Сборник. Проводники http://proza.ru/2017/12/03/2473
_______________________________________
Сборник. Проводники «В»
_______________________________________
Валлерстайн Иммануил Морис (1930-2019) - американский социолог, политолог и философ-неомарксист
* http://yadi.sk/d/aojRm56gmntRMA
Вальрас, Леон (1834-1910) - французский экономист, лидер лозаннской школы маржинализма
* http://yadi.sk/d/3fXGcKZ2ehMTSA
ВВЕДЕНСКИЙ, НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (1852-1922) - русский физиолог, ученик И. М. Сеченова
* http://yadi.sk/d/Tw38yO1Sk51wPQ
Вебер, Альфред (1868-1958) - немецкий экономист и социолог
* http://yadi.sk/d/VGiVIbK-FUUSIQ
Вебер Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920) - немец. историк, социолог и экономист
* http://yadi.sk/d/RXsc9xSu8apXVA
Вейдле, Владимир Васильевич (1895-1979) - литературовед, культуролог, либеральный мыслитель, историк культуры русской эмиграции, поэт
* http://disk.yandex.ru/d/6FJ90iSAurXJbQ
* Вербер Бернар (1961-) - французский писатель, философ
* http://proza.ru/2023/01/24/153
* http://disk.yandex.ru/d/Az9JRIe4fHiMcw
* Веташ Семира и Веташ Bиталий – астрологи
* http://disk.yandex.ru/d/O9iO7Dynj6BcNQ
* Винер, Норберт (1894-1964) - американский математик
* http://disk.yandex.ru/d/cwUkd5DHdrU6KQ
* Владимирский, Леонид Викторович (1920-2015) - советский и российский график и иллюстратор, писатель
* http://disk.yandex.ru/d/04qvC50SUm2zbw
* http://proza.ru/
ВОЛКОВ АЛЕКСАНДР МИЛЕНТЬЕВИЧ (1891-1977) советский детский писатель, драматург
* http://yadi.sk/d/5Y_D72D9HD9Wng
Волков, Сергей Владимирович (1955-) - советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор (ПСТГУ)
* http://yadi.sk/d/01wgcOLgEs2QHg
* Вук Караджич (1787-1864) - сербский языковед
* http://disk.yandex.ru/d/HDTsdrgX9yeQYg
Вундт, Вильгельм Максимилиан (1832-1920) - немецкий врач, физиолог и психолог
* http://disk.yandex.ru/d/o8CNwfNWxjwGrw
Выготский, Лев Семёнович (1896-1934) - советский психолог
* http://yadi.sk/d/ikSXk6UiM6QLUA
* Высоцкий, Владимир Семёнович (1938-1980) - советский поэт, актёр театра и кино, бард, писатель
* http://disk.yandex.ru/d/hfuKJ3XVenP2WA
* http://proza.ru/2023/03/25/1948
Выставной, Владислав Валерьевич (1975-) - современный российский писатель в жанре фантастики
* http://yadi.sk/d/rgo6-aSfGWA8fg
Вяземский Петр Андреевич (1792-1871) - русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист
* http://yadi.sk/d/J0K69K2caVCkOA
_________________________________
ПРОЧИЕ
Валерий Максим (I в. н. э.), римский историк
Варрон, Марк Теренций
Василий Великий
Вегеций
Веллей Патеркул
Вергилий (Публий Вергилий Марон) (70–19 до н. э.), римский поэт
Веспасиан (Тит Флавий Веспасиан) (9—79), римский император с 69 г.
Вителлий, Луций (I в.), римский консул, отец императора Вителлия
_________________________________
_________________________________
ЧЕРНОВИК
_________________________________
ВАНШЕНКИН, Константин Яковлевич (1925–2012), поэт
1. В поэзии – пора эстрады.
«В поэзии – пора эстрады…» (1964)
; Ваншенкин К. Я. Собр. соч. в 3 т. – М., 1983, т. 1, с. 447
ВАСИЛЬЕВ, Борис Львович (1924–2013), писатель
2. А зори здесь тихие…
Загл. повести (1969)
3. В списках не значился.
Загл. повести (1974)
4. Не стреляйте в белых лебедей.
Загл. повести (1973)
ВАЦУРО, Вадим Эразмович (1935–2000); ГИЛЛЕЛЬСОН, Максим Исаакович, историки литературы
5. Сквозь «умственные плотины».
Загл. книги по истории дореволюционной цензуры (1972)
Граф С. С. Уваров в 1832 г. писал: «В нынешнем положении людей и вещей нельзя не умножать, где только можно, число умственных плотин» («Отчет по обозрению Московского университета»).
; Сб. постановлений по Министерству народного просвещения. – СПб., 1875, т. 2, отд. 1, стб. 517.
ВЕЙНБЕРГ, Петр Исаевич (1831–1908), поэт, переводчик
6. Он был титулярный советник, / Она – генеральская дочь.
«Он был титулярный советник…» (опубл. 1859).
; Поэты «Искры», 2:272
Положено на музыку А. С. Даргомыжским (1859).
7. Мораль сей басни такова: / Нам гибкая спина нужней, чем голова.
«Тростник и спина» (опубл. 1860).
; Поэты «Искры», 2:274
Отсюда: «Мораль сей басни такова» (калька с немецкого «die Moral von der Geschichte» – «мораль этой истории [басни]»).
ВЕЛЬТМАН, Александр Фомич (1800–1870), писатель
8. Что отуманилась, зоренька ясная, / Пала на землю росой?
Песня разбойников из повести «Муромские леса» (опубл. 1831)
; Поэты 1820–1830 х, 2:221
9. Я ль виноват, что тебя, черноокую, / Больше, чем душу, люблю!
Песня разбойников из повести «Муромские леса»
; Поэты 1820–1830 х, 2:221
ВЕНЕВИТИНОВ, Дмитрий Владимирович (1805–1827), поэт
Веневитинов Д. В. Стихотворения. Проза. – М., 1980.
10. С печатью тайны на челе, / <…> / С глаголом неба на земле.
«Люби питомца вдохновенья…» («Последние стихи») (1827; опубл. 1829)
; Веневитинов, с. 78
11. …Сын богов, / Питомец муз и вдохновенья.
«Поэт» (1826; опубл. 1827).
; Веневитинов, с. 38
12. Как знал он жизнь! как мало жил!
«Поэт и друг» (1827).
; Веневитинов, с. 77
Эти стихи высечены на могильной плите Веневитинова.
13. На каждый звук ее призывной – / Отзывной песнью отвечай!
«ХХХV» («Я чувствую, во мне горит…») (1826; опубл. 1829)
; Веневитинов, с. 72
14. И цвет небес в очах нам принесла.
«Элегия» (1827?; опубл. 1829).
; Веневитинов, с. 68
ВЕРЕВКИН, Николай Федорович (ок. 1800 –?), унтер офицер Невского пехотного полка
15. С командиром хватом / Любо, братцы, жить.
«Песня после учения» (1831?), на голос «Уж как шли наши подружки»
; «Библиотека для чтения», 1837, т. 20, с. 92 (1 я пагинация)
Вероятно, отсюда позднейшее: «С нашим атаманом / Любо, братцы, жить».
ВЕРЕСАЕВ, Викентий Викентьевич (1867–1945), писатель
16. Живая жизнь.
Загл. книги (1910–1915)
Выражение встречалось и раньше, в т. ч. у Ф. Достоевского («Записки из подполья», II, 10). Вероятно, оно восходит к латинскому «vita vitalis» – букв. «жизнь жизненная», т. е. подлинная (цитата из римского поэта Энния, приводимая в трактате Цицерона «О дружбе», 6, 62).
ВЕРТИНСКИЙ, Александр Николаевич (1889–1957), исполнитель и автор песен
Вертинский А. Дорогой длинной. – М., 1990.
17. Ваши пальцы пахнут ладаном.
«Ваши пальцы», авторская песня (1916).
; Вертинский, с. 280
18. У меня завелись ангелята.
«Доченьки», авторская песня (1946).
; Вертинский, с. 344
19. Где Вы теперь? кто Вам целует пальцы?
«Лиловый негр», авторская песня (1916).
; Вертинский, с. 279
20. …В притонах Сан Франциско / Лиловый негр Вам подает манто.
«Лиловый негр».
; Вертинский, с. 280
21. Мадам, уже падают листья…
«Мадам, уже падают листья…», авторская песня (1930)
; Вертинский, с. 302
22. И несем в чужие страны / Чувство русское тоски.
«О нас и о родине», авторская песня (1935).
; Вертинский, с. 320
23. На наш прощальный ужин.
«Прощальный ужин», авторская песня (1939).
; Вертинский, с. 327
24. В бананово лимонном Сингапуре.
«Танго “Магнолия”», авторская песня (1931).
; Вертинский, с. 304
25. Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой.
«То, что я должен сказать», авторская песня (1917).
; Вертинский, с. 283
Песня посвящалась юнкерам, погибшим во время антибольшевистского выступления в Москве в октябре 1917 г.
26. Он говорит «jаmаis» и плачет по французски.
«Jаmаis», авторская песня (1916).
; Вертинский, с. 279
«Jаmаis» – «никогда».
ВЕРШИГОРА, Петр Петрович (1905–1963), писатель
27. Люди с чистой совестью.
Загл. книги (1945–1946) о партизанской бригаде С. А. Ковпака
ВЕСЕЛЫЙ, Артем (1899–1939), писатель
28. Россия, кровью умытая.
Загл. романа о Гражданской войне (1924; полностью опубл. в 1932 г.)
ВИНОГРАДОВ, Анатолий Корнелиевич (1888–1946), писатель
29. Три цвета времени.
Загл. биографического романа о Стендале (1931)
В гл. 36: «Цвет времени меняется <…>. Неужели <…> белый бурбонский цвет, сменившийся ярким красным праздником революции, перейдет в черный цвет, и церковный мрак – в реакционную злобу коронованных животных?»
; Виноградов А. К. Собр. соч. в 3 т., т. 1, с. 295.
ВИНОКУРОВ, Евгений Михайлович (1925–1993), поэт
30. Как был уютен мир Эвклида! / Как был он ясен, прост и мал!
«Как был уютен мир Эвклида!..» (1959; опубл. 1960)
; Винокуров Е. М. Собр. соч. в 3 т. – М., 1983, т. 1, с. 112
31. Но помнит мир спасенный, / Мир вечный, мир живой,
Сережку с Малой Бронной / И Витьку с Моховой.
«Москвичи» (1953; опубл. 1955)
; Винокуров Е. М. Собр. соч. в 3 т. – М., 1983, т. 1, с. 41
В 1958 г. стихотворение положено на музыку А. Я. Эшпаем.
32. Художник, воспитай ученика, / Чтоб было у кого потом учиться.
«Художник, воспитай ученика…» (1961)
; Винокуров Е. М. Собр. соч. в 3 т. – М., 1983, т. 1, с. 148
ВИРТА, Николай Евгеньевич (1906–1976), писатель
33. Заговор обреченных.
Загл. пьесы (1948), экраниз. в 1950 г.
Сюжет пьесы и фильма – попытка проамериканского переворота в одной из стран Восточной Европы.
ВИШНЕВСКИЙ, Всеволод Витальевич (1900–1951), драматург
34. Оптимистическая трагедия.
Загл. пьесы (1933)
35. Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела?
«Оптимистическая трагедия», акт I
; Вишневский В. В. Собр. соч. в 5 т. – М., 1954, т. 1, с. 224
ВЛАДИМОВ, Георгий Николаевич (1931–2003), писатель
36. Верный Руслан.
«Верный Руслан: История караульной собаки» (1975), повесть
Ср. также: «Верный Трезор» – сказка Салтыкова Щедрина (1885), где Трезор олицетворяет «охранителя» начал самодержавия.
ВОЕЙКОВ, Александр Федорович (1778 или 1779–1839), поэт, журналист
37. Я писатель не для дам.
«Дом сумасшедших», 33 (между 1814 и 1825; опубл. 1857)
; Поэты 1790–1810 х, с. 305
У Воейкова эти слова произносит баснописец и журналист А. Е. Измайлов.
ВОЗНЕСЕНСКИЙ, Андрей Андреевич (1933–2010), поэт
Вознесенский А. А. Собр. соч. в 3 т. – М., 1983–1984.
38. Нет женщин – / есть антимужчины.
«Антимиры» (1961; опубл. 1962).
; Вознесенский, 1:89
39. О хищные вещи века! / На душу наложено вето.
«Бегите – в себя, на Гаити, в костелы…» («Монолог битника: Бунт машин») (1961; опубл. 1962).
; Вознесенский, 1:323
Отсюда – заглавие романа А. и Б. Стругацких «Хищные вещи века» (1965).
40. Есть русская интеллигенция. / Вы думали – нет? Есть.
Не масса индифферентная, / а совесть страны и честь.
«Есть русская интеллигенция…» (1975; опубл. 1976)
; Вознесенский, 2:203
41. Кто мы – фишки или великие? / Гениальность в крови планеты.
Нету «физиков«, нету «лириков» – / лилипуты или поэты!
«Кто мы – фишки или великие?..» (1958; опубл. 1964)
; Вознесенский, 1:321
; «Физики и лирики» (С 206)
42. Россия, / я – твой капиллярный / сосудик,
мне больно когда – / тебе больно, Россия.
«Лонжюмо». «Авиавступление» (1962–1963).
; Вознесенский, 1:378
43. Мы входим в Мавзолей, как в кабинет рентгеновский, / <…>
и Ленин, как рентген, просвечивает нас.
«Лонжюмо», VII.
; Вознесенский, 1:385–386
44. И Ленин / отвечает. / На все вопросы отвечает Ленин.
«Лонжюмо», VII.
; Вознесенский, 1:386
45. Ностальгия по настоящему.
Загл. стихотворения (1975; опубл. 1976).
; Вознесенский, 2:199
46. Он сказал: «А на фига?»
«Оза», VI (1964).
; Вознесенский, 1:396
Строка пародирует рефрен баллады Эдгара По «Ворон»: «Ворон каркнул: “Никогда!”».
47. Все прогрессы – / реакционны, / если рушится человек.
«Оза», XII.
; Вознесенский, 1:411
48. Прямая – короче, парабола – круче.
«Параболическая баллада» (1958; опубл. 1959).
; Вознесенский, 1:27
49. Порнография духа.
Загл. стихотворения (1974).
; Вознесенский, 2:165
50. Прорабы духа.
Загл. стихотворения (1984) и публицистической книги (1984)
; Вознесенский, 3:351
51. Я тебя никогда не забуду. / Я тебя никогда не увижу.
«Сага» (1977).
; Вознесенский, 2:360
Стихотворение известно как ария Кончиты из мюзикла «“Юнона” и “Авось”» (1981), либретто Вознесенского, муз. А. Л. Рыбникова.
52. Возвращаться – плохая примета.
«Сага».
; Вознесенский, 2:360
53. Стихи не пишутся – случаются.
«Стихи не пишутся – случаются…» (1974).
; Вознесенский, 2:131
54. Тишины хочу, тишины… / Нервы, что ли, обожжены?
«Тишины!» (1961; опубл. 1964).
; Вознесенский, 1:127
55. Треугольная груша.
Загл. поэмы (1961; опубл. 1962)
56. Уберите Ленина с денег. / Он для сердца и для знамен.
«Я не знаю, как это сделать…» (1965)
Впервые стихотворение прозвучало в спектакле «Антимиры» Театра драмы и комедии на Таганке (премьера: 2 фев. 1965); опубл. в 1967 г. («Звезда Востока», № 3, с. 19) и затем не печаталось. «Цензура снимала их [эти стихи] из всех моих сборников. Спасибо ей».
; Вознесенский А. На виртуальном ветру. – М., 1998, с. 125.
56а. Я – семья / во мне как в спектре живут семь «я».
«Я – семья» (1962), из сб. «Антимиры».
; Вознесенский, 1:167
ВОЙНОВИЧ, Владимир Николаевич (1932–2018), писатель
57. КПГБ (Коммунистическая партия государственной безопасности).
«Москва 2042» (1987), ч. II, гл. «Кабесот».
; Отд. изд. – М., 2000, с. 130
58. Путем взаимной переписки.
Загл. повести (1973)
ВОЛКОВ, Александр Мелентьевич (1891–1977), писатель
58а. Железный Дровосек.
Персонаж романа «Волшебник Изумрудного города» (1939).
Сказочный роман Волкова написан по мотивам книги американского писателя Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз» (1900). У Баума – «The Tin Woodman» («Жестяной Дровосек»).
59. Я – Гудвин, Великий и Ужасный!
«Волшебник Изумрудного города» (1939), гл. 7.
; Отд. изд. – М., 1978, с. 88
У Баума (гл. 11) было: «Я – Оз, Великий и Ужасный!» («…Great and Terrible»).
Выражение восходит к Библии: «The great and the terrible day of the Lord come» (Иоиль, 2:31); в синодальном переводе: «Наступит день Господень, великий и страшный».
ВОЛКОНСКИЙ, Михаил Николаевич (1860–1917), писатель
60. Продолжим наши игры.
«Вампука, принцесса африканская», пародия на оперное либретто (1900), дейст. II.
; Русская театральная пародия ХIХ – начала ХХ в. – М., 1976, с. 528
Повторено у Ильфа и Петрова: «Продолжим наши игры, как говорил редактор юмористического журнала, открывая очередное заседание и строго глядя на своих сотрудников» («Золотой теленок», гл. 22).
; Ильф и Петров, 2:248.
ВОЛОХОНСКИЙ, Анри (1936–2017), поэт, философ
60а. Над небом голубым / Есть город золотой.
«Рай (Песня)» (1972; опубл. 1979; в России в авторском варианте: 1990)
; Волохонский А. Собр. произв. в 3 х т. – М., 2012, т. 1, с. 275
С 1973 г. стихотворение исполнялось Алексеем Хвостенко на мелодию, взятую с пластинки фирмы «Мелодия» «Лютневая музыка XVI–XVII веков» (1970). Начало мелодии восходит к «Фантазии» № 30 Франческо Канова да Милано (1497–1543), а в целом она, возможно, принадлежит гитаристу и лютнисту Владимиру Вавилову (1925–1973).
; ВлВ (псевд). Под над небом голубым… // «Солнечный ветер: Сетевой журнал», дек. 2005; Гейзель З. История одной песни // bard cafe.komkon.org/Articles/OneSongHistory.html.
С 1984 г. песню стал исполнять Борис Гребенщиков (группа «Аквариум»), дав ей название «Город» и несколько изменив текст, включая первую строку: «Под небом голубым…» В авторском тексте: «Над небом голубым», поскольку Волохонский использовал новозаветное описание «небесного Иерусалима» (Ап. 4:7–8; 21:10–21).
60б. Кто любит тот любим / Кто светел тот и свят.
«Рай» (в авторском варианте – без знаков препинания)
; Волохонский А. Собр. произв. в 3 х т. – М., 2012, т. 1, с. 275
ВОЛОШИН, Максимилиан Александрович (1877–1932), поэт
Волошин М. А. Стихотворения и поэмы. – СПб., 1995.
61. А я стою один меж них / В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими / Молюсь за тех и за других.
«Гражданская война» (1919; опубл. 1923).
; Волошин, с. 270
62. Почетней быть твердимым наизусть
И списываться тайно и украдкой,
При жизни быть не книгой, а тетрадкой.
«Дом поэта» (1926; опубл. 1952).
; Волошин, с. 359
63. Изгнанники, скитальцы и поэты, –
Кто жаждал быть, но стать ничем не смог…
У птиц – гнездо, у зверя – темный лог,
А посох – нам и нищенства заветы.
«Изгнанники, скитальцы и поэты» («Венок сонетов», 8) (1909; опубл. 1910).
; Волошин, с. 141
Первая строка восходит к Ф. Тютчеву («Любовники, безумцы и поэты…»), две заключительные – переложение Евангелия (Матфей, 8:20).
64. Темен жребий русского поэта: / Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета, / Достоевского на эшафот.
«На дне преисподней» (1922; опубл. 1923).
; Волошин, с. 280
65. Великий Петр был первый большевик.
«Россия», 4 (1924; опубл. 1925).
; Волошин, с. 299
66. В комиссарах – дурь самодержавья, / Взрывы революции в царях.
«Северовосток» (1920; опубл. 1923).
; Волошин, с. 174
ВОЛЬПИН, Михаил Давыдович (1902–1988), драматург, поэт сатирик
67. Будет! / под / Маяковского делать!
Мокрые штанишки ручонками теребя. / <…>
Делай / те / под / себя!
«Я, миллионный, как состоянье Рокфеллера…», пародия на В. Маяковского
; «Всемирная иллюстрация», 1925, т. 2, № 4, с. 38
Обычно цитируется: «Не делайте под Маяковского – делайте под себя!»
«Не ходи под Безыменского, / Ходи лучше под себя» – заключительные строки эпиграммы Ильи Сельвинского на Маяковского.
; Сельвинский И. Записки поэта. – М.; Л., 1928, вклейка.
68. У Петра Великого / Близких нету никого.
Только лошадь и змея, / Вот и вся его семья.
Частушка; опубл. в составе романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» (1931), гл. 34
; Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. – М., 1995, с. 309, 598 (комментарий)
ВЫСОЦКИЙ, Владимир Семенович (1938–1980), актер, поэт, автор песен
Высоцкий В. Соч. в 2 т. – М., 1991.
69. Мы в очереди первыми стояли, – / А те, кто сзади нас, уже едят!
«А люди все роптали и роптали…», авторская песня (1966)
; Высоцкий, 1:136
70. И как то в пивной мне ребята сказали,
Что очень давно они Бога распяли!
«Антисемиты», авторская песня (1964).
; Высоцкий, 1:61
71. Значит, нужные книги ты в детстве читал!
«Баллада о борьбе», авторская песня (1975).
; Высоцкий, 1:498
72. Час зачатья я помню неточно.
«Баллада о детстве», авторская песня (1973–1975).
; Высоцкий, 2:475
73. Все жили вровень, скромно так, – / Система коридорная,
На тридцать восемь комнаток / Всего одна уборная.
«Баллада о детстве».
; Высоцкий, 2:476
74. Трофейная Япония, / Трофейная Германия…
Пришла страна Лимония, / Сплошная Чемодания!
«Баллада о детстве».
; Высоцкий, 2:477
75. Коридоры кончаются стенкой, / А тоннели – выводят на свет!
«Баллада о детстве».
; Высоцкий, 2:477
76. Было время – <…> и цены снижали,
И текли куда надо каналы
И в конце куда надо впадали.
«Баллада о детстве».
; Высоцкий, 2:478
77. Протопи ты мне баньку по белому.
«Банька по белому», авторская песня (1968).
; Высоцкий, 1:230
78. Где твои семнадцать лет? / На Большом Каретном. / <…>
Где твой черный пистолет? / На Большом Каретном.
«Большой Каретный», авторская песня (1962).
; Высоцкий, 1:38
79. На братских могилах не ставят крестов.
«Братские могилы», авторская песня (1964).
; Высоцкий, 1:80
80. Отставить разговоры! / Вперед и вверх, а там…
Ведь это наши горы – / Они помогут нам!
«Военная песня» (1966) из к/ф «Вертикаль» (1967).
; Высоцкий, 1:143
81. Давайте ж выпьем за тех, кто в МУРе, –
За тех, кто в МУРе, никто не пьет…
«День рождения лейтенанта милиции в ресторане “Берлин”», авторская песня (1965).
; Высоцкий, 1:109
; «За тех, кто в море» (Л 1)
82. Ой, Вань, гляди, какие клоуны!
«Диалог у телевизора», авторская песня (1973).
; Высоцкий, 1:434
83. Я, Вань, такую же хочу.
«Диалог у телевизора».
; Высоцкий, 1:435
84. Ну что «отстань», опять «отстань«, – / Обидно, Вань!
«Диалог у телевизора».
; Высоцкий, 1:435
85. Где деньги, Зин?
«Диалог у телевизора».
; Высоцкий, 1:435
86. Ты, Зин, на грубость нарываешься, / Все, Зин, обидеть норовишь!
Тут за день так накувыркаешься… / Придешь домой – там ты сидишь.
«Диалог у телевизора».
; Высоцкий, 1:435
87. Жертва телевидения.
Назв. авторской песни (1972)
88. Нет, ребяты демократы!
«Инструкция перед поездкой за рубеж» (1973).
; Высоцкий, 1:482
У Высоцкого «демократы» – население «стран народной демократии».
89. И опять пошла морока / Про коварный зарубеж.
«Инструкция перед поездкой за рубеж».
; Высоцкий, 1:482
90. Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее.
«Кони привередливые», авторская песня (1972).
; Высоцкий, 1:378
91. В гости к Богу не бывает опозданий.
«Кони привередливые».
; Высоцкий, 1:378
92. Возвращаются все – кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
«Корабли постоят – и ложатся на курс…» (1967), авторская песня
; Высоцкий, 1:158
93. Я, конечно, вернусь – / <…> не пройдет и полгода.
«Корабли постоят…».
; Высоцкий, 1:158
94. Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал.
«Купола» (1975), авторская песня.
; Высоцкий, 1:502
95. А там – на четверть бывший наш народ.
«Лекция о международном положении…», авторская песня (1979)
; Высоцкий, 1:578
«Там» – в Израиле.
96. Считай по нашему, мы выпили не много –
Не вру, ей бога, – скажи, Серега!
И если б водку гнать не из опилок,
То чё б нам было с пяти бутылок!
«Милицейский протокол», авторская песня (1971).
; Высоцкий, 1:366
97. Теперь дозвольте пару слов без протокола. / Чему нас учит семья и школа?
«Милицейский протокол».
; Высоцкий, 1:366
98. Да, все равно: автобусы не ходют, / Метро закрыто, в такси не содют.
«Милицейский протокол».
; Высоцкий, 1:366
99. Мой друг уехал в Магадан – / Снимите шляпу, снимите шляпу!
Уехал сам, уехал сам – / Не по этапу, не по этапу.
«Мой друг уехал в Магадан…», авторская песня (1965).
; Высоцкий, 1:101
100. Париж открыт, – но мне туда не надо!
«Москва – Одесса», авторская песня (1968).
; Высоцкий, 1:580
101. И ни церковь, ни кабак – / Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так! / Все не так, ребята…
«Моя цыганская», авторская песня (1967 или 1968).
; Высоцкий, 1:205
102. Сегодня Нинка соглашается – / Сегодня жизнь моя решается!
«Наводчица», авторская песня (1964).
; Высоцкий, 1:64
103. Четыре четверти пути.
«Натянутый канат», авторская песня (1972).
; Высоцкий, 1:404
«Четыре четверти пути» – заглавие посмертного сб. произведений Высоцкого (1988).
104. Обидно мне, / Досадно мне, – / Ну ладно!
«Невидимка», авторская песня (1967).
; Высоцкий, 1:198
«Обидно, досадно до слез, до мученья» – романс на слова А. Б. Кусикова (1916), муз. А. Р. Бакалейникова.
105. Не волнуйтесь – я не уехал, / И не надейтесь – я не уеду!
«Нет меня – я покинул Расею…», авторская песня (1970)
; Высоцкий, 1:291
106. А в 33 распяли, но – не сильно.
«О фатальных датах и цифрах», авторская песня (1971)
; Высоцкий, 1:354
107. Поэты ходят пятками по лезвию ножа –
И режут в кровь свои босые души!
«О фатальных датах и цифрах».
; Высоцкий, 1:354
108. Почему аборигены съели Кука?
«Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука?», авторская песня (1971).
; Высоцкий, 1:348
109. Молчит наука.
«Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука?»
; Высоцкий, 1:348
110. «Друг, оставь покурить!» – а в ответ – тишина…
Он вчера не вернулся из боя.
«Он не вернулся из боя», авторская песня (1969).
; Высоцкий, 1:265
111. Наши мертвые нас не оставят в беде, / Наши павшие – как часовые.
«Он не вернулся из боя».
; Высоцкий, 1:265
112. Идет охота на волков, идет охота.
«Охота на волков», авторская песня (1968).
; Высоцкий, 1:561
113. Мы затравленно мчимся на выстрел / И не пробуем – через запрет.
«Охота на волков».
; Высоцкий, 1:561
114. Я из повиновения вышел.
«Охота на волков».
; Высоцкий, 1:562
115. Жираф большой – ему видней!
«Песенка ни про что, или Что случилось в Африке» (авторская) (1968)
; Высоцкий, 1:227
116. Хорошую религию придумали индусы:
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.
«Песенка о переселении душ» (авторская) (1969).
; Высоцкий, 1:246
117. Ничего, я им создам уют – / Живо он квартиру обменяет, –
У них денег – куры не клюют, / А у нас – на водку не хватает!
«Песня завистника» (авторская) (1965).
; Высоцкий, 1:111
118. Если друг / Оказался вдруг / И не друг, и не враг, / А так.
«Песня о друге» (авторская) из к/ф «Вертикаль» (1967)
; Высоцкий, 1:139
119. Кто сказал, что Земля умерла? / Нет, она затаилась на время!
«Песня о Земле» (авторская) (1969).
; Высоцкий, 1:266
120. Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, – и спекся.
Подвела меня – ведь я предупреждал! – дыхалка!
«Песня о конькобежце на короткие дистанции» (авторская) (1966)
; Высоцкий, 1:124
121. А на нейтральной полосе – цветы / Необычайной красоты!
«Песня о нейтральной полосе» (авторская) (1965).
; Высоцкий, 1:96
122. И думал Буткеев, мне челюсть кроша: / И жить хорошо, и жизнь хороша!
«Песня о сентиментальном боксере» (авторская) (1966)
; Высоцкий, 1:122
Вторая строка – несколько измененная цитата из Маяковского (; М 352).
123. Бить человека по лицу / Я с детства не могу.
«Песня о сентиментальном боксере».
; Высоцкий, 1:122
124. В наш тесный круг не каждый попадал.
«Песня про стукача» (авторская) (1964).
; Высоцкий, 1:73
125. Открою Кодекс на любой странице, / И не могу – читаю до конца.
«Песня про уголовный кодекс» (авторская) (1964).
; Высоцкий, 1:63
126. Мир вашему дому!
«Песня самолета истребителя» (авторская) (1968)
; Высоцкий, 1:221, 222
Восходит к библейскому обороту «Мир дому сему».
127. Страшно, аж жуть!
«Песня сказка о нечисти» (авторская) (1966 или 1967)
; Высоцкий, 1:152
128. Уколоться и забыться.
«Письмо в редакцию телевизионной передачи “Очевидное – невероятное” из сумасшедшего дома…», авторская песня (1977).
; Высоцкий, 1:546
129. Мы не сделали скандала – / Нам вождя недоставало.
Настоящих буйных мало: / Вот и нету вожаков.
«Письмо в редакцию телевизионной передачи…».
; Высоцкий, 1:547
130. Удивительное рядом – / Но оно запрещено!
«Письмо в редакцию телевизионной передачи…».
; Высоцкий, 1:548
«Удивительное рядом» – название документального к/ф о животных (1962), сцен. и пост. С. Образцова. Затем так же стали называться газетные рубрики об удивительных явлениях в мире природы.
131. Мы пишем вам с тамбовского завода, / Любители опасных авантюр!
«Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям», авторская песня (1964).
; Высоцкий, 1:59
132. Скажи еще спасибо, что – живой!
«Подумаешь – с женой не очень ладно…», авторская песня (1969)
; Высоцкий, 1:258
133. Прерванный полет.
Назв. авторской песни (1973).
; Высоцкий, 2:245
«Прерванный полет» – название польского к/ф (1964, реж. Л. Бучковский). «Владимир, или Прерванный полет» – заглавие книги М. Влади (1989).
134. Так оставьте ненужные споры – / Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы, / На которых еще не бывал.
«Прощание с горами», авторская песня из к/ф «Вертикаль» (1966)
; Высоцкий, 1:147
135. Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
«Райские яблоки», авторская песня (1978).
; Высоцкий, 1:575
136. Альпинистка моя, скалолазка моя.
«Скалолазка» (1966), авторская песня из к/ф «Вертикаль» (1967)
; Высоцкий, 1:145
137. Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать!
«Сыт я по горло, до подбородка…», авторская песня (1965)
; Высоцкий, 1:100
138. Товарищи ученые, Эйнштейны драгоценные <…>!
«Товарищи ученые», авторская песня (1972).
; Высоцкий, 1:413
139. Тот, который не стрелял.
Назв. авторской песни (1972).
; Высоцкий, 1:424
140. Если хилый – сразу гроб!
Сохранить здоровье чтоб –
Применяйте, люди, обтирание!
«Утренняя гимнастика», авторская песня для спектакля Московского театра сатиры «Последний парад» (1968).
; Высоцкий, 2:213
141. Красота – среди бегущих / Первых нет и отстающих, –
Бег на месте общеприми / ряющий.
«Утренняя гимнастика».
; Высоцкий, 2:214
141а. И хваленый пресловутый Фишер
Тут же согласился на ничью.
«Честь шахматной короны», II (1972), авторская песня
; Высоцкий, 1:387
142. Гуляй, рванина, от рубля и выше!
«Штрафные батальоны», авторская песня (1964).
; Высоцкий, 1:58
143. Считает враг: морально мы слабы, – / За ним и лес, и города сожжёны.
Вы лучше лес рубите на гробы – / В прорыв идут штрафные батальоны!
«Штрафные батальоны».
; Высоцкий, 1:58
144. Пьем за то, чтоб не осталось по России больше тюрем,
Чтоб не стало по России лагерей!
«Эй, шофер, вези – Бутырский хутор…», авторская песня (1963)
; Высоцкий, 1:48
145. Пророков нет в отечестве своем, –
Но и в других отечествах – не густо.
«Я из дела ушел», авторская песня (1973).
; Высоцкий, 1:433
146. Я не люблю фатального исхода.
«Я не люблю», авторская песня (1969).
; Высоцкий, 1:250
147. Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
«Я не люблю».
; Высоцкий, 1:250
148. Занозы не оставил Будапешт, / А Прага сердце мне не разорвала.
«Я никогда не верил в миражи…», стихотворение (1979 или 1980)
; Высоцкий, 2:175
ВЯЗЕМСКИЙ, Петр Андреевич (1792–1878), князь, поэт, критик
Вяземский П. А. Стихотворения. – Л., 1986.
149. …Надоели эти географические фанфаронады наши: От Перми до Тавриды и проч. Что же тут хорошего, <…> что у нас от мысли до мысли пять тысяч верст.
«Записные книжки», 14 сент. 1831 г.
; Вяземский П. А. Записные книжки (1813–1848). – М., 1963, с. 214
; «от Перми до Тавриды» (П 333)
150. В нашу поэзию стреляют удачнее, чем в Лудвига Филиппа: вот второй раз, что не дают промаха.
«Записные книжки», июль 1841 (о гибели Лермонтова)
; Вяземский П. А. Записные книжки (1813–1848). – М., 1963, с. 274
Обычно цитируется: «…чем в Луи Филиппа» – по публикации в «Полном собрании сочинений» (СПб., 1884, т. 9).
151. Я пью за здоровье не многих, / Не многих, но верных друзей.
«Друзьям» (опубл. 1862).
; Вяземский, с. 366
152. Тройка мчится, тройка скачет, / Вьется пыль из под копыт.
«Еще тройка» (опубл. 1834).
; Вяземский, с. 250
Положено на музыку Павлом П. Булаховым (1865).
153. Жизнь наша в старости – изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить.
«Жизнь наша в старости…» (не позднее 1877; опубл. 1896)
; Вяземский, с. 416
154. Успехов просит ум, а сердце счастья просит.
«К друзьям» (1814; опубл. 1815).
; Вяземский, с. 72
155. Чтоб более меня читали, / Я стану менее писать!
«К друзьям».
; Вяземский, с. 73
156. В боренье с трудностью силач необычайный.
«К В. А. Жуковскому» (1819; опубл. 1821).
; Вяземский, с. 125
Дважды повторено А. Пушкиным (письма к Н. И. Гнедичу от 27 сент. 1822 и П. А. Вяземскому от 25 мая 1825 г.).
157. * Анакреон под доломаном, / Поэт, рубака, весельчак!
«К партизану поэту (В 1814 м году)» (опубл. 1823).
; Вяземский, с. 74
В авторском тексте: «под дуломаном». Стихотворение обращено к Денису Давыдову.
158. Немец так глубокомыслен,
Что провалишься в него.
«Масленица на чужой стороне» (опубл. 1853).
; Вяземский, с. 304
159. Здравствуй, дедушка Крылов!
«На радость полувековую…» (1838).
; Вяземский, с. 262
В. Белинский в рецензии на «Басни И. А. Крылова» (1844) писал: «Посмотрите, если прозвище “дедушки”, которым так ловко окрестил его князь Вяземский в своем стихотворении, не сделается народным именем Крылова во всей Руси!»
; Белинский в 13 т., 8:114.
160. По жизни так скользит горячность молодая:
И жить торопится и чувствовать спешит!
«Первый снег» (1819; опубл. 1822).
; Вяземский, с. 131–132
161. Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог, / <…>
Вот он, вот он Русский Бог.
«Русский Бог» (1828; опубл. 1854).
; Вяземский, с. 219
В советских изданиях – со строчных букв («русский бог»).
Согласно Б. Успенскому, выражение «русский бог» существовало уже в ХII в. и относилось первоначально к Николаю Чудотворцу.
; Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. – М., 1982, с. 119.
; «Велик Российский Бог!» (О 7)
162. Бог в особенности немцев,
Вот он, вот он Русский Бог.
«Русский Бог».
; Вяземский, с. 220
163. Смерть жатву жизни косит, косит.
«Смерть жатву жизни косит, косит…» (опубл. 1841)
; Вяземский, с. 270
164. …Губернский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
«Станция» (1825; опубл. 1829).
; Вяземский, с. 171
Отсюда эпиграф к повести А. Пушкина «Станционный смотритель»: «Коллежский регистратор, / Почтовой станции диктатор».
165. Под бурей рока – твердый камень!
В волненье страсти – легкий лист!
«Толстому» (1818; опубл. 1862).
; Вяземский, с. 114
Обращено к Ф. И. Толстому («Американцу»).
166. Южные звезды! Черные очи!
Неба чужого огни!
«Черные очи» (1828; опубл. 1862).
; Вяземский, с. 221
167. Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называет это лакейским патриотизмом – du patriotisme d’antichambre. У нас его можно бы назвать квасным патриотизмом.
[Рец.:] «Six mois en Russie <…> par M. Anselot (Шесть месяцев в России. Письма, писанные г ном Ансело в 1826 году <…>). (Письмо из Парижа в Москву к Сергею Дмитриевичу Полторацкому)»
; «Московский телеграф», 1827, № 11, за подписью «Г. Р. К.»; Вяземский П. А. Полн. собр. соч. в 12 т. – СПб., 1878, т. 1, с. 244
Выражение «лакейский патриотизм» Вяземский взял, по видимому, из трактата Стендаля «О любви» (1822), гл. 49. Впервые оно появилось ок. 1770 г., со ссылкой на французского экономиста и государственного деятеля Жака Тюрго (1727–1781).
Выражение «квасные патриоты» появилось в 1831 г.
; Кораблинский А. [Воейков А.Ф.] Любопытная новость // «Молва», 1831, № 48, с. 343. Это выражение широко использовал В. Белинский в полемике со славянофилами, напр.: «…У нас так много квасных патриотов, которые всеми силами натягиваются ненавидеть все европейское – даже просвещение, и любить все русское – даже сивуху и рукопашную дуэль» («Мысли и заметки о русской литературе», 1846).
; Белинский, 9:437.
; «Квасного патриотизма я точно не терплю…» (П 121)
168. Шинельные стихи.
Письмо к А. Пушкину от 14 сент. 1831 г. (неотправленное)
О стихотворении В. Жуковского «Русская песнь на взятие Варшавы» (1831): «Охота ему было писать шинельные стихи (стихотворцы, которые в Москве ходят в шинеле по домам с поздравительными одами)».
; Вяземский П. А. Записные книжки (1813–1848). – М., 1963, с. 211.
Вяземский имел также в виду стихотворения Пушкина «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина» (1831).
169. Мы все изгнанники и на родине.
Письмо к А. И. Тургеневу от 10 июля 1826 г.
; Вяземский П. А. Записные книжки (1813–1848). – М., 1963, с. 125
; «Внутренние эмигранты» (Т 185)
_________________________________
© Copyright: ALEX ZIRK