Язык цветов. Роза

Марина Геннадиевна Куликова
«Когда однажды меня спросили, какая разница между Востоком и Западом, я сказал:

Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают».

Н.К. Рерих

http://proza.ru/2021/10/04/1352. Осенние, поздние розы

Королевой цветов с древних времен называли розу, красивейший цветок,о происхождении которого идут споры веками.

Многие исследователи и историки утверждали , что родиной роз является Восток, многие выступали более категорично, определяя местом рождения роз Китай, более 5000 лет тому назад.
О верности или  же опровержении этих заключений судить сложно.
Понятно лишь одно, что роза, как удивительно красивое , воспетое многими живописцами и поэтами произведение природы, имело  более прозаическое происхождение.

Исследователи-садоводы и селекционеры заключают , что прародителем этого прекрасного цветка был обычный, простой куст шиповника.
Многие живописцы эпохи Возражения на своих картинах изображали розы, Сандро Боттичелли ,Данте,Мане»Сирень и розы».


По одной из легенд, розы изначально были без шипов с совершенно гладкими стеблями , украшенными красивейшими лепестками, и только после общения с человеком, роза в виде защиты приобрела шипы.
Красно белая роза является символом фамильного герба Тюдоров.

Удивительно красивый и таинственный цветок роз, имеющий неповторимый
аромат, всегда волновал и поэтов ,и художников.

Лучшие поэты воспевали в своих творениях  красоту и неподражаемость роз.

На полотнах величайших художников существуют изображение роз

Множество столетий бутон розы преподносился, как символ чистоты и безгрешности., невинности и любви.

Каждый цвет розы символизировал определенное настроение или же не высказанное в слух желание.

В эпоху Ренессанса был создан язык цветов.

Послание  правильно  собранного букета цветов могло заменить любое послание эпистолярного жанра
В этом языке цветов особое место уделялось  розам, как основному символу любви и преклонения и признания, в чувствах.

Существует легенда о любви розы и Креста,Крест назвался Светом,а Роза была символом  любви и тайны.
Кроме того,Роза  всегда была символом  скромности, а крест – символ святости союза.

В древние времена в христианстве Богородицу называли Небесной розой.

Со времён античности  в греческой мифологии существовало поверье ,что Роза  это символ Афродиты ,вышедшей из моря или кровь Венеры в римской мифологии.
 Очень наглядно о связи Розы с Девой Марией свидетельствует Средневековье.
 Об этом говорят стихи, восхваляющие Богоматерь, в которых повторяется рефрен «Ave Rosa» ; «Радуйся, Роза».

На многих полотнах живописи того времени, Афродита изображается в саду полном красивейших кустов роз.

Вода ,настоенная  на лепестках роз, всегда считалась целебно оздоровительной.

Однажды увидев картину, натюрморт Петра Кончаловского ,и отдав ей предпочтение в сравнении даже с известной картиной с  " Сиренью и розой» Мане.

Написанное Кончаловским полотно»Всякие  цветы»поразило меня силой и красотой ,невероятным обаянием  этого цветка в живописи.

В мифологических сюжетах картин Сандро Боттичелли  существует изображение роз, как символа весны, возрождения и обновления жизни.

Не уступали в любви к этому удивительному цветку и мои любимые поэты, упоминая и прославляя розу в своих произведениях.

Александр Пушкин
«В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,

Поет над розою восточный соловей.»



Иван Бунин
«Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

Две розы под окном раскрылись —

Две чаши, полные огня.

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зеленый знойный сад,

И сена душная истома

Струила сладкий аромат.

Порою, звучный и тяжелый,

Высоко в небе грохотал

Громовый гул…

Но пели пчелы,

Звенели мухи — день сиял.

Порою шумно пробегали

Потоки ливней голубых…

Но солнце и лазурь мигали

В зеркально-зыбком блеске их —

И день сиял, и млели розы,

Головки томные клоня,

И улыбалися сквозь слезы

Очами, полными огня.»

1903

Афанасий Фет
«За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролетней сентября!

Перед порхающей синицей

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной —

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой!»