VIII. Гл-22. Праздник в Широком. Коктебель

Геннадий Чергизов
   *** Малая Авиация.Часть-2. ***

     КингЭйр прибыл из Копенгагена. Пробыл он там почти месяц. Техник Володя рассказывает, что механики-датчане в Центре обслуживания работают очень медленно, видимо, это у них что-то национальное. Очень спокойные, никогда и никуда не спешат. После выполнения «годовых» работ ждали прибытия комплекта спутникового телефона, потом не спешили его устанавливать. Вот и получилось долго. Теперь на борте есть телефон, можно с борта в воздухе звонить. Сам телефон и его установка на самолёт стоили несколько десятков тысяч долларов и месячная абонементная плата ещё 1000 долларов в месяц. Также за сами разговоры ещё придётся платить Шефу поминутно. По «спутниковым» ценам, разумеется.

     На КингЭйре сейчас летают Эдик Д. и Володя Х. Эдик за командира, он уже поднаторел, запросто летает в Европу.
     У нас в наличии должно быть три пилота, Аэростар теперь стал приглашать американцев.

     В Широком Акчурин организует в воскресенье очередной ежегодный авиационный праздник. Даже с размахом, - были приглашённые пилоты со своими самолётами и вертолётами из Майского, были Балицкие на своём Як-52, летали широчанские Л-29, их же Ан-2. Были представители из Кировоградской Академии с большими погонами, были и журналисты, и телевидение. Зрителей было много, уже даже организовали парковку. Акчурин под камеры возил на Л-29 мэра Запорожья Карташова, крутил с ним кое-какой пилотаж. Летал и чей-то частный Л-29 из Майского. Порадовал всех Ан-2 своими полётами над ВПП. Это был почти пилотаж. Вроде какого-то пилотажа изображал и вертолёт «GAZELLE» (SA-341) с газотурбинным двигателем, из Днепропетровска.  Летал и Банкир на пилотаж, у него неплохо получается перевёрнутый полёт, к тому же зрелищный. Слетал и я на нашем Атамане на пилотаж.
 
     Позвонил Гена Х., приглашает прилететь в Крым в Коктебель. Он организовал какой-то международный перелёт малой авиации и вот этот «перелёт» летит в Коктебель. Там будет «сбор», называет дату. Не очень понятно, но созвонился я с Валентином Турецкий, - тот тоже приглашён и летит туда на своей Мораве.  Немного прояснилась обстановка.

     Прикинул я маршрут по карте, для Яка дальность полёта вполне подходящая, около 350 км. Решил слетать, посмотреть, что это за мероприятие такое. Накануне звоню Валентину, а он уже, оказывается, в Коктебеле. Расспросил его о посадочной площадке. Уточнил позывной площадки, сказал, когда буду.
 
     Полёты у нас сейчас «беззаявочные», поэтому заправился и потихоньку вылетел из Широкого. Иду на высоте 300 метров, маршрут простой, можно сказать, по знакомым местам, кругом одни поля, на траверзе далеко мелитопольский аэродром. Через полтора часа прохожу левее Джанкоя, на восточной окраине видна бетонная ВПП аэродрома бывшего транспортного полка, но аэродром давно «мёртв». Довернул влево, напрямую на Коктебель, остаётся ещё примерно полчаса. Через время связался с Коктебелем, они ждут, дали условия, всё нормально. Перед самой площадкой, минут за пять до посадки слева проплывает действующий аэродром Кировское, там, кажется, базируются МиГ-29. До него от линии пути всего километров шесть, но я уже снизился, иду на ста метрах.

     Заход и посадку будут с прямой, почти не меняя курса. Площадка здесь интересная, я бывал уже тут, но на авто. Полоса приличная, метров 800, оригинальная, на склоне горы, а потому имеет приличный уклон. Для посадки в сторону моря даже отлично, пробег «в гору», уменьшается естественным образом. Заканчивается полоса резким обрывом, выкатываться за пределы никак нельзя.Там сразу обрыв. Высота площадки над уровнем моря 250 метров.

     Полоса свободна, сел с ходу, подрулил к стоящим справа самолётам. Много знакомых лиц. Тут Валентин со своей Моравой, Олег Балицкий на Цессне с Вальтер Минором. Гены Х. стоит Морава. Цессна с литовским номером «LY-AGJ». Ещё несколько разных самолётиков. Позже увидел здесь старого знакомого по Васильевке, Лёшу Безотосного, крутится у мелкого самолётика «CT-sw». Этот самолётик в Херсоне выпускают немцы, вот Лёша у них там кем-то «подрабатывает». Сейчас занят тем, что меняет передний пневматик. Этакий казус, - на рулении пневматик прокололи какой-то колючкой! Вижу здесь Андрея Ферчука со своим красивым самолётом ЗОДИАК с бортовым номером UR-AFPT. Сам Андрей больше известен как «Танго». К большому сожалению, через несколько лет Андрей безвременно покинет нас. Энергичный человек, влюблённый в Авиацию, в расцвете сил…

     Ни одного Як-52 здесь нет, народ скучает, просят показать пилотаж. Какие проблемы!? Слетал нехитрый, можно сказать, стандартный набор фигур.
     Площадка Коктебель во всех смыслах уникальна. Здесь зарождался советский планеризм, площадка все годы была очень популярна, к тому же рядом море. Видны остатки былого «величия», - покосившийся с дырами большой ангар, слишком большое для площадки СКП, скорее даже КДП, как на солидных аэродромах. Сейчас здесь в основном «тусуются» парапланеристы, - выходят на обрывистый в сторону моря край площадки, где почти всегда с моря по обрыву поднимается мощный восходящий поток воздуха, и просто с места взмывают в небо. Много куполов парапланов над кромкой обрыва, некоторые буквально стоят подолгу на месте. Невдалеке виден даже палаточный городок парапланеристов.

     Толком не отдышался ещё, а тут клич:
     - Кто полетит на ЮБК?
     Оказывается, тут был запланирован массовый полёт над морем вдоль ЮБК (Южный Берег Крыма). На украинском языке это ЮБК звучит гораздо оригинальнее, - ПУК (Південне Узбережжя Криму). По каким-то причинам «добра» на вылет не давали, а тут, вдруг, дали. Собираются лететь практически все, я лечу тоже. Напросился ко мне в заднюю кабину один пассажир, знакомый Валентина. Обещал в полёте сделать отличные снимки. Летим «кучей», Кто впереди слева, кто сзади справа. Хотя минимальная высота должна быть 150 метров, летим в основном на 100 метрах. Панорама, конечно, изумительная, - справа тянется крымский берег, то лес, то голые горушки, практически весь берег застроен, почти по всему берегу пляжи. Но есть и пустые места, обрывы. Вся «куча» летит на скорости примерно 150, для Яка это маловато, для маршрутного полёта у Як-52 оптимальная скорость 190, но у меня нет выбора, иначе я просто улечу вперёд. Выдерживаю и я 150, нос задран, прямо ощущается относительно большой угол атаки. Лететь нашей «куче» предстоит до «Ласточкиного гнезда», это примерно 100 км от Коктебеля вдоль береговой линии, соответственно это около сорока минут.
 
     Интересно разглядывать впереди и слева воды Чёрного моря с редкими судёнышками, справа живописный обрывистый берег, заполненные отдыхающими пляжи. Но поневоле возникает мысль, - а если встанет двигатель!? Куда садиться? А некуда, - ни малейшей ровной площадки, справа горы или всяческие дома и постройки. Остаётся только море! Но это тоже не вариант. От таких умозаключений только растёт желание быстрее увидеть «Ласточкино гнездо» и развернуться обратно. Проплывают справа характерные очертания ялтинского морского порта, вскоре появляется на горизонте и «Ласточкино Гнездо». Вот уже вижу, летящие слева навстречу две Моравы, разворачиваются Цессны. Всё, летим обратно.
     После посадки узнаю, что у моего пассажира в фотоаппарате кончилась плёнка ещё в самом начале нашего вояжа вдоль побережья. Хорошо, что рядом со мной летели литовцы на своей Цессне, они поделились снимками.
     Вечером собрались всей компанией под крышей. Делились впечатлениями. Узнал, что весь этот перелёт проходил от Львова, с посадкой в Одессе. С некоторым удивлением узнал, что этот «международный перелёт АОПА Украины» посвящён памяти какого-то Кароля Кубита! Кто он такой я так и не узнал, но надеюсь, что достойный и уважаемый человек. Всё это придумал и организовал Гена Х. А международность этого перелёта заключалась в том, что в нём принимала участие Цессна, которая прилетела во Львов из Литвы.

     Следующим этапом перелёта был полёт в Запорожье на аэродром Широкое. Наметили маршрут, у меня он уже есть, я летел сюда по нему. Связались с Широким, там готовы принять. Уточняем погоду и тут неожиданность, - сильный встречный ветер. Для всех остальных это ничего, а для меня проблема, - Яку при таком ветре может не хватить топлива на маршрут! Надо делать промежуточную посадку. Кто-то предлагает сесть в Сивашском, это в Херсонской области, примерно на середине пути. Этот «кто-то» там садился буквально накануне. Там есть стандартная четырёхсотметровая асфальтовая химплощадка и базируется там интересный и известный «товарищ Ю»., он и фермер, и любитель авиации. У него там целый отряд каких-то самолётиков-самоделок, с соратниками занимается АХР в округе. Можно созвониться с ним, он обеспечит площадку. На том и порешили. Созвонились с ним, он обещает встретить и заправить бензином. Площадка там маловата для Яка, но сесть можно.

     Вылетели все с небольшим интервалом, я со своими 190 км/час вырвался вперёд. Ветер хорошо встречный, синоптики не врали. Летел я больше часа, нашёл Сивашское среди бесконечно-монотонных херсонских полей. На северном краю села вижу серую асфальтовую химплощадку, захожу на неё, надо умудриться сесть в самом начале полосы. Стараюсь. Сажусь, старательно торможу. После пробега «Атаман» останавливается почти у противоположного края.
 
     Вылезаю из кабины на пронизывающий степной ветер. Тут же подъезжает знаменитый пилот-фермер с товарищем, заправляем самолёт. Он рассказывает мне о своём сожалении, что не смог прилететь в Коктебель, передаёт нашим участникам «на память» пару бутылок какой-то своей особой настойки. От денег за бензин категорически отказывается, желает счастливого полёта и просит меня на прощание выполнить над точкой пилотаж. Мне это не очень удобно, - в задней кабине у меня чехлы, кое-какие вещи. Говорю ему об этом, но обещаю кое - что выполнить. Проверил в задней кабине крепление «груза», убедился, что ручка ходит свободно во всём диапазоне. Оттащили Як в самое начало полосы, готовлюсь взлетать, и тут над нашими головами с шумом пролетает наша «коктебельская куча» самолётов. Покачали крыльями. Мы машем руками в ответ.

     Взлетел я, набрал над точкой 600 метров выполнил переворот, потом в наборе сделал бочку. Как говорится, -  всё, что смог. Взял курс на Запорожье. Места знакомые, время летит быстрее. При подходе к Широкому слышу радиообмен, что на посадке сильный боковой ветер, 15 м/с и больше. Самолёты Широкое не принимает, отправляет дальше на Днепропетровск. Выхожу и я вскоре на связь, слышу ту же история про ветер. Это что, - я прилетел домой и какой-то «паршивый» ветер мне не позволит сесть!? Откровенно говоря, 15 м/с это по бумагам ограничение для Як-52, а в жизни Як садится и не с таким ветром, и ни для кого это «не секрет». Похоже товарищ Акчурин не хочет возиться с какими-то «перелётчиками».
     Я отвечаю, что у меня до Днепра не хватит топлива и я буду садиться. Зашёл с прямой, и спокойно сел. Не такой уж и страшный был ветер.

     Вышел по телефону на меня один пилот с «Аэроруха», это, что делают облёты аэропортовских посадочных систем. Знает, что мы ищем пилота, предлагает свои услуги. Предложил ему встретится. Пилот П. оказался родом из Симферополя, бывший военный лётчик транспортной авиации, окончил Балашовское училище, немного полетал на Ан-26 и уволился. Несколько лет летает на КингЭйр 350. Наши условия и зарплата ему нравятся. Так появился у нас третий пилот и больше не придётся Аэростару приглашать ни немцев, ни американцев.

  - на фото:
       - аэр.Коктебель – 2007г.  Две Моравы.
                - фото автора.

13.07.2021 – Севастополь.

Продолжение:
    http://proza.ru/2021/07/17/1514