Ночные ястребы - детектив Записки следователя
Заходящее солнце опустилось совсем низко и через определённое время скрылось за дремлющим лесом. Огненная заря, образовавшаяся на небе после ухода солнца за горизонт, медленно но, не спеша, стала бледнеть, а потом, вовсе поблёкла и обречённо растворилась на небосклоне. Вечерняя небесная красота сошла с темнеющего неба. Через какое-то время на южный город металлургов и шахтёров, опустился тёплый, тихий, наполненный запахами цветущих сирени и акаций апрельский вечер. По верхушкам деревьев пробежал лёгкий, шаловливый ветерок. Обдал теплом и скрылся в кустах пахучей сирени.
Город с наступлением вечера обретал новую, шумную, весёлую, беззаботную жизнь. На улицах безостановочно урчали машины, мотоциклы, разной другой техники. С дворов домов доносился по-весеннему весёлый, шумный галдёж детворы. Народ потянулся к центру города. Улицы, площади, скверы стали заполнятся людьми и в скором времени, они обрели многолюдность и шумность. Говор, смех, шутки слышались со всех сторон. Люди после трудового дня отдыхали, наслаждались тёплым вечером. Кричащие киноафиши настойчиво приглашали гуляющий, отдыхающий народ в кинотеатр «Комсомолец», который располагался на площади Ленина. Многие, не устояв перед соблазном, направлялись к билетным кассам. Шумная, весёлая молодёжь торопилась в парк «Юность» к танцплощадке, где известная песня «Эй, судьба, барабань на всю планету!», льющаяся из динамиков, в исполнении не менее известного певца Николая Гнатюка, звала желающих на танец.
Ближе к полуночи, площади, скверы постепенно стали пустеть. Люди стали расходиться по дамам и квартирам. Умолкла в парке музыка. Постепенно в домах стали гаснуть огни. Металлурги, шахтёры ложились спать рано. Вставали рано. Заводские, шахтёрские смены начинались рано. Город постепенно погружался в сон.
Тёплый, шумный вечер незаметно перешёл в тихую, спокойную, бесшумную ночь. Только недремлющие звезды подмигивали с высокого тёмного неба и смотрели на свои отражения в чёрной глади речки Малой Гнилуши. Уже не было слышно ни лягушечьего гомона, ни переклички ночных птиц. Только по дворам, изредка, кое-где от скуки побрехивали собаки. Среди густых ракит, ольхи, ив мирно журчала река, и больше ничего вокруг не нарушало тишины и покоя.
Только двоим молодым парням, было не до сна в эту тёплую, прекрасную апрельскую ночь, И была у них важная, по их понятиям, на то причина. Они задумали что-то недоброе, нехорошее и к тому же - преступное. С этим преступно затеянным замыслом, взяв с собой пустой мешок, гвоздодёр и фонарь, вышли со двора у одного из них и направились в сторону реки Малая Гнилуша. Шли тихо, осторожно. Постоянно оглядывались по сторонам. Почти не разговаривали. Злоумышленники выбрали к назначенной цели более сложный, тернистый, но менее безопасный путь. Пробирались через крутые склоны холмов, прилегающие ближе к реке. Обходили частные дворы, чтобы не тревожить дремлющих собак. Поплутав минут тридцать, наконец-то, они вышли к броду и перешли речку. Далее их путь лежал к средней школе, расположенной по улице Московской. Снова минуя частные дворы, обходя открытые места, дороги, наконец-то они добрались к заветной цели. Шум проходящего недалеко от школы товарного поезда, заглушил звон разбившегося стекла окна…
* * *
Утром следующего дня, следственно-оперативная группа, возглавляемая начальником отдела милиции Пашковым, прибыла к месту происшествия. У входа в здание школы, возле открытого, с разбитым стеклом окна, расположенного справа от входа, оперативную группу встретил директор
школы Журавлев с группой учителей и школьников.
Здание школы двухэтажное, построенное из красного кирпича и крыша покрыта
шифером. Наружные стены здания штукатурены и побелены, и, по-видимому, давно, так как местами штукатурка обсыпалась, побелка потемнела от сырости и дождя, и весь общий вид здания имел неприглядный, несвежий вид. Явно школе требовался основательный ремонт.
Территория школы имела приличные размеры. Она отгорожена металлической решёткой. Многие столбы, сложенные из кирпича, а также металлические решётки из за давности срока службы и за несвоевременного ухода, пришли в полнейшую негодность. Одни столбы наклонились так, что вот – вот рухнут на землю, другие вовсе рассыпались. Металлические сетки, по всему периметру пришли в негодность: местами порваны, местами вообще отсутствуют. Парадная сторона забора, со стороны улицы Московской выглядела намного лучше. Тут и столбы побелены, решётки покрашены и целы. Вход на территорию осуществляется с парадной стороны. При входе на территорию, с правой стороны, примерно, в двадцати метрах от входа, около забора частного домовладения, как символ, как достопримечательность этой школы, возвышалась приличная гора металлолома. Это пример того, что школьники в день Всесоюзного Коммунистического субботника, собрали столько металлолома. Теперь этот металлолом отправят на наш металлургический завод для удовлетворения прожорливых желудков сталеплавильных печей.
* * *
- Понимаете, - заговорил директор школы чуть взволнованным, суховатым голосом, как бы извиняясь перед полковником за допущенную оплошность, - пришёл сегодня пораньше в школу. Работы перед праздником невпроворот. На всё времени не хватает. В голове одни проблемы. Не заметил открытого и разбитого окна. Хотя окно расположено почти, что рядом с входными дверями. Вы уж простите меня!
Когда директор закончил говорить, я случайно посмотрел на него. Меня поразил его внешний вид. Весь его внешний вид говорил о том, как будто бы он виновен в происшедшем. Весь он, как-то съёжился, сгорбился. Стал похож на восьмидесятилетнего старика, хотя ему ещё нет и пятидесяти лет. «Переживает. Явно ему неприятно. Праздник на носу, а тут…» - Я подошёл к входным дверям, - неожиданно снова заговорил директор. - Они были закрыты на замок. Ключом открыл замок. Замок был цел. Никаких нарушений не заметил. Я вошёл внутрь и, как обычно, прошёлся по коридорам. Поднялся на второй этаж. Иду. Дохожу до кабинета военного дела. Вижу, дверь кабинета приоткрыта . Подошёл ближе к двери. Вижу, на полу валяется сорванный замок. Заходить в кабинет не стал. Тут же, не мешкая, пошёл в свой кабинет и сразу же позвонил в милицию. Вот так получилось… - растерянно закончил он свою речь.
- Александр Иванович, - вмешался я, - скажите, разве ваша школа не охраняется?
- Как же, как же, конечно, охраняется! - последовал поспешный ответ директора. С каким тоном проговорил директор, можно было понять, что он чем – то встревожен.
- Где сторож сейчас? По-видимому, мой вопрос застал Журавлёва врасплох. Он совсем растерялся. Что-то пробормотал себе под нос. Лицо его покрылось красной краской.
- Я не знаю… - еле выдавил из себя директор и обратил свой растерянный взгляд в сторону подвальной двери здания, где располагалась котельная.
- Тогда, пожалуйста, пошлите кого-нибудь за сторожем. Пусть его найдут и приведут сюда. А пока мы с экспертом - криминалистом проведём осмотр.
- Хорошо. Хорошо. Я сейчас же пошлю за ним. Голос директора заметно дрожал, а сам слегка нервничал. Пока директор занялся, поиском сторожа, мы приступили к осмотру разбитого окна. На месте, кроме осколков стекла, никаких твёрдых предметов, чем можно было разбить стекло, не обнаружили. По-видимому, преступники орудие преступления принесли с собой и унесли с собой же при уходе. Это подтвердилось при дальнейшем осмотре. Осмотр окна занял не более десяти минут. Когда я дописывал последнюю строчку в протоколе осмотра, вернулся директор школы. Вид его был совсем
растерянный и виноватый.
- Где же сторож, Александр Иванович? Вы нашли его? – спросил я, глядя на растерявшегося директора. Александр Иванович слегка вздрогнул, услышав мой вопрос и сконфузился.
- Его нигде нет, - последовал виноватый ответ. – Не понимаю, он всегда встречал меня по утрам, когда приходил в школу. Докладывал. Если меня не было, то докладывал другим, кто раньше приходил из учителей в школу. Ничего не понимаю. Куда он подевался?
- Александр Иванович, вы уж так не переживайте. Найдётся он, не иголка же. Скажите, вы знаете, где он живёт?
- На память не помню. Нужно посмотреть в журнал.
- Хорошо. После, как закончим осмотр, дадите нам адрес вашего сторожа.
Директор машинально кивнул головой, соглашаясь.
После осмотра окна, мы за директором направились на второй этаж школы. В школе на момент осмотра не было электричества. Журавлев привёл нас к нише, где располагался щит электроснабжения школы. В нише, на полке лежали две выкрученные электропробки, и по этой причине школа была обесточена.
По словам директора, вчера, перед уходом из школы, он последним уходил из школы, электричество было в школе. По его предположению, пробки выкручены преступниками. После осмотра щитка, директор повёл нас к кабинету военного дела. Дверь кабинета была открыта. На полу, возле порога валялся висячий замок с открытой дужкой. Этим замком, со слов директора, замыкали дверь военного кабинета. При осмотре замка обнаружили следы взлома: вмятины и царапины. Ригель выгнут наружу. В кабинете, слева от входа, расположена пирамида, сооружённая из листового металла, толщиной четыре миллиметра, для хранения учебного оружия. Дверь пирамиды, закрывающаяся на висячий замок открыта, а взломанный замок валялся тут же рядом на полу.
В пирамиде, со слов директора школы, отсутствуют пять малокалиберных винтовок, годные к стрельбе и двадцать пачек патронов, в количестве тысяч штук. Кража оружия в то время считалось чрезвычайным происшествием. Скоро понаедет сюда всякого высокого начальства из области. Держи ухо востро!
* * *
- С чего начнём? – задал вопрос полковник, когда вся оперативная группа собралась в кабинете директора школы, кроме эксперта-криминалиста, которая по моей просьбе осталась заниматься изысканием следов и отпечатков пальцев рук, Полковник поверх своих очков оглядел нас, как бы проверяя, все ли на месте. И вдруг резко прозвучал его голос:
- Не вижу эксперта – криминалиста? Она, что, считает себя необязательной присутствовать на оперативке?
- Простите, товарищ полковник, не успел предупредить вас, - сказал я, чтобы успокоить его, - это я попросил её, чтобы она занималась поиском следов и изъятием отпечатков пальцев.
- Ну, хорошо. Пусть занимается. Ответов не слышу на ранее заданный мной вопрос? Все сидели молча с опущенными головами. Не дождавшись наших ответов, так как мы сами ещё не были готовы, что ответить, он сам же предложил:
- Нужно немедленно информировать население по городскому радиовещанию о краже винтовок. Сообщить о значении опасного оружия в руках преступников. Быть бдительным и сообщать в отдел милиции обо всех случаях стрельбы из оружия. Это дело я возьму на себя. Вам разработать план мероприятий по раскрытию данного преступления и все действия согласовать со следователем. На всё это даю вам сегодняшний день. Это не значит, что вы и тем только будете заниматься, составлением плана. Не забывайте, основная ваша задача искать преступников. Утром с планом оперативно-следственных мероприятий ко мне на оперативку. На этом оперативка закончилась. Полковник уехал.
* * *
- Ну что, Валентина Петровна, есть хоть какие-то следы, отпечатки пальцев? –
спросил я, вернувшись после оперативки, в кабинет военного дела, Валентина Петровна выпрямилась, направила свой взор на меня и прямо глядя мне в глаза, сказала:
-Радости мало, Рудольф Васильевич. При этом горестный вздох вырвался из её груди и на её прекрасное лицо лёг отпечаток жалости. - Ничего, ноль. Свежих отпечатков нет. Есть отпечатки, но они не свежие, то есть старые, и не чёткие. Вероятно, они оставлены учителем или учениками. Только зафиксировала вмятины и царапины на замках. Других следов и улик нет. Закончив говорить, она устало опустилась на стул и стала собирать свои причиндалы.
- Не густо, - выдавил я и стал помогать эксперту, собрать портфель.
Будет продолжение
© Copyright:
Рудольф Ложнов, 2021
Свидетельство о публикации №221081100619