Канал Стамбул - смерть Черного моря в руках невежд

Владимир Лагутов
КАНАЛ СТАМБУЛ. ГИБНЕТЬ ВОДОЕМ, А МЫ СИДЕМ В УС НЕ ДУЕМ
 
Новая афера века. Не только у нас, времен КПСС, коллективный разум был потерян. Вот теперь мы во всей красе имеем ту же эпохальную картину убийства экосистем Черного моря, а стало быть и Азовского.


ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ ПРОДОЛЖЕНИЯ КАНАЛА ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ ВО ФРАКИИ

В бытность студентом Новочеркасского инженерно-мелиоративного института я познакомился с одним изобретателем и был даже у него в гостях в доме на главной улице Московской. Вся его квартира на втором этаже исторического дома (там когда то в царские времена Российской империи жили известные террористы Желябов и Кибальчич) была забита бумагами, папками, разными моделями и инженерными запасами. Весь гараж был забит железками и остатками моделей, да и видимая часть двора. Чувствовалась незаурядная творческая личность.
Сам  творец от народа, стало быть не академик и не доктор, роста был выше среднего, крупного телосложения и приятной наружности.
  А разговорились мы с ним случайно на улице и сразу перешли на его величество эксперимент, как основу любого доказательства. Приятно было видеть собрата по творчеству. На жизнь он не жаловался, но ему очень хотелось поговорить и, как теперь понимаю, быть востребованным в своем Отечестве.
  Были эти встречи на рубеже 1960-1970х годов. Но особенно он мне запомнился беседой о проливах Керченском и Босфоре, их уникальностью в гидродинамике из-за разноплотности соленой воды в Средиземном, Черном и Азовском морях. И был у него свой взгляд на эти явления и свои же решения этой проблемы.
  Мы тогда работали над мягкой плотиной для перекрытия Керченского пролива и именно вопрос регулирования встречных течений был гвоздем картин, что для Керчи с Таманью, что для Босфора.
  И вот прошло много лет, почти полвека, как появился ниоткуда проект строительства канала Стамбул через Фракию. Непременно у султана Эрдогана завелся свой придворный мелиоратор из выкормышей НГМА: от них, кроме вреда ничего полезного страна не получила.
 И вот теперь скандал международный, ради своего тщеславия решил Эрдоган вторую канавку прокопать из варяг в греки, так сказать, чтобы авианосцы пропускать и супертанкеры


А ВОТ ЧТО ПИШУТ НАМ СО СТАМБУЛА ПО СУТИ ЯВЛЕНИЯ

Бассейн Черного моря является одним из богатейших мест обитания с точки зрения биоразнообразия, распространяющегося на европейскую географию, где обитают бесчисленные виды животных и растений, а также дикая природа. Море является источником жизненной энергии, питающей это морское биоразнообразие, уже истощенное и находящееся под серьезной угрозой, и является ключом к обеспечению целостности средств к существованию и благосостояния местных
сообществ более широкого бассейна Черного моря.
В море также имеются региональные особенности метеорологических условий, которые являются критически важными для тревожного состояния нашего глобального климата с пагубными и противоречивыми последствиями.. То, что происходит с/в Черном море, распространяется на весь Черноморский бассейн и за его пределы.

Вот почему то, что происходит в Стамбуле, мегаполисе на берегу
Черного моря, не остается в Стамбуле. Мрачные перспективы умирающего Мраморного моря вызывают серьезную озабоченность у граждан Черноморского бассейна, а также Европы. Наша забота и ответственность за наше общее достояние, за климат и будущие поколения требуют, чтобы мы делали все возможное
для защиты наших морей, нашего общего благополучия.

Президент Турции объявил о “сумасшедшем проекте” канала Стамбул в качестве элемента блеска в своей предвыборной кампании еще в 2011 году. За прошедшее с тех пор десятилетие ухудшение положения в области прав и свобод, верховенства закона и
связанных с этим перспектив демократизации в Турции
сопровождалось параллельным повсеместным экологическим разрушением. Проекты по добыче природных
и общественных ресурсов, не приносящие реальной общественной пользы, воспламеняются
социально-экономическая и финансовая разрушительная политика завершилась широким и глубоким социально-экономическим кризисом, который затмил жизнь и средства к существованию почти 85-миллионного населения. Настойчивое стремление навязать этот весьма спорный, “безумный проект” было возрождено в последнее время без каких-либо общественных консультаций или дебатов, и даже несмотря на то, что опросы показывают растущее общественное большинство против него.

Социально-экологически и экономически катастрофический строительный
проект, запланированный как водный путь, проходящий через Фракийский полуостров в Турции, протяженностью около 45 км (28 миль), глубиной 20,75 м (68,1 фута) и шириной 275 м (902 фута) в самой узкой части, соединяющей Мраморное
море и Черное море. Воздействие канала является многомерным, а также транснациональным. Согласно планам, которые тщательно держались в неведении, в то время как спекулятивные продажи земли резко возросли, канал создаст остров во Фракийском полуостров, отделяющий территориальные связи основной части Стамбула от его западной фракийской глубинки.

Отчет о междисциплинарной научной оценке канала Стамбул, подготовленный по заказу столичного муниципалитета Стамбула, который представляет собой комплексную оценку всех аспектов воздействия канала, охватывающую морской транспорт, международное морское право, Монтре Конвенция, риски землетрясений и цунами, гидродинамика каналов, загрязнение воды, биоразнообразие и окружающая среда, природное и культурное наследие, интегрированные прибрежные и морские структуры, физическая география, погода и изменение климата, инфраструктура и очистные сооружения и новые поселения, совершенно ясно дают понять, что Черное море, а также
Мраморное море понесут основную тяжесть этого катастрофического вмешательства в физическую
географию.

Канал Стамбул идет вперед, несмотря на все больше доказательств, собранных учеными, учеными и неправительственными организациями, которые демонстрируют масштабы непоправимых разрушений, которые принесет этот проект, гидрологический баланс будет нарушен между холодными и пресными водами Черного моря и теплыми и солеными водами, текущими из Средиземного моря через Средиземное море. Мраморное море впадает в Черное море.
Поскольку Черное море примерно на 30 сантиметров выше Мраморного моря, односторонний отвод канала заставит Черное море постоянно снабжать Мраморное море пресной водой не имея возможности питаться обратными потоками, которые существуют в Босфоре, снабжающими Черное море теплой и соленой водой.
Это станет началом необратимой экологической катастрофы, поскольку Черное море
будет опорожняться в два раза быстрее с помощью двух кранов, в то время как скорость и пропускная способность рек, питающих Черное море, останутся прежними.

В то время как Черное море медленно высыхает, тепло и соленость Мраморного моря и Средиземного моря изменятся, что будет иметь разрушительные последствия для морской и городской жизни, и, конечно же, пострадает весь Черноморский регион с его обширной биологической средой обитания песчаных пляжей и дюн, водно-болотных угодий, лугов и лесов. Это равносильно не менее чем экологической катастрофе огромных масштабов в то время, когда мы, как граждане и правительства, должны мобилизовать все наши ресурсы, чтобы действовать и остановить разрушение климата и разрушение целостности нашей планеты. Очевидно, что проект не соответствует политике смягчения последствий изменения климата. Разрушение наземных и морских экосистем, увеличение застроенного земельного покрова в природных зонах и усиление эффекта городского теплового острова-вот те негативные последствия, которые приведут к сокращению выбросов углерода и утрате биоразнообразия. В Отчете о междисциплинарной научной оценке Стамбульского канала был сделан резкий вывод о том, что это "Либо Канал, либо Стамбул" (Ya Kanal Ya Istanbul). Мы, организаторы этого мероприятия, помним, что предполагаемый ущерб выходит далеко за рамки Стамбул, и что эти разрушительные последствия Стамбульского канала окажут неблагоприятное воздействие на благосостояние людей в этом регионе, говорят, что это " либо Канал, либо наш Общин".

Мы, организаторы этого мероприятия, помним, что предполагаемый ущерб простирается далеко за рамки Стамбул, и что эти разрушительные последствия Стамбульского канала окажут неблагоприятное воздействие на благосостояние людей в этом регионе, говорят, что это "Либо Канал, либо наше общее достояние". Поэтому это мероприятие является приглашением для всех заинтересованных граждан Европы подумать о том, что такое наше Общее достояние, как Черное море является одним из таких общих и как заботиться о нашем общем достоянии, в данном случае о Черном Море. С помощью этого мероприятия наша цель- вернуть домой граждан Европы и Черноморского региона, понятие заботы об общих ценностях, которым в данном случае является Черное море. Очевидно, что благополучие Черного моря должно быть включено в качестве фактора в соображения общественной пользы. Нет никакой выгоды, которая оправдывала бы расходы, связанные с такой многоуровневой, необратимой, непоправимой опасностью.

Мы приглашаем всех граждан и организации гражданского общества, заинтересованные в вопросах биоразнообразия, изменения климата и участия граждан по всему Черному Море и по всей Европе для участия в общеевропейских действиях по повышению осведомленности о серьезных последствиях проекта канала Стамбул и жизненно важной необходимости защиты благополучия Черного моря как общего, живого актива и роли граждан в разработке механизмов заботы и политики для защиты нашего общего достояния. Мы надеемся, что благодаря действиям граждан и участию гражданского общества национальные правительства и лица, принимающие решения, пересмотрят и изменят свое отношение к курсу на смягчение последствий изменения климата и защиту биоразнообразия с учетом общественной пользы и для жизни и средств к существованию нынешнего и будущих поколений Гражданская ассамблея Турции
Пожалуйста, посетите сайт для получения дополнительной информации Канал Стамбул: канал.стамбул/ru/
 

  А ТЕПЕРЬ ПО СУЩЕСТВУ ПРОЕКТА МЕРТВЫХ МОРЕЙ

На основании полувековой драмы борьбы с невежеством и безпринципностью в странах СССР и РФ на фронте гидротехники и уничтожения экосистем рек, сорока лет экспертной деятельности, почти полудюжины своих диссертаций по смежным дисциплинам и ученых степеней полученных уже в 21 веке с опозданием на 20 лет имею что сказать по сути художественного свиста со стороны руководства Турции в отношении их сумасшедшего проекта канала Стамбул:

1. К сожалению, как и в случае с проектом Багаевской плотины на Дону, пока никакого проекта канала Стамбул нет, т.е. никакой конкретики для экспертизы.

2. Насколько мне известно, принципы матмоделирования не могут адекватно давать картину во всей ее многогранности. Из связки трех морей - Азовского, Черного и Средиземного существует только одна, правда так и недоделанная математическая модель Азовского моря коллектива и РГУ под началом академика Воровича. Она напрочь исключена какой-либо достоверности в рыбном аспекте из-за системной полувековой фальсификации статистических данных по рыбе.
И никаких надежд на ее благополучное излечение нет.

3. А если нет матмодели даже по такой небольшой части от целого явления в трех уровнях, то чего надеяться на какую-то достоверность появления из ниоткуда заказного и оплаченного матизделия, реальная цена которого равна стоимости бумаги.

4. Прокопать канаву 20х275 метров живого сечения дело недолгое, пусть даже и 45 км. Вон их сколько лепили в истории цивилизации от Средней Азии до Сахары - остались только пустыни, да заболоченные солончаки на месте пустынь, те же Каракумы, которые мы помним по фантикам шоколадных конфет из детства. За какие-то четверть века полностью убили Аральское море, погубили Каспийское, Азовское и даже рукотворное Цимлянское

5. Наличие в Босфоре встречных разноплотностных течений потока воды, предполагает отсутствие этого явления в канале Стамбул из-за его малой глубины и перепада в 0,3 метра, а также односторонний сток пресной воды рек из Черного в Средиземное море, т.е. по факту засоление моря. Естественно, что это первопричина гибели имеющихся экосистем.

6. Про рыбный аспект говорить не о чем, так как как говорят в народе, "она тут не стояла"

7. Не ведаю, есть ли в проекте регулирующие проточность канала устройства и какие они, но судя по сверхполитичности самого вопроса канала и его срочности копания, никому об этом и  в голову не пришло. Да и сам вопрос абсолютно не исследован ни на экспериментальных гидравлических моделях, ни даже математическом гадании.