверно поэтому коммерция сгубила так называемую школу Генералича. Здесь в общем-то всё просто. Столько мальчиков на селе захотело стать сразу знаменитыми и ударилось в ремесло и зарабатывание денег. А ведь понятно, что если талант есть, то он перерастает ремесло и поднимается над ним. А если талант пускается в тиражирование - то этот поток, конвейер уже нельзя назвать творчеством.  И хорватский наив разрушил себя сам.

     Наверно потому что талант не серийное производство.
     Талант это штучное изделие Бога.

Гапчинская неплохо начинала, но если Силивончик  растёт, то Евгения остановилась и "размножается"....сумки, крУжки, покрывашки, шарфики и кастрюльки, раскраски и схемы для вышивки и т.д. и т.п., и всё одни и те же  действующие лица...

Живопись Анны Силивончик разнообразна и философична. Персонажи меняются в зависимости от темы.  Потом я должна обязательно отметить, что Анна Силивончик пишет стихи, сказки. Занимается иллюстрацией, куклами, мультипликацией и спектаклями. Я поражаюсь работоспособностью этого художника и широтой её интересов. И что скрывать люблю-люблю -люблю. Десять -пятнадцать лет назад, когда она была молодой мамой, её работы сияли нежностью, добротой и чистотой. Раз в год она привозит выставку новых работ в Петербург.

Взрослела дочь, взрослела мама.  Сорок лет - прекрасный возраст. Уже нет никаких преград. Анна свободно берёт любую тему и поднимает её на высоту мировых проблем. Сатира и политический подтекст её работ кричат сейчас о её состоянии. Не всё мне нравится из её сегодняшних работ. Не приветствую я и употребление мата…  Но видимо допекло.
Силивончик постоянно меняется. Растёт? Да. И я бы ей пожелала не растерять того пыла и жара с которым она живёт и творит.

А кого не люблю?
А не люблю я жутких злых и зубастых баб, мужиков и котов Васи Ложкина. Это тоже НАИВ ..
Не сложилось с Васей Ложкиным  от слова совсем. Не моё. Мне страшно и хочется забыть, но эти зубы клацают надо мной и я уже никогда не смогу их развидеть. Такой вот  оскал от наива. Да, страшно далека я от этого Васи.

И работы Анжелы Джерих не то что не близко.  А да. НЕ люблю....
Почему-то карикатурность в газете нравится. Даже приветствую. В живописи - нет.  Не люблю.

Признаю, что как картинка в интернет-новостях имеет право быть. Но это не вечность. Это всё же "утром в газете - вечером в куплете."
Это про ту самую оперативность реагирования искусства на актуальные политические и социальные темы. Что называется, на злобу дня.

Жизнь гораздо больше чем карикатура.

Вот у Брейгеля "Падение Икара". Тема, да? Греческий миф. Известный папа- учёный, архитектор, создатель Лабиринта и деревянной коровы( кстати задолго до Трои) для жены Миноса, творец Дедал. И  непослушный сын. Ну как непослушный. Ведь исследователь в общем-то. Бесстрашный. Ну поднялся слишком высоко. И вот трагический для отца результат.
 А у Брейгеля от Икара только рожки да ножки, бултыхающиеся в воде. Никто на него не обращает внимания. Жизнь идёт своим чередом. Пахарь пашет землю. А кто там в небо залетел, пролетел - не интересно. Но никто не думает смеяться над Икаром у Брейгеля.
 
Собственно и работы Валентина Губарева по этой же причине оставили меня равнодушной. Это  приблизительно та же раскрашенная карикатура. Мне не интересно.
Есть может быть пара работ. Но не моё совсем.

Есть ещё автор.  Примитивистом его можно назвать лишь с большой натяжкой. Это известный заслуженный мордовский художник, педагог  Юрий Дырин. http://proza.ru/2021/07/08/21  Стиль его живописи - этнофутуризм. Художник соединяет характерные черты этнофутуризма и элементы наивного искусства, как стиля.  Что получается? Найдите, посмотрите,  вдруг получите удовольствие.  Мне нравится.
 
И работы Александра Сулимова из Жигулёвска мне очень нравятся. http://proza.ru/2021/07/08/3 Хотя он разный. Может и классическую обнажёнку писать на отлично. Может и в примитив удариться.  Живопись это всё же цвет. И у Александра Сулимова ЦВЕТ! Когда грущу я прихожу и получаю подзарядку от его картин. Ну вот приносят они мне эстетическое наслаждение. Это сочетание тёплой золотистой охры и небесного синего. Даже потрёпанные временем курящие ангелы, такие усталые мужички,  или барышни уточённые за чашкой кофе на фоне венецийских окон с голубыми небесами.

Такая вот любовь к трём апель…:)) к двум перемешавшимся направлениям. 
Конечно субъективно, но что есть, то есть.
 И я кажется смогла объяснить  и свою любовь  и своё неприятие.
НА ВКУС И ЦВЕТ - ВСЕ ФЛОМАСТЕРЫ  горячие холодные ядрёные РАЗНЫЕ.

А вообще я надеюсь, что кто-то откроет для себя новые имена и полюбит их и вдохновится. Ведь никогда не знаешь, из какого сучка, листика, солнечного луча или лунной пыли  появляется что-то новое. Своё.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 http://proza.ru/2021/07/08/8 Анна Силивончик
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 http://proza.ru/2021/07/08/3 Александр Сулимов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 http://proza.ru/2021/07/08/42 Александр Сулимов
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 http://proza.ru/2021/07/08/16 Александр Сулимов
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 http://proza.ru/2021/07/08/21 Юрий Дырин.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 http://proza.ru/2021/07/09/55 Анна Силивончик
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 http://proza.ru/2021/07/09/43 Анна Силивончик.