Жертва Царя-Бога

Зирк Алексей
* Экзорцист 14. Энциклопедия ужасов
* http://proza.ru/2023/03/27/902
_________________

ЖЕРТВА ЦАРЯ-БОГА
_________________

Читая «Белую Богиню» Роберта Грейвса, я наткнулся на довольно жуткое описание принесения в жертву священного царя, в глазах наших Предков бывшего земным воплощением умирающего и воскресающего Бога.

Цитирую: «Его смерть может быть реконструирована по разным легендам, народным обычаям и уцелевшим религиозным обрядам. В середине лета, то есть в конце полугодового царствования, Геракла опаивают мёдом и ведут в центр круга, где стоит дуб, а вокруг него двенадцать камней. Перед дубом находится алтарный камень, а дуб обрублен так, что становится похож на букву «Т». Геракла привязывают к дубу ветками ивы («пятью узлами»), охватывая ими запястья, шею и щиколотки, а потом соратники бьют его до беспамятства, после чего с него сдирают кожу, его ослепляют, кастрируют, пронзают омеловым прутом и в конце концов режут на части на алтаре. Его кровь собирают и обрызгивают ею всё племя, чтобы оно было здоровым и плодовитым. Куски тела сжигают на двух одинаковых кострах из дубовых веток, зажжённых священным огнём (…) Двенадцать весёлых мужчин начинают дикие пляски вокруг костров, поют в экстазе и зубами раздирают мясо на куски. Окровавленные остатки сжигают, кроме гениталий и головы, которые помещают в лодку из ольхи и везут по реке на остров».

Картина, конечно, не для слабонервных. Но полная достоверность её вызывает сильные сомнения:

1. Грейвс сделал это описание на основе разных источников, принадлежащих к разным локальным традициям, о чём сам и пишет. Крайне маловероятно, что, где бы то ни было, все перечисленные элементы присутствовали в одном ритуале.

2. Ритуал восстановлен по его пережиткам, сохранившимся в календарной обрядности, а также в мифах и легендах. Как пишет современный викканский автор Starhawk, «Реконструировать культуру по костям из захоронений и артефактам, конечно, нелегко; реконструкция по остаткам народных обычаев, к которой прибегает Фрэзер, также чревата ошибками. Если крестьяне жгут на кострах в честь урожая сплетённые из колосьев куколки, из этого ещё не следует, что когда-то они жгли там живых людей».Также, далеко не факт, что все использованные для реконструкции устные предания были интерпретированы верно.

3. Грейвс относит обычай принесения в жертву священного царя к эпохе матриархата. Однако, «Многие палеолитические локации, где находили изображения Богини (…) не содержат даже намёка на человеческие жертвоприношения. Среди неолитических памятников, раскопанных к настоящему времени, одна из наиболее ранних и явно матриархальных культур – Чатал Хююк. Многочисленные тамошние святилища, украшенные изображениями Матери-Богини и её сына-любовника, не содержат никаких приспособлений для принесения в жертву человека или животных – ни алтарей, ни ям для крови, ни захоронений костей. Храмы Богини на Мальте и Сардинии, кельтские мегалитические гробницы коридорного типа и каменные круги, критские раскопки также лишены каких бы то ни было признаков того, что там когд-либо ритуальным образом умерщвляли людей».

Поневоле вспоминаются слова одного известного языческого публициста: «Постепенно раннее, чистое природопочитание замутняется, оскверняется жертвенной кровью. Оскудевает осознание человеком своего родства со всем живущим, притупляется прирождённое сочувствование (…) ослабевает, теряется доверительная связь с созидательными силами Природы». Кали-Юга началась не вчера…

-----------
P.S.:

* Богиня-мать — главное женское божество во многих религиях и мифологиях мира
По всей видимости, популярность образа и культа, основанного на нём, в древности, обусловлена восприятием образа женщины-матери как производящей, дающей жизнь силы природы, без которой невозможны продолжение рода, и, как следствие, существование племени.
Позднее, в эпоху неолита, открытие посевного земледелия ещё в большей степени укрепило власть и популярность образа, уже как матери-кормилицы.
Образ женщины-матери сохраняет большое культурное, религиозное и моральное влияние по сей день.

* Геракл — персонаж греческой мифологии, сын Зевса и Алкмены (жены Амфитриона). Он появился на свет в Фивах, с самого рождения демонстрировал необыкновенную физическую силу и храбрость, но при этом из-за враждебности Геры должен был подчиняться своему родственнику Еврисфею. В юности Геракл обеспечил родному городу победу над Эргином. В припадке безумия он убил собственных сыновей, а потому был вынужден пойти на службу к Еврисфею. По приказу последнего Геракл совершил двенадцать подвигов: победил немейского льва и лернейскую гидру, поймал керинейскую лань и эриманфского вепря, убил стимфалийских птиц, очистил авгиевы конюшни, укротил критского быка, завладел конями Диомеда, поясом Ипполиты, коровами Гериона, привёл к Еврисфею Цербера из загробного мира и принёс яблоки Гесперид. Эти подвиги, ставшие наиболее известной частью биографии Геракла, происходили по всему известному грекам миру и за его пределами. Совершая их, сын Зевса превзошёл всех остальных героев силой и отвагой и фактически приравнял себя к богам. Помимо подвигов, Геракл совершил множество других славных дел: принял участие в походе аргонавтов, разрушил Трою, освободил Прометея, вывел из царства мёртвых Алкесту, воздвиг «Геркулесовы столпы» на западном краю света, принял участие в битве с гигантами. Из-за убийства Ифита ему пришлось провести несколько лет в рабстве у царицы Лидии Омфалы. Вернувшись в Грецию, Геракл поселился в Этолии, на родине своей второй жены Деяниры, но после очередного случайного убийства ушёл в изгнание в Трахин. Из-за коварства кентавра Несса и легковерия супруги он живым взошёл на погребальный костёр, потом был вознесён на Олимп и причислен к богам, однако его смертная тень при этом была обречена скитаться в царстве мёртвых.

* Чатал-Гуюк или Чатал-Хююк, правильнее Чаталхёюк — большое поселение эпохи керамического неолита и энеолита в провинции Конья (южная Анатолия). Является крупнейшим и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным неолитическим поселением. Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7400 г. до н. э. Поселение существовало до 5600 г. до н. э. Жители покинули поселение до наступления Бронзового века. Поселение было расположено в 140 км от двуглавой вершины вулкана Хасандаг. Восточная часть поселения образует холм, возвышающийся над равниной на 20 м. К западу от поселения существовало ещё одно поселение меньших размеров, а в нескольких сотнях метров к востоку от него было обнаружено селение армянской и византийской эпох.

* Фрэзер, Джеймс Джордж (1854-1941) — британский социальный антрополог, фольклорист, религиовед, этнолог, историк религии, маг
* http://disk.yandex.ru/d/sdkS3Fd2A042lA

* Грейвс, Роберт (1895-1985) английский прозаик и лирический поэт, знаток античности
* http://disk.yandex.ru/d/SGevDTS3liYoZA

:-)