Чувства - 2. Гладиаторы - 2

Иосиф Лиарзи
ЧУВСТВА - 2. ГЛАДИАТОРЫ - 2.

Как не посетить Колизей в Риме.

Посетим!

Но неподалёку от него на холме, подальше от человеческого муравейника у пульсирующего притягивающего всех Колизея, мавзолей папы Юлия II.

А там –находится, одна из самых знаменитых скульптур Микеланджело – «Моисей».

Как не посетить!

Тихо там, пусто, слабо освещено.

Моисей, чуть больше человеческого роста и не один – он в ансамбле, хотя я привык видеть его на снимках, как единственную скульптуру.

Придётся избавляться от стереотипа и переучиваться.

Странно то, что не заметил охраны от варваров, которые только и ищут что бы уничтожить!

Протоптанными тропинками спустились к толпе у Колизея, взяли в кассах билеты и пошли по предлагаемому маршруту.

А он начинался с загонов, в которых содержались люди и дикие, свирепые звери.
Оттуда узкими коридорам со стенами высотой около 4-х метров гнали под сценой людей к месту гибели в боях друг с другом и дикими свирепыми зверьми.

На ум пришло сравнение с Понарами под Вильнюсом, где, во время WW II убили 100.000 евреев.

Людей там держали в глубоких ямах, из которых можно было выбраться только по длинной лестнице, которую спускали убийцы своим жертвам, сея в них надежду.

А те, во что-то поверив или на что-то понадеявшись, по своей воле подымались на потеху убийцам.

Сколько несбывшихся надежд, сколько гениев погибло!

Обезьяне всё равно чем расколоть орех – камнем или фотоаппаратом.

Мы так и остались на их уровне. Лучшие качества никому не нужны и не используются.
 Мощные мышцы, оружие в руках, «дубинистое» упрямство, в этом мире ценится больше хороших мозгов и тонких чувств.

И вот так, на потеху плебсу - римской «швали», выходили и те, кто понимал в чём их принуждают участвовать.

Они знали, что нужна победа, без ранений, потому что убитых и тех, кто не мог уйти с арены на своих ногах, баграми утаскивали с неё!

В Колизее демонстрируется отрывок из какого-то фильма, где говорится, что за пять столетий в боях друг против друга участвовали 14 пар отец и сын.


В этом месте нельзя бежать, потому что на крошечном пространстве арены
сконцентрировалась очень плотная и однородная, гамма человеческих чувств.

Нет ещё такого места, где в течении почти 500 лет люди, знали о том, что выходят на смерть, которую избежать не могли.


Во время гладиаторских боёв, атмосфера ужаса и ненависти бойцов была на вершине накала и многократно усиленная кровожадной публикой, захваченной этим чувством, пропитывала им арену, где всё это происходило.
 
Это сочилось отовсюду, проецировалось на сегодняшних людей, и у способных прочувствовать, могло их вызывать.

Мы были только вдвоём – партнёров не было, можно было позволить себе остановиться, оторвавшись от шумливой толпы, топающих один за другим посетителей, прислониться к стене и уединиться со своими переживаниями.

Не обращая внимания на окружающих, я окунулся в океан осевших и продолжающих бушевать здесь старых чувств, впитавших атмосферу ристалища.

Но бои отцов с сыновьями я в душу не пускал!
 
Было страшно возродить, явив это миру!

А ведь это происходило 14 раз!

Как могли их убедить драться друг с другом, как могли заставить?

В школах гладиаторов заботились о физическом состоянии бойцов, но вполне возможно, что для того, чтобы приучить их к мысли драться друг с другом пропускали через период голода.

На каком-то этапе теряя физические и духовные силы, пленные низводи -лись до самого простейшего, животного состояния.

Голод, покрывая плотной корой желудочных рефлексов, осушал мозг опустошая душу.

Единственным, постоянно действующим желанием было удовлетворить этот голод.
Вот где могло сказаться раннее безразличие отца, когда он не обращал внимания на подрастающего ребёнка, который учился, брал пример.

Тяжёлое впечатление, сжимающее сердце своей чёрной лапой, остаётся у меня и до сегодняшнего времени.