Не в службу, а в дружбу

Пётр Вакс
Как-то раз я услышал в очередной телепередаче, что если хочешь быть успешным, то нужно окружать себя успешными людьми. И удивился: до чего точное замечание! Это ведь не только к успеху относится. В обычной бытовой жизни тоже так – какие вокруг тебя люди, такое и настроение. Вот от соседа моего, Кости, всегда отличный настрой.
– Макс, привет! – радостно улыбается он при встрече у подъезда. – Как дела соседские?
Невольно и я улыбаюсь в ответ.
– Нормально дела, – отвечаю. – А ты как?
В ответ Костя подробно рассказывает: купил подержанный автомобиль, теперь к нему требуется новая резина. Он об этом уже рассказывал, я из вежливости не перебиваю.
– Приходи вечером в гараж, – попросил Костя. – Мне вторая пара рук нужна, колесо поменять. Придешь? Не в службу, а в дружбу.
– Конечно.
Почему бы не помочь хорошему человеку? Он так обаятельно улыбается, что отказать неудобно. И потом, а вдруг он меня когда-нибудь подвезёт при необходимости, в качестве ответной услуги.
В гараже мы с ним выпили по бутылке пива, Костя угостил.
– Завтра футбол, можно у тебя посмотреть? – спросил он. – А то жена свой сериал хочет.
– Давай, приходи.
Я тоже купил пива, мы отлично «поболели». Костя восхищался размерами экрана моего телевизора, мне было приятно. Уходя, он попросил дрель: полочки в гараже навесить.
В общем, приятный у меня сосед. Я когда его вижу, радуюсь, хотя знакомы мы не очень давно. А вот с другом Вовой – сплошное уныние. Подружились мы лет двадцать назад, работали вместе на одном предприятии, и тогда он не был таким мрачным. Но с годами общаться с ним все труднее.
– Новости читал? – спрашивал он. – Снова электричество дорожает. И коммунальные услуги. Теперь жди, проезд в транспорте вдове подскочит.
– Не переживай, заработаем.
– Ага, заработаешь тут!
И так он ныл по каждому поводу. Потом грянул кризис, мы с предприятия ушли, но встречались иногда. Я приходил к нему в гости, приносил торт.
– Мне сладкого нельзя, – говорил он. – Мама сказала, у меня сахар повышен.
Пожилая мама моего друга, бывший врач, присматривала за сыном.
– Рассказывай, как жизнь.
– Да что рассказывать, – нахмурился он. – Работаем в бригаде по прокладке теплотрасс, я как инженер планы-схемы составляю, изучил рынок нагревательных котлов.
И он рассказывал про котлы и трубы. Потом я ему рассказывал о себе, он слушал невнимательно, а я думал: ему неинтересно про меня, только про себя. Было немного обидно, но друг есть друг. Если у него такой характер, ничего не попишешь. А что он всегда мрачный, так это бывает даже забавно. Когда он женился и пригласил меня отпраздновать у себя дома, то более тихой свадьбы я в жизни не видел: все сидят, разговаривают вполголоса, Вовчик грустен, как на поминках, а не как на празднике.
– У него что, кто-то умер? – шепнула мне девушка, с которой я пришел. – Или он болеет?
– Нет, Вова всегда такой, не обращай внимания.
Мы с ней потом долго хихикали, шутили, что в рейтинге самых угрюмых свадеб века эта заняла бы первое место.
Постепенно я с Вовой встречался реже. Он постоянно говорил о своих котлах, а мне это было неинтересно. Как-то раз я собирался к нему с очередным визитом, но не смог: снова сосед напросился футбол смотреть, и я решил, что с Костей намного приятнее провести время.
– Извини, планы поменялись, – сказал я.
– Ну как хочешь, – буркнул Вова и отключил связь.
Так прошло довольно много времени, почти год. Вовчик не звонил, я о нем почти забыл, зато с Костей мы часто общались. И я начал замечать в нем некоторые не очень хорошие качества. Например, он никогда не возвращал мне инструменты сам, только если я напомню. Причем не один раз. Дрель свою я у него месяца два выпрашивал.
– Старичок, сегодня непременно занесу! – восклицал сосед, хлопая меня по плечу.
И не заносил. Зато исправно пил мое пиво во время просмотра матчей. Я все ждал, когда он сообразит, что и ему неплохо бы раскошелиться, но он не соображал, или не хотел. А мне становилось слегка обидно. Дело же не в деньгах, а в справедливости. Мне кажется, дружба, как и любовь, должна быть взаимной. Но я долго терпел, потому что Костя – весельчак, рассказывает какие-то байки, я его слушаю, открыв рот. Только потом, когда он уходил, я гадал: а о чем мы разговаривали? И не мог вспомнить.
Однажды я споткнулся в подъезде и ушиб ногу. Боль была такой сильной, что я не мог стоять. Шипя от боли, кое-как дохромал до лифта, поднялся домой, позвонил Косте:
– Слушай, сосед, выручи меня. Отвези срочно в травмпункт, я ногу ушиб, ходить не могу.
– Прости, старичок, не сегодня, – ответил он. – Уезжаем с женой за покупками.
Тогда я вызвал такси. Оказалось, у меня перелом большого пальца, мне наложили гипс. Я вернулся домой, позвонил на работу, взял больничный. В первый день от растерянности впал в уныние – оказывается, когда не можешь ходить, все становится очень сложно.
– Извини, я занят, – ответил Костя в ответ на просьбу купить мне продуктов в супермаркете.
В аптеку за костылем пойти он тоже отказался. Жена его, видите ли, заставила уборку делать, а ссориться с ней он не хотел. Я оказался в одиночестве, без еды и средств передвижения. В довершение всего на следующий день у меня поднялась температура. Тогда я решился и позвонил Вове. Запинаясь от неловкости, рассказал о своих проблемах. Я так давно ему не звонил, что не знал, друзья мы все еще, или уже нет.
– Через час буду, – коротко ответил он.
Действительно, приехал через час, привез полные пакеты продуктов. Дал лекарства.
– Выпей, полегчает.
– А что это?
– Не знаю, мама дала для тебя. Пей, не сомневайся. И лежи, я все сам сделаю.
Он сходил в аптеку, купил мне костыль. Сварил борщ, приготовил жаркое. Мы пообедали, выпили чаю. Вова провел у меня часа три, и все время говорил о своих котлах и трубах, о том, как трудно жить, когда все кругом втридорога. Но теперь меня это совершенно не раздражало. На мои сбивчивые слова благодарности он только рукой махнул.
– Звони, если надо.
Через месяц я уже нормально ходил, гипс сняли. С соседом Костей общение свел до минимума: здороваюсь, и только. А на все его просьбы «Не в службу, а в дружбу» отвечаю, что не могу. Почему-то не хочется его видеть.
Скоро к Вове в гости пойду. Давно не виделись.
Надо позвонить его маме и спросить, что им купить к чаю.